Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 05:20, курсовая работа
Актуальность исследования: проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем современном обществе, так как, находясь в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. Молодежь – социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.
Введение……………………………….…………………..………………….…3
Глава I. Теоретическое исследование влияния средств массовой информации на молодежь……………………..…………………………...…5
Положительное влияние СМИ………………………………….……….5
Отрицательное влияние СМИ………………………………...……..…10
Глава II. Эмпирическое исследование влияния СМИ на молодежь…..18
2.1. Программа эмпирического исследования….……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………..…………………22
Заключение………………………………………………….……...……..……28
Список литературы…………………………….…………….…..…...………..30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Кафедра: «Культурология, история, молодежная политика и реклама»
Курсовая работа
по дисциплине «Методология социальных исследований»
на тему:
«Влияние средств массовой информации на молодежь»
М.Н. Тимакина
Проверил:
проф. В.И. Зубков
Москва 2013г.
Содержание
Введение……………………………….…………………..
Глава I. Теоретическое исследование
влияния средств массовой информации
на молодежь……………………..…………………………..
Глава II. Эмпирическое исследование влияния СМИ на молодежь…..18
2.1. Программа эмпирического
исследования….……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация полученных
данных………..…………………22
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………….…
Приложения
Молодежь – социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт.
Задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? И, вообще, существует ли это влияние?
Предмет исследования: СМИ - как инструмент воздействия на молодежь
Цель исследования: определить степень влияния СМИ на молодежь
Задачи исследования:
Глава I. Теоретическое исследование влияния средств массовой информации на молодежь
1.1. Положительное влияние СМИ
Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно.
Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.
Влияние прессы
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм.
И в этом есть свои «плюсы». Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
Всё это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием (избирательно, в том порядке, темпе и ритме), которое устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и т.п1.
Влияние радио
Наиболее характерной чертой радиовещания является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволяет широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.
Слушатель радио имеет возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком, и тем, что его сопровождает.
Отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения1.
Влияние телевидения
Телевидение «родилось» на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой передачи, в значительно большем «эффекте присутствия», поскольку информация заключена в единстве звуко- и видеоряда. В необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.
Основные функции телевидения:
Влияние Интернета
Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы - виртуальной реальности. Системы виртуальной реальности все больше оказываются задействованными в процессе жизнедеятельности человека, а также всего общества.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения и творчества. Интернет создан, чтобы развивать способности детей. Например, основная деятельность подростка - учебная, в ходе которой подросток не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.
Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для вех людей, нуждающихся в получении информации. Во всемирной паутине с каждым днем прибавляется тысячи людей. Интернет-аудитория растет, повышается уровень осведомления в тех или иных событиях, что, конечно же, отразилось на обществе. Сеть изменила структуру современного общества. Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры.
Интернет имеет такие уникальные характеристики:
Влияние рекламы
Из множества рекламных средств, телевизионная реклама - самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, сочетанием звукового и зрительного воздействия и огромной аудиторией.
Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор. Реклама развивается тем быстрее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать всюду: по телевидению, радио, в печати.
Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые информационные технологии, новшества в компьютерной сфере, прогрессивное развитие научно-технической базы - всё это оставляет своеобразный отпечаток на умонастроении современного человека, в частности студента.
Положительная сторона средств массовой информации:
Для того чтобы СМИ оказывали полезное, а не разрушающее влияние на молодые «умы» необходимо:
Только тогда будет осуществляться культурная функция СМИ, способствующая развитию необходимых качеств молодёжи1.
1.2. Отрицательное влияние СМИ
Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом.
Информация о работе Влияние средств массовой информации на молодежь