Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:49, реферат
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.
Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России
1.1 Развитие высшего профессионального образования
Глава 2 Высшее образование: современное состояние и тенденции развития
2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
Кафедра социальной работы и педагогики
Реферат на тему:
«Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития»
Составитель – студент группы СРЗс-111
Баныгина Ксения Сергеевна
Проверил: к. пед.н., доцент
Краснова Валентина Гавриловна
Содержание
Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России
1.1 Развитие высшего профессионального образования
Глава 2 Высшее образование: современное состояние и тенденции развития
2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Введение
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.
Российская система
образования способна конкурировать
с аналогичными системами передовых
стран. Для этого необходимо усиление
активной роли государства в этой
сфере, всесторонняя модернизация образования
с привлечения необходимых
Научно – исследовательская
деятельность, ведущаяся в ВУЗах,
имеет особую значимость для государства,
определённую не только непосредственной
заинтересованностью в
Поэтому важное значение
в настоящее время имеет
Таким образом, определение современной системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, изучение её структуры, основных проблем, поиск направлений модернизации имеют особую актуальность и значимость в современных условиях.
Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России
1.1 Развитие высшего профессионального образования
В 60-е годы ХIХ в. в русской
истории появились учреждения и
организации, деятельность которых
была направлена на распространение
знаний среди народных масс. По инициативе
передовой интеллигенции, главным
образом студенческой молодежи, в
середине ХIХ в. возникли воскресные
школы - образовательные школы для
взрослых крестьян, ремесленников и
т.п.; были созданы первые народные библиотеки
и читальни - общедоступные бесплатные
библиотеки для трудящихся; стали
проводиться народные чтения, являвшиеся
одной из наиболее распространенных
форм популяризации
Важную роль в распространении
просвещения сыграли комитеты и
общества грамотности - общественные просветительные
организации. Они занимались изданием
лучших произведений русских и зарубежных
писателей, составлением каталогов
лучших книг для народа, организацией
народных чтений, летних педагогических
курсов, созданием народных школ и
библиотек, сбором статистических данных
в области народного
Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания.
С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М. Сеченов, С.М. Соловьев, Н.Х. Вессель и др.
В пореформенный период оживилась
издательская деятельность, стал заметно
расти выпуск книг по проблемам воспитания
и обучения, начали, в частности,
издаваться книги по проблемам детского
развития, а также по естественным
наукам (биологии, физиологии, антропологии),
связанным с разносторонним изучением
человека. Именно в эти годы появились
первые педагогические журналы ("Журнал
для воспитания", "Учитель",
"Русский педагогический вестник",
"Семья и школа", "Педагогический
листок", "Воспитание и обучение"
и др.), в которых стали широко
обсуждаться теоретические
Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.
В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным.
Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы.
Некоторые учебные курсы читались
на иностранных (в основном на немецком)
языках, так как профессора не владели
русским языком. Русских научных
изданий почти не было, иностранные
книги приходили редко и
После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.
В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям. Молодые ученые регулярно посылали в Россию отчеты, которые публиковались в "Журнале министерств народного просвещения". Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года
В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.
Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины.
Университетская реформа создала
благоприятные условия для
Сначала правом организации научных обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г. В конце 60-х годов общества естествоиспытателей были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. Члены этих обществ провели множество научных исследований, собрали многочисленные экспонаты для университетских музеев и кабинетов. Организовывались экспедиции по изучению природы России, включая самые отдаленные и неизведанные края.
Эта деятельность чрезвычайно способствовала широкому и плодотворному развитию естественных наук.
Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге.
С этого времени съезды ученых различных
специальностей стали мощным двигателем
научного прогресса. Психологических
и научно-педагогических съездов
в эти годы в России не было. Но
психологи и педагоги принимали
участие в съездах ученых других
специальностей, в частности, были непременными
участниками съездов
В пореформенный период больше внимания
стало уделяться и
Глава 2
2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том числе государственных - 54815. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 % больше). Численность обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в 2001/2002 у. г. - 5,4 млн. чел. (или на 208 % больше).
В 1993 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения было принято 590 тысяч человек, в 2001 г. – 1461 тыс. чел. (в 2,48 раз больше). Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1993 году составил 176, в 2001 – 378 (или в 2,15 раз больше).
Начиная с 1992 года получение
высшего профессионального
Изменилась структура
приема студентов в ВУЗы. Прием
на инженерные специальности уменьшается,
а на экономические и юридические
резко возрастает. Такая тенденция
начинает приобретать негативный характер
в связи с диспропорцией
Существенно возрастает
роль системы дополнительного
Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, ВУЗы способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.
В системе высшего
профессионального образования
четко обозначилась тенденция интеграции
науки и педагогического
Значительно расширяются
и совершенствуются международные
связи и международная
Информация о работе Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития