Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:53, контрольная работа
Прежде чем приступить к обсуждению феноменов возникновения и развития малой группы, необходимо отметить актуальность этого вопроса для научного общества.
Занимаясь изучением какой бы то ни было социальной проблемы, мы изначально приходим к первоэлементам, с которых начинается исследовательская деятельность. В социальной психологии это – личность в структуре социума, но если пойти дальше, расширить обзор, то выясняется, что человек не может быть малейшей целостной функциональной единицей. Этой первой функциональной ячейкой любого общества является малая группа.
Общество – это матрица межличностных (и межгрупповых) контактов, а контакты начинаются именно в малой группе.
Введение 3
Возникновение малой группы 4
Феномен группообразования 4
Образование формальных и неформальных групп 7
Причинно-следственные аспекты возникновения малой группы 9
Развитие малой группы 10
Стадии развития группы 10
Модели коллективообразования 12
Динамические процесы, связаные с развитием группы 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Схема развития группы по Л.И. Уманского - это движение от конгломерата к коллективу или антиколлективу.
Вариант параметрической классификации коллективообразования, предложенный А. Н. Лутошкиным.
Групповая изоляция, на которой может развиться высокий уровень корпоративности, может привести к антиколлективу. Антиколлективы — группы отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью. Схема образно-символического соответствия группового развития по А.Н. Лутошкину сделала эту модель известной в педагогической среде и применяемой в ситуации самодиагностики молодежного коллектива.
Двухфакторная модель группообразования, предложенная Б. Такменом.
В двухмерной (двухфакторной) модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. В результате анализа 50 публикаций Б. Такмен выделил наиболее часто называемые четыре стадии в сфере эмоциональной активности группы, рассматриваемые в русле этой модели:
-«проверка зависимости» - ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения;
-«внутренний конфликт» - нарушение взаимодействия и отсутствие единства;
-«развитие групповой сплоченности»;
-«функционально-ролевая соотнесенность».
Отдельно выделяются стадии в сфере деловой активности группы:
1) ориентировка в задаче;
2) противодействие,
если задача не совпадает
3) открытый информационный обмен;
4) принятие решений - конструктивные попытки решения задачи.
На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы.
1. Этап формирования
2. Вторая стадия - период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.
3. Стадия конфликта - наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.
4. Четвертая стадия - переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.
5. Возникновение чувства
«Мы», в котором проявляются забота
всех учащихся о классе, интерес
к нему и сплочения на этой
стадии заметна тенденция к
интеграции групповой и
6. На шестом
этапе, картина мира меняется
и доминирующую роль теперь
играет не деловая, а эмоционал
7. Актуализация - высший этап групповой зрелости, когда уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.
Всестороннее рассмотрение моделей группообразования и особенностей их применения позволило выделить следующие области психологической практики
Во-первых, параметрический
подход наиболее часто используется
в области управленческого
Во-вторых, образно-символическое представление этапов прохождения группового развития делает доступными для решения задачи самодиагностики и самоаттестации группы.
В-третьих, двухфакторная модель группобразования наиболее часто применяется для диагностики группового процесса, служит для понимания и выстраивания стратегии ведения тренинговой или психотерапевтической группы. В первом случае субъектом применения модели является оргконсультант, социальный психолог или социолог, во втором — сама группа, в третьем — ведущий, психотерапевт, модератор.
Динамические процесы, связаные с развитием группы.
Групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие .
Основные феномены групповой динамики, заслуживающие внимания в контексте процесса развития группы:
Феномен группового давления, или феномен конформизма.
Существуют три типа поведения, соответствующие этому феномену:
1) внутригрупповая
внушаемость, т.е.
2) конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;
3) коллективизм,
или коллективистическое
1.Групповая сплоченность. Это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам [1, с. 146].
2.Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия.
3.Сдвиг риска. Если сравнивать ценность индивидуальных и групповых решений, становится очевидно: что группа обладает свойством быть своеобразным модератором индивидуальных мнений и суждений ее членов: она отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Но если принимаемое решение включало в себя момент риска, то «рискованная» альтернатива именно группой выбиралась гораздо чаще[4, с. 253].
4.Групповая поляризация. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы [4, с. 250].
5.Феномен огруппления мышления, или «групповой дух». Это ещё один фактор, влияющий на качество решения. обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы [4, с. 258].
6.Групповая фаворитизация и групповая враждебность- феномен проявления симпатии к «своим» и агрессии по отношению к «чужим».
Таким образом, процесс развития малой группы является:
- Многоэтапным, что подтверждают различные модели образования и развития малой группы;
- Полиморфным, т.к. процесс развития группы зависит от формы, в которой рассматривается малая группа;
- Динамичным, о чём свидетельствуют основные процессы группового происхождения, описанные нами.
Наличие двух сфер жизнедеятельности группы: деловой и межличностной (эмоциональной), не противоречит моделям коллективоообразования. Однако в моделях коллективообразования больше уделяется внимания деятельностной активности группы, а в двухфакторных моделях — эмоциональной. Такое различие обусловлено, по всей видимости, различным происхождением этих двух парадигм. Развитие двухфакторной модели в большой степени связано с существованием психотерапевтических и тренинговых групп, создатели различных вариантов этих моделей известные психотерапевты: И. Ялом, К. Хек, Б.Д. Карвасарский.
Заключение
Подводя итог, можно выделить
следующие особенности
-Как функциональная ячейка общества малая группа представляет собой небольшой, но целостный организм, действующий по своим законам.
Необходимо отметить следующие свойства малой группы:
- независимость
- специфичность функционирования
- контактность
- наличие определённых границ
- способность к саморегуляции и др.
Процесс группообразования включает следующие категории:
- Территориальность
- Коммуникация
- Время взаимодействия
- Численность группы
- Мотивированность группы
- Совместная деятельность
- Выработка групповых норм
- Формирование структуры
Механизмы возникновения формальных и неформальных групп отличаются по критерию «обшественность - индивидуальность»
К основным стадиям развития относятся (по Б.Такмену):
1.Стадия постановки общей цели/задачи
2.Попытки решения/внутренние конфликты и кризисы
3.Нарастание уровня доверия внутри группы – постепенное приближение к цели
4.Принятие решения и активные совместные действия по его реализации
5.Появление групповой сплочённости
6.Установление внутренней согласованности
Динамичность групповых процессов, как правило, проявляется в феноменах: группового давления, групповой сплоченности, социальной фасилитации, групповая поляризации, огруппления мышления, групповая фаворитизации и др.
Таким образом, возникновение и развитие малой группы – это два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса, представляющие серьёзный интерес для социальных наук, т.к. знание закономерностей группы позволяет регулировать и контролировать, а также повышать эффективность человеческой деятельности.
Список используемой литературы:
Информация о работе Генезис и развитие малой группы. ьодели коллективообразования