Возникновение и развитие социологии в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.
Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.
2. Психологическое направление в социологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ваня социология.docx

— 101.57 Кб (Скачать файл)

Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в  процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое  называется социальной жизнью. Например, очевидно, что "группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем  это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе". Иллюстрируя эту  свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в  социальном принуждении. Социальные институты  уже фактом своего существования  предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и  факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Социальная реальность в  представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические  и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного  сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них  раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают  людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего  общества. Более того, общество - это  именно "композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые  реализуются через посредство индивидов".

В наиболее ярком виде эти  представления об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.

Проблема социального  порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии  была одной из основных для многих первых социологов, в том числе  и для Дюркгейма. Разработка французским  ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии  структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные  способы решения одной и той  же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами  общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для  архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная  черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в  человеке. В рамках таких обществ  объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так  и в религии.

Коллективное сознание практически  полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает  религиозный характер. Религия формирует  собой общественную жизнь, состоящую  исключительно из общих обрядов  и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет  убеждения сильной интенсивности  с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: "все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы".

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных  обществах достигается через  подавление всего того, что выходит  за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь  индивидов без остатка.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей  сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой  новой солидарности - органической.

Профессиональная специализация  людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

Э. Дюркгейм, разумеется, был  далек от того, чтобы не замечать реальной дисгармонии в современном  ему обществе, кризисных явлений  в экономике и политике Европы конца ХIХ века. Он выделял три основные "ненормальные" формы разделения труда: аномию, социальное неравенство и неадекватную организацию труда. Преодоление "ненормальных" форм разделения труда, этих социальных патологий, мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жёстко регламентирующих отношения классов, введения справедливости и равенства "внешних условий", т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Социологические взгляды  Джона Милля наряду с его экономическим  учением в основном изложены в  труде "Основания политической экономии и некоторые приложения их к социальной филисофии", содержащем систематизацию идей, господствовавших в общественной жизни Англии. Важнейшая черта социологии Джона Милля - эмпиризм, основанный на применении разработанной им индуктивной логики - единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты и общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, потому что знания, полученные даже на основе истинной индукции, всегда гипотетичны то есть основанные на гипотезе, научно обоснованном предположении. Впервые Джон Милль разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно - следственных связей явлений, используемые и в современных условиях и социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп.

Г. Спенсер, английский философ  и социолог, основатель органической школы социологии, разделил позиции  О. Конта и положил в основу социологии идею эволюции. Его труды "Социология как предмет изучения", "Основы социологии" и другие. Спенсер рассматривал общество как  целостный организм, сравнивая его  с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее  из взаимосвязанных элементов. В  дальнейшем Г. Спенсер развивал "теорию естественного отбора", предложенную Ч. Дарвиным, но применительно к общественному организму. Идея эволюции Герберта Спенсера основывалась на научных фактах и данных, а эволюционизм распространяется на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические, социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а, следовательно, эволюции.

В системе социологи Герберт  Спенсер рассматривает эволюцию как единство двух взаимосвязанных  процессов - интеграции, когда объекты  переходят от состояния однородности к разновидности, когда объект содержит в себе разнообразные или неоднородные элементы. Общество возникает как  объединение людей в связи  с ростом численности или постепенным  слиянием маленьких владений в крупные  феодальные, из которых вырастают  провинции, королевства, империи. Бывают и иные пути интеграции в обществе. Везде эволюция проходит одинаково  три различные фазы: неорганическую, органическую и сверх органическую. Фазы - основные этапы эволюции, изменяющие друг друга, происходят определенные периоды развития. Изменения космических систем есть развитие неорганических эволюций, а возникновение растительного и животного мира - органическая эволюция, а появление человека и общества - сверхорганическая эволюция.

В процессе развития общества появляются новые его структурные  единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который  лучше приспособлен к жизни. В  последствии этот подход был назван "социальным дарвинизмом".Г. Спенсер считал, что:

Во-первых, общество и организмы  в отличие от неорганической природы, растут и развиваются.

Во-вторых, процессы роста  общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов  и частей.

В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная  дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциации их функций.

В-четвертых, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур.

В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или  организма отдельные их части  могут определенное время продолжать существовать самостоятельно.

Аналогия общества с живым  организмом позволила Г. Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы:

1. поддерживающую 

2. обеспечивающую производство источников питания (экономика)

3. распределительную, определяющую  взаимосвязь между отдельными  частями общества и основанную  на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных  частей целому (государственная  власть).

Анализируя социальную структуру  общества, Г. Спенсер выделил шесть  типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он впервые ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный контроль, социальный институт, структура  и функция. В рамках позитивистского  направления возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли  общественную жизнь через какой-то один фактор, который они считали  главным в общественном развитии.

Самые интересные элементы эволюционной теории Герберта Спенсера связаны с анализом "сверхорганической экологии" и относятся к обществу. Преобразуя однородные в неоднородные эволюция обуславливает появление Солнечной системы, планет, в частности Земли, лежит в основе органической эволюции достигает стадии сверхорганической с появлением человека. Обществу - продукту эволюции свойственна разнородность массы и координация взаимодействия между составными элементами. Каждый последующий этап эволюции словно "снимает" самые существенные черты предыдущего в измененной форме, сохраняет в себе. Естественно, первобытное общество - продукт неорганических, биологических и психологических факторов эволюции, возникает вследствие новых процессов разнородности и интеграции.

Первобытное общество - простое  и однородное. Но впоследствии возникают  новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций  и т.п. Вот почему Герберт Спенсер  высоко ценит идеи Огюста Конта о  связи социологии с биологией  и ее зависимость от нее. Социальный организм им рассматривается как  биологический. Постепенно познавая законы собственной деятельности человечество способно и предвидеть в исторически ограниченных пределах пространства и времени возможные результаты. На основе знания закономерностей общественных и в том числе производственных отношений и вопреки им человек может активно вмешиваться в процесс развития и управления ими. Но в масштабах всего общества такое регулирование одновременно невозможно. Насилие ж в построении новых отношений оказывается не повивальной бабкой, а грабарем. Общество не имеет главных и второстепенных элементов; их нельзя свести к нескольким определяющим, а остальные второстепенным. Это четко прослеживается тогда, когда общество не сводят к диалектике производственных сил и производственных отношений, базису и надстройке, классовым антагонизмам, а понимают его как специфическую форму общественного бытия - как культуру, отличающую мир человека от мира природы. И в культуре, и в обществе нельзя выделить главные и второстепенные элементы, игнорируя остальные потому, что все элементы есть частицею целого и в своем взаимодействии и взаимосвязи образуют социальный организм - общество. И здесь Герберт Спенсер имеет большие преимущества нежели Маркс и Ленин со своими диалектическими революционными скачками.

Органистская школа в  социологии - направление в Западной социологии конца ХIX - начала ХХ ст., рассматривавшая общество как аналог природного организма, а социальную жизнь объясняет через непосредственную проекцию биологических закономерностей. Органистская школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими исследователями, философами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер и др.) В отличие от предшественников, сторонники органистской школы (Павел Лилиенфельд в России, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс и Альфред Эспинас во Франции и др.) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению Павла Лилиенфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие социальное тело и т.п. Характерными чертами раннего позитивизма выступают: натурализм, органицизм, эволюционализм и феноменализм. Общество исследовалось не столько в динамике, сколько в статике - как система состояния равновесия.

Органицизм Павла Федоровича Лилиенфельда (1829-1903), царского сановника, сенатора, существенно отличается от спенсеровского тем, что в нем принцип аналогии заменяется отождествлением социального и биологического организма. Отличие социального организма от биологического состоит лишь в большем усовершенствовании и сложности общества, хотя оно живет и развивается как все организмы природы. П. Лилиенфельд дополнил органицизм концепцией социальных болезней, которыми называет любые отклонения или нарушения в системе социального организма. Функции врача в таком случае приобретает правительство и государство, чтобы обеспечить социальное здоровье общества.

В Украине, да и в Росии представителем вульгарного органицизма стал социолог Александр Иванович Стронин (1828-1889), сын крестьянина, окончил историко-философский факультет Киевского университета, учительствовал в Нежине и Полтаве, в 60-х годах за связь с народниками сослан и в ссылке написал труд "История и метод", где развивает механистическую теорию общества, употребляя как метод социологического анализа аналогию с механикой. Общество построено пирамидально и основной его закон построения - закон равновесия. С Александром Строниным полемизировали Максим Ковалевский, Николай Михайловский, лев Мечников, Михаил Туган - Барановский и др.

Представитель органицизма французский философ и социолог Альфред Фуллье (1838-1912) пытается примирить различные точки зрения через "высший синтез". Философские взгляды Альфреда Фуллье базировались на признании одухотворения материи (гилозоизм), которая якобы наделена "сознательной свободой", а "идеи силы" лежат в основе эволюции. Основные идеи социологической концепции Фуллье изложены в труде "Современная наука об обществе". Здесь общество рассматривается как целостный живой организм, возникающий в процессе эволюции "идеи - силы". Стало быть, не только природные, но и социальные факторы обусловливают существование общества как единого организма.

Информация о работе Возникновение и развитие социологии в XIX веке