Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.
Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.
В
соответствии со ст. 41 Конституции пожилые
люди, наряду со всеми, имеют право
на охрану здоровья и бесплатную медицинскую
помощь в государственных и
Вышеперечисленные
основополагающие конституционные
нормы явились базисом для
многих федеральных законов, указов
Президента, постановлений Правительства
РФ и других подзаконных актов, определяющих
направление социальной политики нашего
государства в области
Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Действующее
пенсионное законодательство многогранно.
Оно содержит ответы практически
на все основные вопросы, касающиеся
пенсионного обеспечения
Оценивая
пенсионное законодательство с точки
зрения возможностей для повышения
социальной поддержки пожилых людей,
необходимо отметить, что, в отличие
от прежнего пенсионного законодательства,
работающие пенсионеры получают пенсии
в полном размере. Отмечая положительные
моменты в действующем
В
перечне социального
Социальный
аспект содержат основы законодательства
РФ по охране здоровья граждан. Статья
26 «Основ» прямо закрепляет права
граждан пожилого возраста. В ней
отмечается, что граждане, достигшие
возраста, установленного законодательством
РФ, имеют право на медико-социальную
помощь на дому, в учреждениях государственной
или муниципальной системы
Особое
место в комплексе законов, нацеленных
на социальную поддержку пожилых
граждан, занял Федеральный закон
«О государственной социальной помощи»,
поскольку значительная часть пожилых
людей относится к категории
малоимущих людей, то именно они относятся
к числу получателей
Основополагающими
документами, регулирующими в российском
законодательстве социальные права
человека, являются также Федеральный
закон «Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации» и Федеральный закон
«О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов». Названные
законы устанавливают основные формы
социального обслуживания граждан,
их права, гарантии реализации этих прав,
полномочия федеральных региональных
органов государственной
Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досугову и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.
Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 – 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов9.
Согласно
данным, полученным в ходе самостоятельного
исследования проблем социальной защиты
пожилых людей, проведенного автором,
около 50% пенсионеров г. Югорска получают
пенсию, размер которой ниже прожиточного
минимума и находятся за чертой бедности;
пенсию же по старости, превышающую
минимальный потребительский
Кроме
того, современное законодательство
не в полной мере соответствует европейским
и мировым стандартам. Не получили
надлежащей правовой защиты интересы
пожилых граждан в сферах имущественных,
земельных, жилищных, семейных отношений,
охраны здоровья и, в определённой степени,
пенсионного обеспечения и
Не
сформирована правовая культура, пожилые
люди плохо знают действующее
законодательство, свои социальные права
и порядок обжалования в случае
их нарушения, что обусловлено их плохой
информированностью, недостатком социально-правовой
практики и сложившимися стереотипами
мышления.
1.3. Модели социального
обслуживания пожилых людей.
Развивая
и совершенствуя деятельность служб
социальной помощи престарелым и
инвалидам, органы социальной защиты проявляют
постоянную заботу о создании более
комфортных условий для жизнедеятельности
пожилых людей в стационарных
учреждениях. Дома – интернаты предоставляют
возможность престарелым и
В настоящее время в системе социальной защиты населения действуют стационарные учреждения для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома – интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Статистические
данные показывают, что 88% людей, находящихся
в домах – интернатах, страдают
психическими патологиями, у 67,9% наблюдается
ограничение двигательной активности:
они нуждаются в посторонней
помощи, 62,3% не способны даже частично
себя обслуживать, а среди поступающих
в эти учреждения такой показатель
достигает 70,2%. Наиболее распространенными
заболеваниями среди пожилых
людей болезни органов
Практика
показывает, что в домах-интернатах
для престарелых и инвалидов
обеспечивается медицинское обслуживание,
осуществляется целый ряд мероприятий
реабилитационного значения: трудовая
терапия и трудовая занятость, организация
досуга и т.п. Здесь проводится работа
по социально-психологической
Однако
функционирование домов-интернатов как
одной из основных стационарных форм
социального обслуживания престарелых
связано с целым рядом
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
Основная
цель создания таких домов – обеспечение
благоприятных условий
Специальные
дома для одиноких престарелых могут
быть построены как по типовому проекту,
так и располагаться в
Таких домов в нашей стране пока мало, но они получают все большее признание и развитие, так как это позволит решить многие проблемы, удовлетворить потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность.
Социальный магазин – торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Предметом деятельности магазина является:
1) Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.
2) Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.
3) Торгово-закупочная деятельность.
4) У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%
Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.
Аптечный
киоск организуется для обеспечения
лекарствами в основном ветеранов,
инвалидов и участников Великой
Отечественной войны, согласно реализации
Закона Российской Федерации «О ветеранах»
по рецептам врача «бесплатно». На каждого
обратившегося в киоск
Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста