Виды вопросов и требования к вопроснику и качеству опросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Основные методы опроса.................................................................................... 5
2. Критерии классификации опросов…………………………………………..…… 8
3. Особенности основных видов опросов…………………………………….…… 10
Заключение……………………………………………………………………..……..14
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ социология.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

Тема «Виды вопросов и требования к вопроснику и качеству опросов»

Выполнил:

Фазлыева Юлия Ришатовна

ФИО полностью, заполняется студентом

Группа:

Э-12-С(И5)

если номер группы неизвестен, просто, например, М(Ф, ЭУ и т.д.)-10-С(И),

 заполняется студентом

Контактная информация:

Е-mail: fazlyeva.yuliya@mail.ru

8-912-13-86-288/8-912-78-09-539

e-mail, моб.телефон , заполняется студентом

Отметка о регистрации:

 

дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры)

Проверил:

Беляева Ольга Сергеевна

ФИО преподавателя

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

 

 

 

Пермь 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….. 3

1. Основные методы опроса.................................................................................... 5

2. Критерии классификации опросов…………………………………………..…… 8

3. Особенности основных видов опросов…………………………………….…… 10

Заключение……………………………………………………………………..……..14

Список литературы…………………………………………………………………. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемы посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Правила составления вопросов:

- Каждый вопрос должен быть  логичным и отдельным.

- Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

- Вопросы должны быть краткими.

- Вопросы должны быть конкретными.

- Вопросы не должны содержать  подсказку.

- Формулировка вопроса должна  предотвратить получение шаблонных  ответов.

- Язык вопросов не должен  вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОПРОСА

Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта — стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры — например, стремление выделиться из общей массы.

Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т. д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.

Метод основан на теории means-end-chain, разработанной Т.Дж. Рэйнолдсом и Дж. Гутманом.

Проблемой такой процедуры является то, что респонденты могут начать выдумывать причины и пытаться объяснить своё поведение даже в том случае, если на самом деле их решения являются привычными или малоосознанными (например, в случае импульсных, спонтанных покупок). Соответственно, данный метод имеет смысл применять только для товаров с высоким уровнем (рациональной) вовлечённости потребителей.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

По числу респондентов

- Индивидуальное анкетирование (один  респондент)

- Групповое анкетирование (несколько  респондентов)

- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

- Сплошное (опрос всех представителей  выборки)

- Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

- Заочное (анкетёр отсутствует)

- Рассылка анкет по почте

- Публикация анкет в прессе

- Публикация анкет в интернете

- Вручение и сбор анкет по  месту жительства, работы и т. д.

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн-опросник и собрать данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ОПРОСОВ

Все опросы можно классифицировать по следующим критериям:

По способу получения информации и ее интерпретации:

1) анкетный опрос (когда опросный лист  напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения);

2) социологическое интервью (как  наиболее гибкую форму работы  с респондентом, основанной на  непосредственной беседе (очной) или  заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме;

3) экспертный опрос (когда в качестве  респондентов выступают эксперты).

По степени охвата генеральной совокупности:

1) сплошные опросы (ситуация, когда  опросом охвачена вся генеральная совокупность);

2) выборочные опросы (ситуация, когда  опросом охвачена часть генеральной  совокупности по принципам и  правилам выборки).

По процедуре проведения:

1) индивидуальные опросы (проходят  в индивидуально-личной форме  при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента);

2) групповые опросы (когда социолог  работает не с одним, а сразу  с несколькими респондентами, порой  с целой группой.

По форме проведения:

1) устные опросы (разные виды интервью);

2) письменные опросы (анкетный опрос).

По способу коммуникации социолога и респондента:

1) контактные опросы (интервью и  некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе  проведения опроса);

2) бесконтактные опросы (почтовые  или прессовые опросы, основанные  на непосредственно личном контакте  социолога и респондента в  процессе проведения опроса).

По частоте проведения:

1) разовые опросы населения по  определенным проблемам;

2) повторные (мониторинг, лонгитюд).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОПРОСОВ

Итак, в зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:

 

Face-to-face  опросы   (личные опросы):

-опрос по месту жительства (квартирный  опрос),

-уличный (в т.ч. магазинный) опрос,

-опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),

Дистанционные опросы:

-телефонный опрос,

-интернет-опрос,

-анкеты на самозаполнение (в  т.ч. почтовый опрос).

 

Опрос по месту жительства респондента  (квартирный опрос)

Применение

Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.

Методика проведения

Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На  каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.

Достоинства квартирного опроса

-Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.

-Возможность демонстрации респонденту  стимульных материалов (карточек, образцов  продукции и т.д.).

-Простота проведения контроля  работы интервьюеров.

Недостатки квартирного опроса

-Высокие требования к квалификации  интервьюеров

-Относительно высокая стоимость  проведения интервью

-Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов

 

Опрос с центральной локацией (Холл-тест)

Применение

Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).

Методика проведения

Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.

Информация о работе Виды вопросов и требования к вопроснику и качеству опросов