Со стороны общества на формирование
интересов оказывают наибольшее
воздействие институты и системы
распределения жизненных благ, сложившиеся
в нем. Так или иначе через
системы распределения решается
наиболее существенная задача организации
любой социальной общности: соотнесения
результата деятельности и при знания
этого результата через вознаграждение.
При этом не следует иметь в виду лишь
материальное или финансовое вознаграждение.
Это - лишь частный случай более общего
социального механизма мобилизации мотивации
деятельности индивидов и социальных
групп. В качестве вознаграждения может
использоваться весьма широкий спектр
не только имущественных, но и духовных
благ, предоставление которых означает
повышение престижа вознаграждаемого
лица или социальной группы за то, что
считается или признается полезным для
общества. Денежное вознаграждение в условиях
рыночной экономики выступает в качестве
«обобщенного» средства вознаграждения,
поскольку оно предоставляет человеку
большую свободу выбора в расходовании
полученных средств. Конкретное благо,
получаемое удовлетворение в рамках этой
системы, становится частным делом. В рамках
бюрократической системы гораздо большее
значение в качестве средства вознаграждения
имеет, например, продвижение по службе.
Через определенные виды соединения
пользы и на грады общество
организует интересы социальных
групп, направляя их по некоторым
более или менее стабильным
каналам. Интересы поэтому направлены
не на абстрактное общество
вообще, а на систему социальных
институтов и прежде всего
на институты распределения, которые
оказываются главными инструментами
регулирования социального положения.
Через эти институты и закрепляется
(воспроизводится) и изменяется
совокупность социальных положений
в обществе.
Любые социальные институты, особенно
институты распределения, теснейшим
образом связаны с организацией
экономической жизни. Но вместе
с тем они имеют продолжение
в сфере политических, т.е. властных,
отношений. Поэтому и экономические
интересы имеют тенденцию к
превращению в интересы политические.
Это происходит в тех случаях,
когда напряженность, возникающая
на основе неудовлетворенных
экономических притязаний, не получает
разрешения в своей сфере, когда
становится очевидным, что политическая
власть направлена на сохранение
прежде существовавших экономических
институтов и, прежде всего,
институтов распределения, рассматриваемых
в широком смысле слова. С
одной стороны, они регулируют
распределение благ, а с другой
,- распределение массы населения данного
общества в соответствии с имеющимися
в обществе позициями, социальными ролями,
положениями. Институты политической
власти имеют более непосредственное
отношение именно к этому второму виду
распределения, скрепляя при помощи права,
законодательства, обычая и авторитета
социальную структуру. При этом осуществляется
либо интегрирование общества, либо его
расслоение и раскол.
Естественно, что не всякое
расслоение ведет к расколу.
Наоборот, во многих случаях органическая
солидарность, о которой писал
Дюркгейм, обеспечивается социальной
дифференциацией. Раскол возникает
в случае нелегитимной дифференциации,
которая основывается на дисфункциях
распределительных и политических
институтов. Социальные интересы
в этом случае не дополняют
друг друга, а становятся антагонистическими,
взаимоисключающими. Собственно все
социальные революции, радикальные
общественные преобразования порождаются
глубинными конфликтами интересов:
деятельность социальных групп
в этом случае оказывается
разнонаправленной прежде всего по отношению
к наиболее существенным экономическим
институтам - собственности и системам
распределения, - а также к средствам и
способам использования политической
власти. Низы в этом случае не желают жить
по-старому, а верхи не могут управлять
обществом с помощью прежних политических,
экономических и социальных институтов.
С точки зрения социологии
конфликта интересы, следовательно,
нельзя сводить только лишь
к экономическим отношениям. Они
пронизывают все сферы жизнедеятельности
и все жизненные отправления
человека, раскрывая их социальную
природу, постоянно демонстрируя,
что любой жизненный акт так или
иначе затрагивает отношения с другими
людьми, с обществом, с социальными группами.
В духовной жизни интересы получают свое
завершение, оформление через формирование
определенных стереотипов культуры, через
признание нормальными определенных форм
жизнедеятельности людей.
Нежелание жить «по-старому» означает
слом старых стереотипов культурного
поведения и формирование новых
«образцов», на которые ориентируется
массовое сознание.
Одновременное преобразование экономических,
политических и культурных институтов
под напором соответствующих
потребностей и интересов означает
по сути дела переструктурирование
общества, формирование новых социальных
групп. Но теоретически этот процесс может
быть представлен двояким образом. Первый
вариант состоит в том, что возникновение
новых групп происходит в прежнем социальном
пространстве. Каркас общества остается
неизменным, а изменяются лишь взаимоотношения
групп: тот, кто занимал очень мало места
в прежнем социальном пространстве, стал
занимать больше места, и наоборот. То,
что происходит в России сейчас, означает
иной тип изменений. Изменяется сама «кривизна»
пространства, изменяется каркас общества
и основы его общественно-политического
устройства. Поэтому прежние схемы социально-политических
преобразований не объясняют всей сложности
происходящих перемен.
Меняются не только группы
внутри общества, меняется и само
общество. И это проявляется прежде
всего в изменении критериев социальных
различий, что связано с изменением ценностных
параметров общественной жизни, духовной
культуры, способов организации экономической,
социальной, политической деятельности
людей. Преобразования в России не имеют,
по-видимому, аналогов в мировой истории,
поэтому их столь сложно объяснить, апеллируя
к прошлому опыту и к теоретическим построениям,
обобщающим прежние преобразования.
6.Ценностный
конфликт.
По отношению к конфликтам, развитие
которых побуждается потребностями
и интересами, ценностный конфликт
имеет более определенно выраженный
идеологический характер. Здесь
сталкиваются различные, а точнее
говоря, противоположные интерпретации
целей общественного развития. Одна
из наиболее существенных проблем
переходного общества заключается
в стремлении выйти из хаоса.
Естественно, что хаос и порядок
понятия относительные. И все
же необходимой предпосылкой
порядка является определенный
уровень рационализации общественных
отношений, основанный на общем
признании некоторой системы
ценностей. Речь идет не о
единственной системе ценностей.
Признание допустимости светского
мировоззрения не означает требования
его полного доминирования, равно
как и наоборот. Современная культура
предполагает достаточно широкие
рамки терпимости, то есть возможности
общения и совместного действия
людей или групп, приверженных
разным системам мировоззрения
и различным ценностным ориентациям.
Однако терпимость и взаимное
признание пока еще не являются
доминирующими способами взаимоотношений
между ценностными установками.
Достаточно часто системы ценностей
выступают в качестве самодостаточных
источников мотивации, действующих
на основе деления человеческих
сообществ на своих и чужих. Именно
в этом случае мы наблюдаем ценностный
конфликт. Различия между своими и чужими,
между нами и ими приобретают определяющее
значение и становятся доминирующим фактором
индивидуальной и групповой мотивации.
В российских условиях мы наблюдали
на протяжении XX в. мощные ценностные
противостояния эксплуататоров
и трудовой массы, белых и
красных, ортодоксальных марксистов
и отступников-ревизионистов, демократов
и представителей номенклатуры,
сторонников и противников реформ.
Все эти политические противостояния
связаны с конфликтами политических
интересов. Но дело в том,
что любые политические и экономические
интересы получают определенное
ценностное обрамление, связанное
с интерпретацией коренных вопросов
мировоззрения, взаимоотношения
человека и общества, проблем
личной свободы, роли государства
и т.д. Ценностные противостояния
и приоритеты - и в этом их
особенность - основаны на вере.
Люди верят в возможность достижения
лучшей жизни, в то, что именно
эта группа политических лидеров
знает правильный путь выхода
из кризиса. Они верят в тот
или иной вариант идеи справедливости
и свободы. В соответствии с
верой выстраивается и знание,
т.е. система рациональных аргументов,
объясняющих и оправдывающих
исходные символы веры - постулаты,
на основе которых строится
данная система ценностей. Например,
если одна политическая группировка
ориентирована на создание рыночных
отношений, а другая - на государственный
социализм, каким бы словом
это ни называли, то в качестве
аргументов в пользу со ответствующих
точек зрения будет использоваться широкий
спектр доводов экономического, социально-политического,
философского и психологического характера.
И все же в конечном счете в основе самих
этих систем аргументации будет убежденность,
вера в то, что лучшим способом организации
общественного устройства является такой,
который обеспечивает приоритет индивида
по отношению к общественному целому или,
наоборот, приоритет общественного целого
над индивидуальными стремлениями. Как
мы уже видели из содержания первой главы,
спор этот является вечным. Это спор в
рамках европейской культурной традиции.
И он в конечном счете выражает две системы
ценностных ориентаций, формирующих разную
или противоположную интерпретацию проблемы
взаимоотношения индивида и общества.
Несомненно, что с этой точки
зрения очень важное место
в европейской культурной традиции
занимает и вопрос об отношении
к государственной власти. Несомненно,
что сама власть оказывается
общественно значимым благом
или ценностью. Но эта ценность
может рассматриваться в качестве
инструментальной, т.е. в качестве
средства для достижения тех
или иных целей, или же в
качестве самодовлеющей и приоритетной
ценности. В условиях слома одной
политической системы и замены
ее другой широкое распространение
в массовом сознании приобретает
негативное отношение к власти вообще.
