Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.

Содержание

Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России
1.1 Развитие высшего профессионального образования
Глава 2 Высшее образование: современное состояние и тенденции развития
2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социальное образование.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШЕГО  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Волгоградский государственный  университет»

 

 

 

Кафедра социальной работы и педагогики

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития»

 

 

Составитель – студент  группы СРЗс-111

Баныгина Ксения Сергеевна 

 

Проверил: к. пед.н., доцент

Краснова Валентина Гавриловна

 

 

 

 

                                                               Волгоград 2013

Содержание

Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России

1.1 Развитие высшего профессионального образования

Глава 2 Высшее образование: современное состояние и тенденции развития

2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации

2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается  вместе с ростом влияния человеческого  капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые  выдержат интеллектуальную и технологическую  конкуренцию.

Хотя Россия в  настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый  генетический, ресурсный и сохранившийся  пока научно-технический потенциал  ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство  на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и  послевузовское профессиональное образование.

Российская система  образования способна конкурировать  с аналогичными системами передовых  стран. Для этого необходимо усиление активной роли государства в этой сфере, всесторонняя модернизация образования  с привлечения необходимых ресурсов, созданием механизмов их эффективного использования.

Научно – исследовательская  деятельность, ведущаяся в ВУЗах, имеет особую значимость для государства, определённую не только непосредственной заинтересованностью в использовании  новых научных результатов в  различных отраслях экономики, но и  необходимостью подготовки специалистов, научно - педагогических работников и  повышения их квалификации.

Поэтому важное значение в настоящее время имеет предотвращение кризисных процессов в системе  образования, принятие неотложных мер  по нормализации работы образовательных  учреждений, совершенствование соответствующей  нормативной правовой и статистической базы.

Таким образом, определение  современной системы высшего  и послевузовского образования  Российской Федерации, изучение её структуры, основных проблем, поиск направлений  модернизации имеют особую актуальность и значимость в современных условиях.

Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России

1.1 Развитие высшего профессионального образования

В 60-е годы ХIХ в. в русской  истории появились учреждения и  организации, деятельность которых  была направлена на распространение  знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным  образом студенческой молодежи, в  середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для  взрослых крестьян, ремесленников и  т.п.; были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали  проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении  просвещения сыграли комитеты и  общества грамотности - общественные просветительные  организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов  лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и  библиотек, сбором статистических данных в области народного образования  и т.п. В состав комитетов входили  лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного  в 1861 г., входили Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев.

Большое значение для развития народного  просвещения имела организация  педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных  заведений в Соляном городке  в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально  музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий  и пропаганду передовых методов  преподавания.

С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М. Сеченов, С.М. Соловьев, Н.Х. Вессель и др.

В пореформенный период оживилась  издательская деятельность, стал заметно  расти выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением  человека. Именно в эти годы появились  первые педагогические журналы ("Журнал для воспитания", "Учитель", "Русский педагогический вестник", "Семья и школа", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение" и др.), в которых стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе  и вопрос о психологическом обосновании  педагогических воздействий. В ходе обсуждения основных проблем умственного, нравственного и физического  воспитания стала настойчиво проводиться  мысль о необходимости тщательного  изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей  дошкольного возраста, "Детский  сад".

Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной  жизни.

В конце 50-х - начала 60-х годов положение  русской науки было весьма незавидным.

Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными  признавались ученые, приглашенные из-за границы.

Некоторые учебные курсы читались на иностранных (в основном на немецком) языках, так как профессора не владели  русским языком. Русских научных  изданий почти не было, иностранные  книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия зачастую были переводными.

После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских  ученых за границу. Прекращение живых  контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии  русской науки.

В 60-е годы непосредственная связь  русских ученых с европейской  научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию  профессорских кафедр по всевозможным специальностям. Молодые ученые регулярно посылали в Россию отчеты, которые публиковались в "Журнале министерств народного просвещения". Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года

В 1863 г. был принят новый университетский  устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.

Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная  специализация, вводились новые  научные дисциплины.

Университетская реформа создала  благоприятные условия для развития университетов, а тем самым и  для развития науки. Следствием этого  явилась организация научных  обществ, оказавших огромное влияние  на развитие русской науки.

Сначала правом организации научных  обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г. В конце 60-х годов общества естествоиспытателей  были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и  Новороссийском университетах. Члены  этих обществ провели множество  научных исследований, собрали многочисленные экспонаты для университетских  музеев и кабинетов. Организовывались экспедиции по изучению природы России, включая самые отдаленные и неизведанные края.

Эта деятельность чрезвычайно способствовала широкому и плодотворному развитию естественных наук.

Важное значение для развития русской  науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге.

С этого времени съезды ученых различных  специальностей стали мощным двигателем научного прогресса. Психологических  и научно-педагогических съездов  в эти годы в России не было. Но психологи и педагоги принимали  участие в съездах ученых других специальностей, в частности, были непременными участниками съездов естествоиспытателей. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов  воспитания и обучения играли учительские  съезды. Первый учительский съезд  состоялся в 1867 г. в Александровском  уезде Екатеринославской губернии. В 1870 г. проходил съезд учителей в  Симферополе; в его работе принимал участие К.Д. Ушинский.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому  образованию. Получили распространение 4-6 - недельные педагогические курсы  повышения квалификации учителей начальной  школы. К.Д. Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому  плану строили работу все земские  учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах  педагогических факультетов. Все это  стимулировало внимание к улучшению  педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных  заведений и младших классов  мужских средних школ стали также  готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы.

 

Глава 2

2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации

В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том числе  государственных - 54815. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 % больше). Численность  обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в 2001/2002 у. г. - 5,4 млн. чел. (или на 208 % больше).

В 1993 году на все  формы обучения в государственные  и негосударственные высшие учебные  заведения было принято 590 тысяч  человек, в 2001 г. – 1461 тыс. чел. (в 2,48 раз  больше). Показатель численности студентов  высших учебных заведений на 10 тысяч  человек населения в 1993 году составил 176, в 2001 – 378 (или в 2,15 раз больше).

Начиная с 1992 года получение  высшего профессионального образования  расширяется за счет увеличения числа  студентов, обучающихся на основе полного  возмещения затрат в государственных  и негосударственных ВУЗах16.

Изменилась структура  приема студентов в ВУЗы. Прием  на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические  резко возрастает. Такая тенденция  начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики  РФ, научно-техническим прогрессом.

Существенно возрастает роль системы дополнительного образования, учреждениям которой предстоит  в ближайшие годы переподготовить  и повысить квалификацию около 10 миллионов  руководителей и специалистов, а  также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, переселенцы и др.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с  высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, ВУЗы способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

В системе высшего  профессионального образования  четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно  увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных  заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году до 24,3 тысячи человек  в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы, ВУЗы продолжают работу в соответствии с научно - техническими и инновационными программами.

Значительно расширяются  и совершенствуются международные  связи и международная деятельность в области образования.

Информация о работе Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития