Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:38, курсовая работа
Целью является проверка предположения, что у девушек и юношей имеются различия в установках, касающихся представлений о супружеской жизни. Исходя из цели были выдвинуты задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по вопросу психологии гендера мужчины и женщины.
2. Анализ условий и факторов, влияющих на формировании установок
3. Проведение анкетирования
4. Анализ эмпирических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования.
Введение
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Гендерный аспект ролевого поведения
1.2 Влияние установки на ролевое ожидание
1.3 Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Раздел 2. Методологический блок
Проблемная ситуация.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Цель.
Исследовательские задачи:
АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка. Техника и методы исследования
2.2 Обработка эмпирических данных.
2.3 Интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
056 – муж и жена находятся в курсе дел друг друга
057 – каждый предоставлен сам себе»
отражает отношение
Рис. 2.12а.
Оценка группой девушек вариантов ответов на вопрос анкеты№12
Рис. 2.12. б.
Оценка группой юношей вариантов ответов на вопрос анкеты№12
На рис.2.13.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13) отображена следующая тенденция: 87% юношей и 100% девушек убеждены, что заниматься воспитанием детей следует обоим родителям, старшему поколению/0061/ и образовательным учереждениям/0063/ отводится небольшая роль – 5-30%.
Рис. 2.13.
Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13
ВЫВОДЫ
В современных условиях на
формирование представлений молодого
поколения о семье и браке
влияет ряд факторов: родительский
дом, ближайшее окружение, средства
массовой информации, литература и
фольклор, образовательная система.
Определенное влияние оказывают
и новые ценностные ориентации, которые
распространились в конце ХХ века:
равноправие между полами, экономическая
и психологическая
Неопределенность норм, регулирующих
в настоящее время брачно-
Опираясь на полученные в ходе исследования данные, можно прийти к следующим заключениям:
- гипотеза подтверждена:
существует зависимость брачно-
- у юношей и девушек
брачно-ролевые ожидания во
Таблица выводов
Юноши,% |
отношение к ранним бракам |
Девушки,% |
13,33 |
категорически против |
0,00 |
23,33 |
Негативное |
33,33 |
43,33 |
положительное |
57,14 |
13,33 |
нейтральное |
9,52 |
6,67 |
толко за |
0,00 |
необходимые условия для заключения брака |
||
36,67 |
подходящее материальное положение будущего(ей) супруга(ги) |
33,33 |
40,00 |
уважение |
66,67 |
23,33 |
симпатия |
4,76 |
23,33 |
физическое влечение |
19,05 |
6,67 |
соответствие вашему образу идеального супруга |
14,29 |
96,67 |
взаимная любовь |
90,48 |
обстоятельства совместного проживания |
||
17 |
для начала лучше гражданский брак |
47,62 |
10 |
предпочитаю законный брак |
23,81 |
0 |
мой выбор – регистрация и венчание |
28,57 |
возраст вы считаете наиболее приемлемым для того, чтоб завести ребенка |
||
0,00 |
– до 20 |
9.52 |
56,67 |
от 20 до 25 |
52.38 |
30,00 |
от 25 до 30 |
33.33 |
минимум материального благополучия, как необходимое условие, чтоб завести ребенка |
||
36,67 |
наличие жилья |
42,86 |
6,67 |
наличие прописки |
0,00 |
40,00 |
наличие собственного жилья |
47,62 |
6,67 |
наличие машины |
14,29 |
70,00 |
стабильный доход |
42,86 |
40,00 |
высокий стабильный доход |
47,62 |
Кому, по-вашему, должны принадлежать лидерство и ответственность за принятие решений в семье |
||
33,33 |
мужу |
0,00 |
0,00 |
жене |
0,00 |
40,00 |
основные решения принимаются совместно |
76,19 |
10,00 |
обоим, все вопросы до мелочей решаются совместно |
0,00 |
16,67 |
у каждого есть своя сфера, где он лидер |
23,81 |
Кто должен быть, на ваш взгляд, основным добытчиком денег в семье |
||
53,33 |
муж |
23,81 |
0,00 |
жена |
0,00 |
0,00 |
каждый работает на себя |
0,00 |
46,67 |
работают оба в одну копилку |
76,19 |
А кто распоряжаться семейным бюджетом? |
||
20,00 |
муж |
0,00 |
13,33 |
жена |
9,52 |
66,67 |
оба |
90,48 |
Кто больше времени, по вашему мнению, должен посвящать ведению хозяйства |
||
10,00 |
муж |
0,00 |
33,33 |
жена |
4,76 |
13,33 |
каждый, в свободное от работы время |
9,52 |
40,00 |
каждый старается помочь другому |
71,43 |
6,67 |
у каждого свой круг обязанностей |
14,29 |
Отпуск супруги должны |
||
73,33 |
проводить вместе |
66,67 |
6,67 |
отдыхать друг от друга |
0,00 |
20,00 |
проводить и вместе, и отдельно |
0,00 |
0,00 |
когда отдыхает муж, жена остается дома |
0,00 |
0,00 |
когда отдыхает жена, муж остается дома |
0,00 |
Вы считаете, что создание позитивной атмосферы в семье задача |
||
3,33 |
мужа |
0,00 |
6,67 |
жены |
0,00 |
90,00 |
обоих |
100,00 |
. Вы считаете, что воспитанием детей должны заниматься |
||
13.33 |
жена |
0,00 |
6,67 |
муж |
4,76 |
86,67 |
оба |
100 |
16,67 |
детский сад, школа. |
4,76 |
30,0 |
старшее поколение (бабушки и дедушки) |
14,29 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Питер,1990. – 270с.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1986, № 1 – 115с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1999. – 323с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. – М.: Просвещение, 1997. – 345с.
5. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и общество: (ученые записки НИИКСИ). – Л.: изд-во Л. ун-т. – вып. 9. – 1971.
6. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1999. - 460с.
7. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. - 180с.
8. Майерс Д. Социальная психология.СПб.: Питер, 1996. – 394с.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1992. – 268с.
10. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий. – М.: Инфро, 1998. – 493с.
11. Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. – М.: Наука, 1993. – 540с.
12. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987. – 356с.
13. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки. - М.: Наука, 1966. – 437с.
14. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.- 259с.
15. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1969. – 403с.
16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М.: Наука, 1985. – 297с.
Приложение 1
АНКЕТА
Ваш возраст_______________________
Ваш пол ______________________________
Форма обучения______________________
001 – категорически против
002 – негативное
003 – нейтральное
004 – положительное
005 – толко за
Q1
2. На ваш взгляд, необходимым условием для заключения брака является (возможен выбор нескольких утверждений):
006 - подходящее материальное положение будущего(ей) супруга(ги)
007 – уважение
008 – симпатия
009 – физическое влечение
010 – соответствие вашему образу идеального супруга
011 – любовь одного из супругов
012 – взаимная любовь.
Q2 Q_006 Q2_007 Q2_008 Q2_009 Q2_010 Q2_011 Q2_012
3. Что вы думаете об
обстоятельствах совместного
013 – для начала лучше гражданский брак
014 – предпочитаю законный брак
015 – мой выбор – регистрация и венчание
Q3
4. Какой возраст вы считаете наиболее приемлемым для того, чтоб завести ребенка
016 – до 20
017 – от 20 до 25
018 – от 25 до 30
019 – от 30 до 35
020 – от 35 до 40
021 – после 40.
Q4
5. Наличие, какого минимума
материального благополучия
022 – наличие жилья
023 – наличие прописки
024 – наличие собственного жилья
025 – наличие машины
026 – стабильный доход
027 – высокий стабильный доход
028 - ______________________________
Q5
Q5_022 Q5_023 Q5_024 Q5_025 Q5_026 Q5_027 Q5_028
6. Кому, по-вашему, должны
принадлежать лидерство и
029 – мужу
030 – жене
031 – основные решения принимаются совместно
032 – обоим, все вопросы до мелочей решаются совместно
033 – у каждого есть своя сфера, где он лидер
Q6
7. Кто должен быть, на ваш взгляд, основным добытчиком денег в семье
034 – муж
035 – жена
036 – каждый работает на себя
037 – работают оба в одну копилку
Q7
8. А кто распоряжаться семейным бюджетом?
038 – муж
039 – жена
040 – оба
Q8
9. Кто больше времени, по вашему мнению, должен посвящать ведению хозяйства
041 – муж
042 – жена
043 – каждый, в свободное от работы время
044 – каждый старается помочь другому
045 – у каждого свой круг обязанностей.
Q9
10. Отпуск, по-вашему, супруги должны
046 – проводить вместе
047 – отдыхать друг от друга
048 – проводить и вместе, и отдельно
049 – когда отдыхает муж, жена остается дома
050 – когда отдыхает жена, муж остается дома
Q10
11. Вы считаете, что создание позитивной атмосферы в семье задача
051 – мужа
052 – жены
053 – обоих
12. Допустим ли в семье контроль мужем и женой друг друга? (оцените каждое высказывание оценкой от 1 до 5, 1 – наибольшее предпочтение, 5 – то, что вас более всего не устраивает)
054 – поведение мужа четко контролируется женой
055 – поведение жены четко контролируется мужем
056 – муж и жена находятся в курсе дел друг друга
057 – каждый предоставлен сам себе
13. Вы считаете, что воспитанием
детей должны заниматься(
058 – жена
059 – муж
060 – оба
061 - старшее поколение (бабушки и дедушки)
062 – няня
063 - детский сад, школа.
Q13 Q_058 Q_059 Q_060 Q_061 Q_062 Q_063 Q_064
Приложение 2
Таблица сопряженности эмпирических частот
эмперические |
варианты ответов |
||||||
частоты |
0013 |
0014 |
0015 |
всего |
|||
пол |
м,1 |
17 |
10 |
0 |
27 |
||
ж,2 |
10 |
5 |
6 |
21 |
|||
всего |
27 |
15 |
6 |
48 |
|||
эмперические |
варианты ответов |
||||||
частоты |
0029 |
0030 |
0031 |
000032 |
0033 |
всего | |
пол |
м,1 |
10 |
0 |
12 |
3 |
5 |
30 |
ж,2 |
0 |
0 |
16 |
0 |
5 |
21 | |
всего |
10 |
0 |
28 |
3 |
10 |
51 | |
эмперические |
варианты ответов |
||||||
частоты |
0034 |
0035 |
0036 |
000037 |
всего |
||
пол |
м,1 |
16 |
0 |
0 |
14 |
30 |
|
ж,2 |
5 |
0 |
0 |
16 |
21 |
||
всего |
21 |
0 |
0 |
30 |
51 |
||
эмперические |
варианты ответов |
||||||
частоты |
0041 |
0042 |
0043 |
000044 |
0045 |
всего | |
пол |
м,1 |
3 |
10 |
4 |
12 |
2 |
30 |
ж,2 |
0 |
1 |
2 |
15 |
3 |
21 | |
всего |
3 |
11 |
6 |
27 |
5 |
51 | |
эмперические |
варианты ответов |
||||||
частоты |
0046 |
0047 |
0048 |
всего |
|||
пол |
м,1 |
22 |
2 |
6 |
30 |
||
ж,2 |
6 |
0 |
14 |
21 |
|||
всего |
28 |
2 |
20 |
51 |
|||
эмперические |
варианты ответов |
||||||
частоты |
51 |
52 |
53 |
всего |
|||
пол |
Курсанты |
1 |
2 |
27 |
30 |
||
Студенты |
0 |
0 |
21 |
21 |
|||
всего |
6 |
6 |
39 |
51 |
Приложение 3
Таблица сопряженности теоретических частот
эмперические |
варианты ответов |
0.01<р<0.05 | |||||||
частоты |
0013 |
0014 |
0015 |
всего |
|||||
пол |
м,1 |
15,19 |
8,44 |
3,38 |
27 |
||||
ж,2 |
11,81 |
6,56 |
2,63 |
21 |
|||||
всего |
27 |
15 |
6 |
48 |
|||||
эмперические |
варианты ответов |
0.01<р<0.05 | |||||||
частоты |
0029 |
0030 |
0031 |
000032 |
0033 |
всего |
|||
пол |
м,1 |
5,88 |
0,00 |
16,47 |
1,76 |
5,88 |
30 |
||
ж,2 |
4,12 |
0,00 |
11,53 |
1,24 |
4,12 |
21 |
|||
всего |
10 |
0 |
28 |
3 |
10 |
51 |
|||
эмперические |
варианты ответов |
р<0.001 |
|||||||
частоты |
0034 |
0035 |
0036 |
000037 |
всего |
||||
пол |
м,1 |
12,35 |
0,00 |
0,00 |
17,65 |
30 |
|||
ж,2 |
8,65 |
0,00 |
0,00 |
12,35 |
21 |
||||
всего |
21 |
0 |
0 |
30 |
51 |
||||
эмперические |
варианты ответов |
0.01<р<0.05 | |||||||
частоты |
0041 |
0042 |
0043 |
000044 |
0045 |
всего |
|||
пол |
м,1 |
1,76 |
6,47 |
3,53 |
15,88 |
2,94 |
30 |
||
ж,2 |
1,24 |
4,53 |
2,47 |
11,12 |
2,06 |
21 |
|||
всего |
3 |
11 |
6 |
27 |
5 |
51 |
|||
эмперические |
варианты ответов |
0.001<р<0.01 | |||||||
частоты |
0046 |
0047 |
0048 |
всего |
|||||
пол |
м,1 |
16,47 |
1,18 |
11,76 |
30 |
||||
ж,2 |
11,53 |
0,82 |
8,24 |
21 |
|||||
всего |
51 |
||||||||
теоретические |
варианты ответов |
0.001<р<0.01 | |||||||
частоты |
0051 |
0052 |
0053 |
всего |
|||||
пол |
Курсанты |
3.53 |
3.53 |
22.94 |
30 |
||||
Студенты |
2.47 |
2.47 |
16.06 |
21 |
|||||
всего |
6 |
6 |
39 |
51 |
Информация о работе Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей