Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:53, контрольная работа
Прежде чем приступить к обсуждению феноменов возникновения и развития малой группы, необходимо отметить актуальность этого вопроса для научного общества.
Занимаясь изучением какой бы то ни было социальной проблемы, мы изначально приходим к первоэлементам, с которых начинается исследовательская деятельность. В социальной психологии это – личность в структуре социума, но если пойти дальше, расширить обзор, то выясняется, что человек не может быть малейшей целостной функциональной единицей. Этой первой функциональной ячейкой любого общества является малая группа.
Общество – это матрица межличностных (и межгрупповых) контактов, а контакты начинаются именно в малой группе.
Введение 3
Возникновение малой группы 4
Феномен группообразования 4
Образование формальных и неформальных групп 7
Причинно-следственные аспекты возникновения малой группы 9
Развитие малой группы 10
Стадии развития группы 10
Модели коллективообразования 12
Динамические процесы, связаные с развитием группы 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Содержание
Введение 3
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Введение
Прежде чем приступить к обсуждению феноменов возникновения и развития малой группы, необходимо отметить актуальность этого вопроса для научного общества.
Занимаясь изучением какой бы то ни было социальной проблемы, мы изначально приходим к первоэлементам, с которых начинается исследовательская деятельность. В социальной психологии это - личность в структуре социума, но если пойти дальше, расширить обзор, то выясняется, что человек не может быть малейшей целостной функциональной единицей. Этой первой функциональной ячейкой любого общества является малая группа.
Общество – это матрица межличностных (и межгрупповых) контактов, а контакты начинаются именно в малой группе.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Марвин Шоу утверждает: «...всем группам присуще одно общее качество: их члены взаимодействуют друг с другом. Группа - это коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга» [4, с. 235].
Определение понятия «малая группа» должно рассматриваться в зависимости от контекста :
1) с точки
зрения восприятия членами
2) с точки
зрения мотивации членов
3) с точки зрения групповых целей;
4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы;
5) с точки зрения взаимозависимости; и
6) взаимодействия членов группы.
В. А. Янчук даёт следующее определение малой группе, достатоно полно и широко раскрывая это понятие:
«Малая группа – объединение непосредственно взаимодействующих друг с другом людей, имеющее пространственную и временную локализованность, идентифицирующих и категоризирующих себя как членов группы, межличностные взаимоотношения в котором обретают новое качество, не сводимое к простой сумме их индивидуальных качеств» [7, с. 535].
1.Возникновение малой группы.
При изучении группы психологи пользуются термином «групповая динамика». Свое начало это понятие ведет от основателя «школы групповой динамики» Курта Левина. Впервые термин «групповая динамика» был использован в статье К. Левина «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» в 1939 г. в США. По определению К. Левина групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики Левин опирался на законы гештальт - психологии:
а) целое доминирует над частями;
б) отдельные элементы объединяются в целое.
В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу.
В групповой психотерапии существует также отдельное направление, в основании которого лежит психоанализ, оно также называется «групповая динамика» или «групподинамический подход».
Анализ развития группы обычно происходит на основании пяти элементов.
1. Цели группы.
2. Нормы группы.
3. Структура группы и проблема лидерства.
4. Сплоченность группы.
5. Фазы развития группы.
Какими же факторами и особенностями обуславливается возникновение малой группы?
Андреева Г. М. пишет: «В более широком смысле можно сказать,что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества» [1, c. 141]. В целом это мнение поддерживается в научном сообществе социальных психологов.
Феномен группообразования.
Группообразование является процессом превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
1.Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Примеры: коллектив сотрудников, друзья, пришедшие на день рождения и т.д.
2.Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности. Примеры: случайные попутчики, которые не разговаривают в дороге и те, которые общались всю дорогу.
3.Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия. Пример: групповые тренинги в основном длятся от 2 до 8 часов в день, подряд не более 3 дней без перерыва.
4.Численность группы.
Нижняя граница - два-три человека (существуют известные разногласия по поводу диады);
Верхняя граница - не фиксирована, чаще бывает 7, 10, 15, 20, 30, 40.
5.Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно [6].
Следует отличать малую группу и коллектив, не всякая малая группа является коллективом.
Задача (цель) группы является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись.
Необходимость решения определенных социально-экономических задач порождает потребность в создании внутри них элементарных функциональных подразделений, специально на эти задачи ориентированных. Это и есть малые группы. В логике подобного рассуждения резонно заключить, опираясь на мысль Г. М. Андреевой [1], что причины возникновения малой группы следует искать вне ее и вне индивидов, ее образующих, — в более широкой социальной системе.
Подобная точка зрения, безусловно, справедлива. Она подтверждается, например, всей практикой последнего десятилетия российской жизни. Развитие частного бизнеса в стране привело к возникновению в его структурах таких невиданных в советское время подразделений (фактически малых групп), как, например, отделы корпоративной политики, маркетинга, рекламы, управления персоналом, связей с общественностью и т.д [3].
Вернёмся к фактору целеполагания в процессе формирования группы. Чтобы внешняя задача стала восприниматься как внутренняя личностная цель, процесс целеполагания должен пройти в несколько этапов:
Первый этап – поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
Второй этап – в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
Третий этап – согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, индентифируется каждым как его личностная цель участия в работе группы.
Совместная деятельность.
Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности. В советской социальной психологии этот фактор закреплялся деятельностной концепцией А. Н. Леонтьева [7, с. 536].
Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Пример-группа студентов или члены политической партии, где каждый выполняет свое индивидуальное задание. Общий для участников является предмет труда (сырье, заготовки, класс учеников, законодательная регуляция, обучение в ВУЗе). Каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда.
Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Например, конвейерное производство.
Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля.
1.Выработка групповых норм. Норма (от лат. - «norma» - руководящее начало, правило, образец) - узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого.
2.Формирование структуры группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений.
Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии в советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.
Образование формальных и неформальных групп.
Впервые деление на формальные и неформальные группы было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Андреева описывает это так: «Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.» [1, 134 - 135].
В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
В социальной психологии возникли предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы, и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. Этот характер, описанный нами выше, коррелирует с внешними признаками группы, но вовсе не находится в прямой зависимости от них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Информация о работе Генезис и развитие малой группы. ьодели коллективообразования