Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;
- предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.
Объект исследования: неблагополучные семьи и подростки с отклоняющим поведением

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально- психологические проблемы неблагополучных семей…6
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе .….. 6
1.2. Социально – психологические проблемы неблагополучных семей……. 11
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение
подростка ………………………………………………………………………..14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка...23
2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка ……………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………….. 24
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением ……………………………………………………...26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы …………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем  не менее, столь тяжелы, что они  угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными  факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного  образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается  жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих  функциональную несостоятельность  семьи, существуют весьма разнообразные  подходы к типологии и классификации  таких семей. Мы, в свою очередь, в  качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально  несостоятельных семей используем характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих  детей.

Семьи с прямым десоциализирующим  влиянием демонстрируют асоциальное  поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами  десоциализации. К ним можно отнести  криминально-аморальные семьи, в которых  преобладают криминальные факторы  риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными  установками и ориентациями[4,с.80].

Семьи с косвенным десоциализирующим  влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских  и детско-родительских отношений, это  так называемые конфликтные и  педагогически несостоятельные  семьи, которые чаще в силу психологических  причин утрачивают свое влияние на детей[4,с.84].

Наибольшую опасность  по своему негативному воздействию  на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких  семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности  родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится  под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых  родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка  ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в  семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к  семьям с прямым десоциализирующим  влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода[4,88].

На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи  с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает  средства", в которых отсутствуют  моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может  выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Попустительски-снисходительный  стиль, когда родители не придают  значения проступкам детей, не видят  в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция  круговой обороны, которую также  может занимать определенная часть  родителей, строя свои отношения  с окружающими по принципу "наш  ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение  их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда  родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его  проступках, явно преувеличивая степень  их опасности, вслух заявляют, что  сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка  стыдливости, чувства раскаяния  за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать  от сверстников, друзей, стремятся абсолютно  контролировать свободное время  ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль  характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль, который  в противоположность жестко-авторитарному  стилю в этом случае родители проявляют  по отношению к своим детям  полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий  и наказаний.

Отстраненно-равнодушный  стиль возникает, как правило, в  семьях, где родители, в частности  мать, поглощена устройством своей  личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого  брака, равнодушна как к самим  детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют  себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу "кумир  семьи" часто возникает по отношению  к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у  немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка  готовы молиться, все его просьбы  и прихоти выполняются, формируется  крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми  жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у  матери, не хватает выдержки, самообладания  для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные  перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами  далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить  их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего  имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения  родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность  родителей в таких случаях  порою доходит до того, что они  сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили  в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку  дома исчерпаны вес средства, и  перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности  конфликтов и взаимной неприязни.[4,с.64 ]

Вообще неблагополучие в  семье должно предупреждаться задолго  до того, как ребенок попадает в  поле зрения органов профилактики.

Для этого необходимо проводить  в соответствующих учреждениях, например, в школе исследования.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два  типа деформации семьи: структурную  и психологическую. Структурная  деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной  целостности, что в настоящее  время связывается с отсутствием  одного из родителей. Психологическая  деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений  в ней, а также с принятием  и реализацией в семье системы  негативных ценностей, асоциальных  установок и т.п. В настоящее  время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи.

Итак, мы приходим к выводу, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных  отношений и ценностей в ней  оказывают мощнейшее влияние  на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным  личностным деформациям — от социального  инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и  идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства  молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности  общения со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Выявление  влияния семьи на отклоняющее  поведение подростка

2.1. Методы диагностики  отклоняющего поведения подростка

В ходе моего исследования использовали следующие методики: опрос, анкетирование

Так г. Александровске мной было проведено исследование группы подростков с проблемами в поведении, обучающихся в МБОУ Гимназия.

Исследование преследовало цель: распределение сферы компетенции  и принципов ответственности между социальным педагогом образовательного учреждения и социальным работником в организации социальной работы с семьями безнадзорных детей.

Инструментом комплексного диагностирования стал опросник (См приложение №1). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье. Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могут выявить отношение в семье.

На основании материалов опросника был разработан вариант профессионального социального паспорта-карты социального работника/социального педагога, формализованного документа служебного пользования, в котором систематизируются данные о клиенте.

На каждого подростка  был заведен социальный паспорт, где указывались личные данные подростка, данные родителей, их место работы, жилищные условия (см. приложение №2). Предварительный замысел разработчиков и опыт работы с опросниками и социальными паспортами показал, что получаемые в качестве положительных ответы на пункты 11-17 паспорта проявляют некоторые признаки неблагополучия ребенка, которые должны быть подвергнуты более тщательному исследованию

Сложность задачи состояла в том, что необходимо было точно  развести детей из общей группы риска  и подростков из неблагополучных  семей.

Для этого использовалась анкета социального педагога (см. приложение №3). Она заполняется на ребенка в случае подозрение на беспризорность подростка.

Если на вопросы 1,5, 12 ответ  отрицательный, а на вопросы 6, 7, 8,9. 10. 18. 19-положительный, ребенка необходимо отнести к группе риска по беспризорности. Если информацию о положении ребенка невозможно получить в школе, то необходимо обследовать семью непосредственно по месту жительства.

Созданный психолого-педагогический инструментарий позволяет корректно  провести диагностику неблагополучия детей, выявить детей, требующих повышенного внимания со стороны профессионалов.

Этот метод диагностики - подход к организации комплексного решения задач профилактики безнадзорности и оказания помощи детям можно  назвать социально-ориентированным. Его можно рассмотреть на примере  социального проекта, реализуемого на базе образовательных учреждений и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Александровска.

Ключевая характеристика предлагаемого подхода - эффективная организация системного взаимодействия всех субъектов системы профилактики и беспризорности на уровне определенной территории (района, округа) в обеспечении защиты прав несовершеннолетних и устранении причин беспризорности.

 

2.2. Анализ и  интерпретация результатов

В качестве эмпирической базы выступили 50 учащихся 8-9 классов МБОУ Гимназия г. Александровска. В ходе моего исследования среди 50 опрошенных детей к группе риска были отнесены 10 детей.

На основе исследования была составлена таблица №1

Таблица №1

Имя

Возраст

Причины

1

1.

Александр Н.

1996г.

Неблагополучная семья: родители нигде не работают, алкоголики. Подросток  предоставлен сам себе, относится  к группе беспризорных .

2

2.

Михаил Б.

1994г.

Неблагополучная семья: отец болен туберкулезом, мать – шизофренией. Мальчик должного воспитания не получает.

3

3.

Денис Д.

1993г.

Мать воспитывает сына одна. Целый день находится на работе, так как совмещает две работы. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .

4

4.

Елена С.

1993г.

В данной мать Елены является матерью – одиночкой. Воспитанием  дочери не занимается .Елена часто  пропускает занятия без уважительных причин.

5

5.

Кирилл Ф.

1994г.

Родителей нет. Опекун –  бабушка – пенсионерка. Должного влияния на внука не имеет.

6

 

6.

Михаил Ч.

1992 г.

Многодетная семья, переехала  из Казахстана. Неблагополучное материальное положение, так как отец еще не может устроиться на постоянную работу. Подростку часто приходится оставаться дома с младшими детьми или помогать отцу.

7

7.

Никита Г.

1993г.

Неблагополучная семья. Родители – алкоголики.

8

8.

Ольга М.

1992.г.

Дочь воспитывает один отец. Мать умерла, после чего отец сильно запил, поэтому должного воспитания девочка не получает.

9

9.

Роман Г.

1994 г.

Неблагополучная семья. Мать мальчика и отчим часто употребляют  спиртные напитки. Подросток часто  подрабатывает на рынке.

10.

Сергей С.

1992г.

Воспитывает сына одна мать. Она – инвалид. В семье сложилось  тяжелое материальное положение.

Информация о работе Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка