Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;
- предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.
Объект исследования: неблагополучные семьи и подростки с отклоняющим поведением
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально- психологические проблемы неблагополучных семей…6
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе .….. 6
1.2. Социально – психологические проблемы неблагополучных семей……. 11
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение
подростка ………………………………………………………………………..14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка...23
2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка ……………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………….. 24
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением ……………………………………………………...26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы …………………………………………….34
Итак, мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной девиантного поведения подростков.
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми
Членам неблагополучных
семей бывает трудно воспринимать информацию,
выражаемую вербально. Поэтому диалог
с ними зачастую превращается в "псевдодиалог",
когда психолог и члены семьи
говорят в параллельных монологах,
в то время как подразумевается,
что они обмениваются информацией.
Некоторые психологи склонны
расценивать это как
Члены неблагополучных семей часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи как их поведение может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: "Как получилось, что Ваша мама не говорит с Вами?", социальный педагог ставит перед детьми задачу: "Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваша мама говорила с Вами?". Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что Вы можете сделать, чтобы улучшились Ваши отношения с дочерью?».
Редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоотношений:
Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтобы этот человек отвечал.
Социальный педагог берет на себя роль переводчика в этих разговорах, становится «расшифровывающим центром» для коммуникации, при этом он центрирован на коммуникации, а не на личностное содержание послания (просто помогает понять одному человеку, что говорил другой человек, не критикует, не комментирует, не внушает).
Социальный работник следит, чтобы содержательные послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: «Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».
Специалист по социальной работе останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи. Указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.
Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести ее до некоторого уровня законченности.
Социальный работник побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность.
Из содержания послания социальный работник выделяет то, что полезно для говорящего и слушающего и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы и поведения ребенка, специалист для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к поведению ребенка. Это позволяет участникам ситуации расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.
Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой заботы.
Социальный работник помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Например, термин «восстающие на родителей дети» можно конкретизировать как «не умеющие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама, по сути, не хочет контролировать своих детей, она хочет получить помощь от своих детей в принятии ими контроля над своим поведением.
Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей:
I. Физическое отделение
супругов от детей,
2. Демонстрация возможности
различных ролевых позиций
Социальный педагог может вызвать к жизни диалог между отцом и сыном для того, чтобы обойти регулирующую деятельность матери. Это относится к ситуации, когда мать чувствует, что если отец и сын разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и покинутой. В ситуации же разделенности отца и сына, конфликтных отношений между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного, и для другого. Диалог между отцом и сыном в данной ситуации:
а. «Осаживает» материнское функционирование и возрождает генетическую систему поддержания семейной структуры.
в. Способствует возрождению эффективной коммуникации между отцом и сыном.
с. Способствует возрождению коммуникации жены с мужем именно как с мужем, а не как с опекаемым.
Можно сделать вывод, о том, что рекомендация по работе с семьями должна быть направлена на то, что позиция ребенка в семье во многом определяется господствующей атмосферой. Если подросток чувствует любовь родителей к нему, внимательность, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Заключение
Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью
Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение подростка. А также были выполнены задачи:
- были подобраны и реализованы
методы исследования влияния
неблагополучной семьи на
- предложены рекомендации
по работе с неблагополучными
семьями и подростками с
И на основе исследований сделаны следующие выводы:
Неадекватное отношение
родителей к подростку
Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями.
Негативные взаимоотношения
между взрослыми и подростком
формируются при
На основе этих выводов
можно сделать заключение о том,
что наша гипотеза о роли родительского
отношения к детям получила свое
подтверждение. В юношеском возрасте
ребенок избавляется от детской
зависимости и переходит к
отношениям, которые основаны на взаимном
доверии, уважении и относительном,
но неуклонно растущем равенстве. В
большинстве семей процесс
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Список используемой литературы
Информация о работе Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка