Виды вопросов и требования к вопроснику и качеству опросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Основные методы опроса.................................................................................... 5
2. Критерии классификации опросов…………………………………………..…… 8
3. Особенности основных видов опросов…………………………………….…… 10
Заключение……………………………………………………………………..……..14
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ социология.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Достоинства холл-теста

-Возможность проведения достаточно  продолжительных (до 35 минут) интервью.

-Возможность использования стимульных  материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта).

-Простота проведения контроля  работы интервьюеров

Недостатки холл-теста

-"Качество" респондентов сильно  зависит от месторасположения  точки, в которой проводится опрос.

-Неслучайность выборки (в выборку  попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе)

-Сложность рекрутирования отдельных  групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)

 

Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей

Применение

Может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.

Методика проведения

Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.

Достоинства уличного опроса

-Высокая скорость проведения  опроса.

-Относительно низкая стоимость  проведения опроса.

-Кроме того, при проведении опроса  в местах продаж и/или опроса  в местах скопления потребителей  появляется возможность опросить  некоторые специфические группы респондентов

Недостатки уличного опроса

-Ограничения на продолжительность  интервью (до 10 минут)

-Относительная сложность организации  контроля за работой интервьюеров

-Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)

-Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.

 

Телефонный опрос

Применение

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках)

Методика проведения

На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Достоинства телефонного опроса

-Высокая скорость проведения  опроса.

-Относительно низкая стоимость проведения опроса.

-Возможность широкого географического  охвата.

-Возможность добраться до труднодостижимых  для других видов опроса групп  респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтера, и т.д.)

-Легкость контроля качества  работы интервьюеров

Недостатки телефонного опроса

-Серьезное ограничение продолжительности  интервью (до 7 минут).

-Невозможность использования стимульных  материалов

-Низкий уровень телефонизации  средних и небольших городов  России

 

Анкета на самозаполнение

Применение

Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).

Достоинства анкет на самозаполнение

-Относительно низкая, в некоторых  случаях, стоимость проведения

-Отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность  респондентов.

Недостатки анкет на самозаполнение

-Недостаточная скорость сбора  данных

-Проблема возврата анкет.

-Проблема репрезентативности выборки

 

Интернет-опросы

Применение

При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)

Достоинства интернет опросов

-Оперативность результатов.

Недостатки интернет опросов

-Стоимость и время опроса  практически полностью зависит  от посещаемости площадок, на которых проводится опрос

-Стихийность выборки

-Нерепрезентативность выборки

-Отсутствие контроля за действиями  респондента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого опрос порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод опроса является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках,  ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность  и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль  и значение  тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода опроса связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации опроса.

На качество  полученной методом опроса информации влияют факторы,  связанные, с одной стороны, с личностью  самого респондента  (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы  психики, отношение  к исследуемой проблеме и к человеку  или организации, проводящей опрос), а с другой  - факторы,  связанные с деятельностью  самого исследователя (начиная с профессионализма  в составлении опросного листа и заканчивая мастерством  работы анкетера  или интервьюера  с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация  самой процедуры опроса.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амеркромби Н., Хилл С., Теренр  Б. Социологический словарь. Казань, 2003

2. Беляевский И.К. Маркетинговое  исследование: информация, анализ, прогноз. уч.пособие – М.: Финансы и статистика, 2001

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Краткий курс. – М., 2002

4. Кравченко А.И. Социология –  М.: Проспект, 2003

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко – М.: 2003

6. Яковлев С.И. Опрос – М., 2004

 


Информация о работе Виды вопросов и требования к вопроснику и качеству опросов