Виды конфликтов по наиболее существенным проблемам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: дать понятие что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3
2. Фазы конфликта………………………………………………………….......5
3.. Виды конфликтов…………………………………………………………….6
4. Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей…..6
5.Конфликт интересов……………………………………………………………8
6. Ценностный конфликт……………………………………………………….11
7.Заключение……………………………………………………………………15
8.Список литературы…………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

1.Введение. 
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли  оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

           Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо  специальные усилия для того , чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

           Чтобы найти правильное решение  этой дилеммы весьма полезно  знать, что такое конфликт, как  он разворачивается, через какие  фазы проходит и как разрешается.  В этом смысл изучения конфликтов.

           Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление  производственной и общественной  жизни. Можно сказать, что такого  рода конфликты существуют всюду  - в семье, на работе, в школе.  Чтобы выработать верную линию  поведения в различных конфликтных  ситуациях, очень полезно знать,  что такое конфликты и как  люди приходят к согласию. Знание  конфликтов повышает культуру  общения и делает жизнь человека  не только более спокойной,  но и более устойчивой в  психологическом отношении. 

           Наиболее важные конфликты между  людьми и социальными группами  концентрируются в сфере политики. Политика есть не что иное, как сфера деятельности по  разрешению и воспроизводству  конфликтов.

           Вместе с тем политика не  только область примирения конфликтующих  сторон. Очень часто она оказывается  средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью.  К власти стремятся не все,  но очень многие, в особенности  социально активные люди. Но число  властных позиций в обществе  ограничено. Если эти властные  позиции не определяются нормами  наследования, как это имеет место  при монархическом политическом  устройстве, то обязательно возникает  конфликт между теми, кто имеет  некоторые шансы и возможности  занимать те или иные властные  позиции. Борьба за та кого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

          Собственно, суть любого политического  режима заключается именно в  том, что он определяет формы  политического конфликта в борьбе  за властные полномочия. Он определяет  те способы, пользуясь которыми  участники политической борьбы  или конкуренции добиваются своих  целей, главная из которых - победа над своим противником,  оппонентом, соперником.

          Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

          Следовательно, задачи изучения  конфликтов многогранны. Каждый  извлекает из этого изучения  пользу для себя. Предприниматель  получает сведения о том, как  развивается конкуренция в условиях  рынка, профсоюзный деятель узнает  о методах защиты интересов  своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист  получают сведения о прецедентах,  имеющих для представителей этих  родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические  знания, поскольку конфликты в  обществе развиваются не только  на бытовом уровне, они пронизывают  отношения как внутри государства,  так и между государствами. 

           А «простому человеку» изучение  конфликтов нужно для того, чтобы  избавиться от своей «простоты»  и получить те сведения, без  которых невозможно быть гражданином  своей страны, своего отечества  и действовать сообразно принципам  гражданственности в различных,  подчас весьма сложных общественно-политических  ситуациях. 

 

 

 

 

 

2.Фазы конфликта.

       Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе , своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами , интересами и потребностями . Существенная сторона социального конфликта состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей , которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

           Каждая сторона воспринимает  конфликтную ситуацию в виде  некоторой проблемы  в разрешении  которой преобладающее значение  имеют три главных момента :

           во-первых, степень значимости  более  широкой системы связей , преимущества и потери , вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

           во-вторых, степень осознания собственных  интересов и готовность пойти  на риск ради их осуществления;

           в-третьих, восприятие противостоящими  сторонами друг друга , способность учитывать интересы оппонента.

          Таким образом , основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом :

1. Исходное  положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая  сторона - причины и характер  ее действий.

3. Ответные  меры; степень готовности к переговорному  процессу; возможность нормального  развития и разрешения конфликта  - изменения исходного положения  дел.

4. Отсутствие  взаимопонимания, т.е. понимания  интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация  ресурсов в отстаивании своих  интересов.

6. Использование  силы или угрозы силой (демонстрация  силы) в ходе отстаивания своих  интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация  контрресурсов ; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая  ситуация , ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание  тупиковой ситуации; поиск новых  подходов; смена лидеров конфликтующих  сторон.

10. Переосмысление , переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый  этап социального взаимодействия.

 

3.Виды конфликтов.

 

            Используя схематику, предложенную Н. Смелсером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:

            1. Межиндивидуальные конфликты.

            2. Межгрупповые конфликты, при  этом в числе групп можно  выделить:

  а) группы  интересов, 

  б) группы  этно-национального характера, 

  в) группы, объединенные общностью положения.

            3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

            4. Внутри и межинституциональные конфликты.

            5. Конфликты между секторами общественного  разделения труда. 

            6. Конфликты между государственными  образованиями. 

            7. Конфликт между культурами или  типами культур. 

            Важно обратить внимание на  то, что каждый из субъектов  действия может выступать стороной  конфликта, при этом применительно  к данному субъекту конфликт  может развертываться во всех  сферах его жизнедеятельности  и со всей полнотой мотивации  или с включением всей совокупности  его движущих сил. 

            Рассмотрим более подробно наиболее  существенные проблемы детерминации  конфликта через выстроенную  систему движущих сил. 

 

4.Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей.

            Современная ситуация в мире  выдвигает проблему ресурсов  или жизненных потребностей на  одно из первых мест. Как известно, имеются различные оценки состояния  экономических и демографических  ресурсов как применительно к  миру в целом, так и применительно  к его отдельным регионам, странам  и народам. Эти оценки распадаются,  как правило, на две крайние  группы - алармистские и оптимистические.  Каждая из этих крайних позиций  пытается воздействовать на сложившуюся  ситуацию таким образом, чтобы  предоставить аргументы в пользу  своей точки зрения определенным  политическим силам и группировкам и оказать влияние на состояние общественного мнения. Это, разумеется, не означает, что проблем не существует на самом деле. В полемике по вопросам экологии рассматриваются действительно существенные вопросы, решение которых связано с обеспечением перспектив жизнедеятельности со соответствующих общественных групп и человечества в целом. Для России наиболее существенными проблемами экологического порядка оказываются загрязнение атмосферы и водных массивов, истощение почвы, нарушение экологического равновесия в ряде регионов страны в результате индустриализации и химизации народного хозяйства. Огромный ущерб жизненным интересам населения бывшего Советского Союза нанесла Чернобыльская авария. Как выяснилось через некоторое время после этой аварии, на территории России имеется целый ряд районов, пораженных радиоактивным излучением и практически непригодных для жизни. Однако применение средств контроля радиационной обстановки не развито. Население в целом, за исключением сравнительно узких привилегированных групп, не имеет доступа к информации по этим вопросам.

         Конфликты по поводу потребностей  могут быть подразделены на  два типа: во-первых, конфликт из-за  реальной или кажущейся ограниченности  ресурсов; во-вторых, из-за соотношения  краткосрочных и долгосрочных  потребностей. Несомненно, что к  числу наиболее существенных  долгосрочных потребностей всего  человечества  относится освоение  околоземного космического пространства. Однако реализация соответствующих  программ - дело чрезвычайно дорогостоящее.  В условиях кризиса это дополнительная  нагрузка на бюджет, в связи с чем появляются аргументы против развертывания соответствующих программ. Примерно таким же образом обстоит дело и с вопросами финансирования фундаментальных научных исследований, которые не могут дать непосредственной отдачи в краткосрочной перспективе. Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш с точки зрения ближайшей перспективы и проигрыш в долгосрочном варианте.

          Проблема ориентации на ближайшие  и отдаленные цели является  общечеловеческой и вечной проблемой.  Она касается не только человечества  в целом, но и жизнедеятельности  любых сообществ, социальных институтов, социальных групп, жизненных потребностей  любой семьи и каждого отдельного  индивида. Во всех структурах  человеческого взаимодействия эта  проблема возникает вновь и  вновь, решается и вновь перерешается. Примеры, иллюстрирующие значение  этой проблемы, могут быть приведены  из самых разных областей. Так,  каждая семья в современном  обществе самостоятельно решает вопрос о количестве детей, т. е. о продолжении своей жизни в потомстве. При этом семейная политика призвана учитывать с помощью семейного планирования «качество» будущих новых членов семьи - их здоровье, уровень образования, характер жилищных условий и т.д. Все это связано с долгосрочными потребностями воспроизводства на индивидуальном уровне. Выбор в пользу этих потребностей несомненно означает определенный ущерб текущему благосостоянию семьи. В кризисных условиях ущерб этот может быть весьма существенным. Совокупный результат решений, принимаемых на индивидуально-семейном уровне, может стать и становится подчас важнейшим фактором неблагоприятной демографической ситуации для населения данной страны или данной этнической группы.

 

5.Конфликт интересов

          Общее между потребностями и  интересами состоит в том, что  в обоих случаях мы имеем  дело со стремлениями людей,  непосредственно воздействующими  на их социальное и экономическое  поведение. Однако если потребности  ориентируют поведение людей  на обладание теми благами,  которые оказываются жизненно  необходимыми или стимулируют  жизненно значимые способы деятельности  человека, то интересы - это те  стимулы действия, которые проистекают  из взаимного отношения людей  друг к другу. Непосредственный  предмет социального интереса - это  не само благо как таковое,  а те позиции индивида или  социального слоя, которые обеспечивают  возможность получения этого  блага. А поскольку эти позиции  неравны, постольку интересы в  определенном смысле более конфликтогенны , чем потребности. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование  реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и выступают в качестве непосредственной причины социального поведения.

Информация о работе Виды конфликтов по наиболее существенным проблемам