Как свидетельствуют многочисленные опросы
по этому поводу, существует склонность
именно во власти как таковой видеть главный
источник зла. Такое восприятие власти,
как правило, сопряжено с иллюзорной самооценкой,
с представлением о том, что можно якобы
сохранить нравственную чистоту, порядочность
и иные личностные добродетели, обеспечив
себе наиболее удаленную из возможных
дистанцию от власти. Однако дело в том,
что неосознаваемые властные отношения
присутствуют в любом акте жизнедеятельности,
в том числе и в акте распределения и потребления.
Властные отношения пронизывают собой
все общественные структуры не только
в тоталитарном обществе, но и в самой
демократической общественной системе.
Разница заключается лишь в том, как именно
и какая часть этих отношений осознается.
И в условиях демократии человек, творческая
личность не может быть независимым от
источников своего существования. Свободным
на самом деле может быть лишь патриархальный
крестьянин, производящий сам большую
часть потребляемой им продукции и не
нуждающийся в современной системе связей,
информации, средствах передвижения и
общения. Для демократического выбора
важно, в какой мере мотивация социального
поведения является саморегулируемой
самоопределяемой, а в какой мере эта мотивация
задается и управляется средствами массовой
информации и со временного социального
контроля. Истина состоит в том» что человек
ощущает себя тем более свободным, чем
в меньшей мере он ощущает настойчивое
давление властных структур. Всякое принуждение
- прямое или косвенное ущемляет права
личности, ограничивает возможности индивидуального
выбора, а поскольку именно власть как
институт располагает реальными средствами
принуждения и поддерживает их в состоянии
готовности, постольку каждым отдельным
человеком она воспринимается как источник
угрозы.
Принципиальным с точки зрения
демократических ценностей и
общечеловеческой нравственности
является вопрос о способах
и средствах, которые использует
власть в качестве инструментов
мобилизации и социального контроля.
В какой мере эти средства
оказываются все общими - распространяемыми
на всех одинаково, а в какой
мере они носят избирательный
характер? Если они носят избирательный
характер, то каковы критерии
избирательности? Наконец, каковы
формы участия во власти для
граждан, каковы способы воздействия
на нее со стороны тех, кто
оказывается в подчиненном положении?
Именно в ответах на эти
вопросы и проходит водораздел
между ценностями демократического
общества и демократически ориентированной
личности и личности недемократической,
авторитарной, антидемократической.
Еще один уровень ценностного
конфликта проявляется в сфере
духовной жизни. Отчасти мы
его уже касались, рассматривая
вопрос о соотношении знания
и веры как конечных оснований
систем ценностей. Важно подчеркнуть,
что эта проблема перекрещивается
с взаимоотношением рационального
и эмоционального начала, но линии
перекрещивания оказываются далеко
не совпадающими. Оппозиция веры
и знания проявляется в истории
человеческой культуры с разной
степенью напряженности. В то
же время синтез эмоциональной
и рациональной мотивации может
осуществляться в различных формах
духовного творчества по-разному.
Во всяком случае в духовной жизни
и в культурном пространстве заключается
неисчерпаемый и вечно существующий источник
мотивации социального поведения, источник
мотивации личности, определяющий бесконечно
многообразные переходы сугубо личностной,
приватной и интимной мотивации к общественно
значимой - социально одобряемой или отвергаемой
системе действий и поступков. Это означает,
что и источники расхождений и конфликтов
между людьми в этой сфере бесконечно
многообразны. Но здесь же находятся и
огромные ресурсы регулирования конфликтов,
так как ценности не только разъединяют
людей, но и соединяют их. Перспективы
стабилизации социально-политической
системы решающим образом связаны с включением
ценностей духовной культуры - во всем
их многообразии - в регулирование тех
конфликтов, которые основываются на противостоянии
потребностей и интересов.
Заключение.
Большая часть проблематики конфликта
разрабатывается на макроуровне в контексте
крупномасштабных теоретических построений
, связанных с задачами объяснения социокультурных
изменений в современном обществе.
Вместе с тем , проблематика конфликта
носит сугубо прикладной характер. Она
пользуется широким спросом при решении
вполне конкретных ситуаций, в которых
наблюдается столкновение интересов двух
или большего числа сторон. По сути дела
в практике организации современного
менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции,
коммерческой деятельности и иных областях
жизни, где наблюдается непосредственное
столкновение интересов противостоящих
сторон, сложилось прикладное направление,
которое получило название конфликтология
.
Конфликтолог
- это специальная профессия, представители
которой участвуют во многих переговорных
процессах, выезжают в "горячие точки",
где работают в качестве консультантов
и участвуют в переговорном процессе на
разных уровнях и в разных ситуациях.