Возникновение и развитие социологии в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.
Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.
2. Психологическое направление в социологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ваня социология.docx

— 101.57 Кб (Скачать файл)

Социальное выступало  у него негативным элементом, подавляющим  созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

Заключение 

 

Социологическое знание стремится  вобрать в себя всё лучшее, что  имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых  направлений, которые определяют её движение вперёд. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, "человеческие отношения", общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит ещё многое сделать для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.

Таким образом, можно сказать, что история европейской общественной мысли, начиная с Нового времени, во многом развивалась под определяющим воздействием естественнонаучной методологии, складывающейся в результате выдающихся открытий в механике, астрономии и  др. В социологии ХIX - начала ХХ вв. существовали две главные формы: натурализм - социал-биологизм, представленный концепцией социального организма (Герберт Спенсер, Альберт Шеффле, Рене Вормс и др.) и дарвинизма социального (Уолтер Беджгот, Людвииг Гумплович, Уильям Самнер и т.д.).

Естественно, разнообразные  школы позитивистского направления  в социологии начала ХХ века лишь первые шаги на пути формирования социологии как самостоятельной науки. Социальный дарвинизм в социологии, несмотря на определенные достижения в постановке некоторых социологических проблем (конфликты, этноцентризм и др.) постепенно к началу ХХ ст. исчерпал свой потенциал потому что основные принципы несвязанные с выявлением по существу социальных механизмов развития общества игнорировали его историческую сущность.

Психологическое направление  в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления  и процессы психологическими факторами  и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии. Главная заслуга психологического направления в социологии и политологии - сосредоточение пристального внимания на выяснении места и роли общественного  и индивидуального 34

сознания, их соотношения  в социально-политической жизни, на анализе мотивации социальных и  политических действий людей и ее механизма. Вместе с тем в его  рамках чаще всего происходило одностороннее  преувеличение значения психологического момента (чувств, склонностей, инстинктов и т.п.) в ущерб другим, в том  числе собственно социальным и политическим. Общественные отношения неправомерно сводились лишь к межличностным, а сама личность - к ее самосознанию.

Психологизм в социологии - попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Представители этого направления, с разных сторон рассматривая суть психических явлений, старались  с их помощью объяснить социальные явления и процессы. В развитии психологической социологии выделяют следующие самостоятельные направления "психологию народов", тесно связанную  с этнографией, групповую психологию и интеракционизм.

Ярким представителем "психологии народов" можно назвать Вильгельма Вунда, групповой психологии - Гюстава Лебона и Габриеля Тарда, интеракционизма - Джорджа Герберта Мида. "Психология народов" была одной из первых попыток начать конкретное исследование взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Ценна была прежде всего сама установка на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований. Однако в конце XIX в стало ясно, что ни психология индивида, ни абстрактный "народный дух" не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно группового и массового поведения.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются  и развиваются лишь отдельные  элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее  её сущность и содержание. Иначе  говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ  на потребности общественного развития.

 

Список использованной литературы :

 

1. Арон Р. Этапы развития  социологической мысли. М., 1992.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999.

3. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. 1999. №1.

4. Гофман А.Б. Семь лекций  по истории социологии. Учебное  пособие для вузов. М., 1995.

5. Громов И.А., Мацкевич  А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая  социология. СПб., 1996.

6. Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии XIX века // Социологические исследования. 1998. №6.

7.3. Лукашевич Н.П. Туленков Н.В. Введение в социологию: Учебн.-метод. Пособие. - К.: МАУП, 1996.

8. История социологии: учебное  пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993.

9. История теоретической  социологии. В 4-х т. Т.1/Ответ. ред. сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997.

10. История теоретической  социологии. В 5 томах. Т.2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного  знания). М., 1997.11. Капитонов Э.А. История  и теория социологии. Социология  ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: "Издательство ПРИОР", 2000.

12. Ковалевский М.М. Конт, его предшественники и последователи  // Ковалевский М.М. Сочинения в  двух томах. Т.I. СПб., 1997.

13. Конт О. Дух позитивной  философии // Тексты по истории  социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова., М.:, 1994.

14. Конт О. Курс позитивной  философии // Родоначальники позитивизма.  Вып.4. Огюст Конт. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1912.

15. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.

16. Милль Дж. Огюст Конт и позитивизм. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906

17. Ручка А. А, Танчер В.В. .В. Очерки истории социологической мысли. К.: Наукова думка, 1992.

18. Спенсер Г. Основные  начала. Спб., 1899.

19. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. Спб., 1900.

20. Маркс К. Социология. Сборник. Пер. с нем. М., 2000.

21. Вундт В. Проблемы  психологи народов. М., 1998.

22. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.

 

Приложение

 

Таблица 1. Система наук и  их методов по Конту 

 


Информация о работе Возникновение и развитие социологии в XIX веке