Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:49, реферат
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.
Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России
1.1 Развитие высшего профессионального образования
Глава 2 Высшее образование: современное состояние и тенденции развития
2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают различные факторы, основными среди которых являются:
- социальная и
экономическая нестабильность
- неполнота и несовершенство правовой базы в области образования;
- систематическое
неисполнение норм
К числу актуальных проблем развития системы высшего и послевузовского образования РФ относятся:
1) Неудовлетворительное
финансирование. Потребность образовательных
учреждений в финансовых
2) Отсутствие действенных
механизмов контроля за
3) Несовершенство
координации деятельности
4) Устаревание учебно
- материальной базы
5) Увеличение разрыва
преемственности уровней
6) Кадровое обеспечение
образовательных учреждений. Сохраняется
устойчивая тенденция старения
педагогических работников, снижается
количество молодых
7) Необходимость
усиления государственного и
общественного контроля
8) Замкнутый характер
процесса подготовки кадров
9) Ухудшение взаимодействия
ВУЗов с организациями
Эти и другие проблемы
системы образования Российской
Федерации требуют
2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России.
Модернизация российской системы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжают оставаться крайне актуальными.
По мнению Филиппова В., реформа – это изменение сути образования, заключающейся в его бесплатности, соблюдении государственных стандартов, а модернизация – это «осовременивание».
Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
В ближайшее время предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:
- прогнозирование
потребностей рынка труда,
- информатизация
образования и оптимизация
- углубление интеграционных и междисциплинарных программ, их соединение;
- оптимизация перечней
профессий и специальностей, по
которым осуществляется
- радикальное улучшение
материально-технической базы
Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в современных условиях являются:
- реализация и
совершенствование правовой
- разработка мер,
способствующих выполнению
- формирование и
обеспечение социально - экономических
механизмов расширения доступа
граждан к получению высшего
и послевузовского
- увеличение вклада
системы высшего и
- обеспечение условий
для развития личности и
- совершенствование
научно - исследовательской и научно
- технической деятельности
- развитие участия
ВУЗов в международной
В процессе осуществления
указанных мер ожидается
- удовлетворение
потребностей граждан в высшем
и послевузовском
- повышение качества
высшего профессионального
- повышение
- развитие системы дистанционного обучения;
- вхождение в
международное информационное
- реализация и
совершенствование современных
технологий изучения
- создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс и др.
Большое внимание уделяется разработке механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться, и внедряться с учётом региональной специфики.
Важное значение имеет введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), благодаря сочетанию которых расходы семей на высшее образование сократятся, а эффективность использования этих средств повысится.
Однако Аванесов В. считает, что ЕГЭ надо рассматривать как широкомасштабный социально – политический эксперимент, последствия которого будут иметь, скорее всего, отрицательное значение для миллионов граждан страны.
Для стимулирования
научно-исследовательской
Финансовое обеспечение
системы образования и
Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования рассчитываются, исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий работникам системы образования, обучающимся.
Предполагается
постепенное увеличение ассигнований
из бюджетов всех уровней на функционирование
системы образования (раздел «Образование»
функциональной классификации расходов
бюджета РФ) и на осуществление
установленных Федеральной
Субъектами РФ в
соответствии с региональными программами
развития образования и органами
местного самоуправления в пределах
их компетенции будет
Заключение
Государственно-политические
и социально-экономические
Роль образования
на современном этапе развития России
определяется задачами её перехода к
демократическому и правовому государству,
к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности
При рассмотрении многоуровневой
структуры высшего
Решение задачи коренного
улучшения системы образования,
качества подготовки работников в тесной
взаимосвязи с развитием
Список литературы:
1. Закон РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
2. Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 22.08.1996 (в ред. от 07.07.2003 N 119-ФЗ)
3. Аванесов В. Куда ведут реформы образования // Народное образование. 2001.
4. Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002.
5. Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2002.
6. Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2003.
Информация о работе Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития