Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью является проверка предположения, что у девушек и юношей имеются различия в установках, касающихся представлений о супружеской жизни. Исходя из цели были выдвинуты задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по вопросу психологии гендера мужчины и женщины.
2. Анализ условий и факторов, влияющих на формировании установок
3. Проведение анкетирования
4. Анализ эмпирических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования.

Содержание

Введение
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Гендерный аспект ролевого поведения
1.2 Влияние установки на ролевое ожидание
1.3 Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Раздел 2. Методологический блок
Проблемная ситуация.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Цель.
Исследовательские задачи:
АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка. Техника и методы исследования
2.2 Обработка эмпирических данных.
2.3 Интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 144.95 Кб (Скачать файл)

Этот переход успешно  осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня. На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного  поведения. Возникает потребность  познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка  сознания и оценки. Результатом поведения  второго уровня является выбор приемлемого  решения — теоретическая деятельность.

На третьем уровне ситуацию характеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферу  потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятия решения  на основе этих психологических образований  приводит к формированию установки  социального поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется  во всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синтетическим  выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребности человека как социального существа. В их состав включаются мотивационно ориентированные психические образования - ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведения. Центральное место в социально-психологической концепции Надирашвили занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений».

 

1.3 Гендерные роли  в семье и поло-ролевые ожидания  от брачной жизни

Моногамная семья существует более трех тысячелетий, прежде всего  потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают личным потребностям большинства людей, позволяют реализовать потребность в продолжении рода, в родительстве, в любви и пр. Благополучная семейная жизнь обеспечивает человеку психолого-физиологический комфорт, предоставляет своеобразную психологическую защиту от стрессов внешнего мира. В настоящее время личность получила относительную самостоятельность от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Кроме того, семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию.

В последние десятилетия  современная семья в большинстве  стран претерпевает серьезные изменения. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в  современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа  неполных семей и семей с неродными  родителями, широкое распространение  внебрачных рождений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких мужчин и  женщин.

Наблюдаемый в настоящее  время кризис в традиционном институте  семьи связан с изменением содержания брачно-семейных отношений. Это, в свою очередь, является во многом следствием недостаточной подготовки юношей и  девушек к семейной жизни в  новых условиях, а также ростом числа разводов среди “молодых”  семей Немаловажное значение в этих отношениях имеет согласованность  представлений партнеров о поло-ролевой  дифференциации в семье. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время  брачно-семейные, в том числе ролевые  отношения, ставит перед современной  семьей ряд социально-психологических  проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа  ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. Сложности во взаимоотношениях молодых  супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. Сейчас в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных отношений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей, с другой – бытует мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении большинства семейных функций.

Во всем мире, включая  постсоветское общество, семья —  главная жизненная ценность и  для мужчин и для женщин. Процессы глобализации мира и социальной трансформации  на постсоветском пространстве не обошли стороной и семью. С одной стороны, семья по-прежнему — это важнейший  институт в обществе, в котором  мужчины и женщины выполняют  социальные роли, предписываемые им культурой. С другой стороны, выполняемые мужчинами  и женщинами семейные функции, не остаются неизменными. Дж. Плек определяет гендерную роль как социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам и женщинам надо чувствовать и делать. Для женщины традиционная гендерная роль включает в себя роль хранительницы очага, жены, матери, домохозяйки. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. Традиционная гендерная роль для мужчины включает в себя профессиональные роли — это роль участника общественной жизни, отличного специалиста своего дела, кормильца семьи. Бытует мнение, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщины — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая половина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не "тела", а подлинно человеческих качеств, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, научной деятельности». Таким образом, женщина должна реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макросреде (работа, политика, наука).

Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать  свой потенциал, часто приходит к  конфликту с традиционными взглядами  окружающих на место женщины в  обществе и, возможно, к конфликту  с собственными представлениями  о себе как о личности. Часто  женщины сталкиваются с завышенными  требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении  — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и  на мужчину следование традиционным гендерным ролям также оказывает  негативное влияние. К компонентам  традиционной мужской роли относят  нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

Социально-психологическая  совместимость предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и  действий, т.е. взаимоотношение людей  с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному  выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония

Природой и обществом  каждый мужчина подготавливается к  тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью. Отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим  строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат –  свою, однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство  одного пола над другим пронизывало  всю семейную жизнь. Вместе с тем  существуют семьи, где осуществляется два уровня руководства – материнское  и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Классификация основных ролей  в семье (Алешина А. Е.).

1.  Ответственный за материальное обеспечение семьи.

2.  Хозяин – хозяйка.

3.  Роль ответственного по уходу за младенцем.

4.  Роль воспитателя.

5.  Роль сексуального партнера.

6.  Роль организатора развлечений.

7.  Организатор семейной субкультуры.

8.  Роль ответственного за поддержание родственных связей.

9.  Роль «психотерапевта».

Традиционная семья –  это семья, где за супругами в  соответствии с их полом закреплены определенные роли – жена выполняет  роли матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение  и сексуальные отношения.

В современной семье фактически роли распределяются между мужем  и женой преимущественно поровну.

Необходимо отметить, что  в первые месяцы ролевая структура  семьи может колебаться, приближаясь  к традиционной или «современной». После рождения ребенка в «традиционной» семье на психологический климат в ней влияет соответствие поло-ролевым стереотипам и психологическая взаимозависимость супругов. А в «современной» - выполнение мужем традиционной роли.

 

РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ

Осуществляемое личностью  социальное поведение характеризуется  более сложной структурой по сравнению  с теоретическим и практическим поведением. Оно осуществляется только в социальных условиях, соответствует  интересам других людей, общественным требованиям и представляет собой  результат активности человека как  социального существа. У мужчины  и женщины разное восприятие, логика и интуиция, нервная система, наблюдательность, взаимоотношения с окружающими, интересы, оценки, физические параметры, организация мышления, активность, энергетика работы и предпринимательства и многого другого, в чем они различаются. Немаловажным фактором является также умение супругов учитывать гендерные особенности друг друга. Гендер – в психологии – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. В многочисленных исследованиях  психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек  о будущей семейной жизни формируются  в родительской семье стихийно –  или как стремление к повторению, или как желание сделать все  по-другому и т.д.

В последнее время социологи  отмечают влияние на процесс социализации подростков и старшеклассников изменений  в самих социокультурных ценностях  родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения.

В современных условиях на формирование представлений молодого поколения о семье и браке  влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и  фольклор, образовательная система. Определенное влияние оказывают  и новые ценностные ориентации, которые  распространились в конце ХХ века: равноправие между полами, экономическая  и психологическая самостоятельность  женщины, сексуализация культуры, изменения в структуре «брачного рынка» и брачного выбора и пр.

Н.И.Шевандрин выделяет следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:

- аморальное поведение  родителей (алкоголизм, девиантное поведение);

- неполный состав семьи;

- недостаточный уровень  знаний и навыков родителей  по воспитанию детей;

- негативность отношений  между родителями;

- конфликтность отношений  в семье;

- вмешательство со стороны  родственников в дела семьи,  воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологический блок

Проблемная ситуация

 
Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем: в современных условиях нередко  наблюдается ослабление личных мотивов  и желаний в отношении создания семьи, трансформация брачно-семейных установок многих людей, распространение  альтернативных форм брачно-семейных отношений. Поэтому выявление социально-психологических  установок молодежи, касающихся их будущей семейной жизни так важно.

Объект исследования 

Объектом данного исследования выступает система установок  девушек и юношей в отношении  брачно-ролевых ожиданий.

Предмет исследования

Предметом исследования является особенности различий брачно-ролевых ожиданий между девушками и юношами.

Цель

Информация о работе Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей