Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:29, контрольная работа
Цель контрольной работы раскрыть взаимоотношения государства и гражданского общества.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1. Рассмотреть историю взаимодействия государства и гражданского общества.
2. Описать модели взаимоотношений государства и гражданского общества.
3. Изучить формы взаимодействия государства и гражданского общества.
Введение
1.История взаимодействия государства и гражданского общества
2.Модели взаимоотношений государства и гражданского общества
3.Формы взаимодействия государства и гражданского общества
Заключение
Список использованной литературы
Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составляющих единую систему конституционализма. Конституционализм, как политико-правовой принцип, имеет различное толкование в силу, вероятно, его длительной эволюции. Согласно классическому правовому определению, конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В этом смысле конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, в котором отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами.
Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за переведение конкретного направления политики несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.
По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, реакционных), конституционализм может иметь договорной характер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху государством. Во втором случае монарх «дарует» обществу конституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.
Договорный конституционализм преобладал в странах классической, хаотической модернизации, где процессы формирования гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономические, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпринимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.
Октроированный
конституционализм характерен для
стран запаздывающей
Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.
Исходя
из этого, распределение полномочий
между тремя политическими
Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.
Большинство
стран Западной Европы пыталось перенести
английский вариант в свои общества. Однако
наличие двух противоборствующих политических
потоков - республиканско-
Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов, прежде всего, способствуют следующие структурные факторы: повышение образовательного уровня населения; развитие общественных коммуникаций; периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения; реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.
В
то же время извечными трудностями
становления и развития гражданского
общества являются не только активность
государства, стремление правящих элит
к усилению своих позиций в социуме и даже
превышению собственных полномочий. Серьезную
опасность для формирования и существования
гражданского общества представляет и
деятельность различного рода корпоративно-бюрократических
структур внутри государства, неизменно
принижающих статус самодеятельной активности
граждан и стремящихся усилить государственную
опеку над нею. Самостоятельными и крайне
важными причинами ослабления позиций
гражданского общества служат и непроясненность
для населения ценностей социальной самодеятельности,
отсутствие приверженности общественного
мнения ценностям идеологии прав человека.
Поэтому гражданское общество не возникает
там, где люди не борются за свои права
и свободы, где отсутствуют традиции критического
анализа общественностью деятельности
властей и, наконец, где политические свободы
воспринимаются людьми как своеволие
и отсутствие ответственности за свои
поступки.
Взаимоотношения
государства и гражданского общества
сложны и разнообразны, несмотря на
целый ряд различий между этими
понятиями. Правовое государство может
формироваться только в органической
связи с гражданским обществом,
обеспечивая его
В тоже время правовым считается только то государство, которое опирается на гражданское общество, способное реально противодействовать государству, его органам ил и высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими обыкновенными законами или с Конституцией.
Отсутствие реальных рычагов воздействия общества на государство для предотвращения узурпации власти со стороны его органов или высших должностных лиц сводит правовое государство на нет, делает его призрачным.
По Конституции наша страна является правовым государством. Однако, деля вывод по всей работе, можно сказать, что действительность не соответствует определению. У российских граждан видимо, нет еще осознания того, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок важнейшей из которых является гражданское общество. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Психология русского человека опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
Информация о работе Взаимоотношения государства и гражданского общества