Государственная поддержка граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

   2. Социальное обслуживание пожилых  людей – это совокупность социальных  услуг, которые предоставляются  гражданам пожилого возраста  в домашних условиях или специализированных  государственных и муниципальных  учреждениях. Оно включает в  себя социально-бытовую помощь  и морально-психологическую поддержку27.

   Государство гарантирует пожилым людям возможность  получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии.

   В Российской Федерации сложились  несколько моделей социального  обслуживания, которые были оформлены  законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому закону, система социального  обслуживания  основана на использовании  и развитии всех форм собственности  и включает государственный, муниципальный  и негосударственный секторы  социального обслуживания.

   Государственный сектор социального обслуживания состоит  из органов управления социальным обслуживанием  РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

   Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием  и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Муниципальные центры социального  обслуживания являются основной формой социальной работы муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях  и находятся в их ведении. Муниципальные  центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную  деятельность по оказанию различных  видов социальных услуг.

   В задачи муниципального сектора социально  обслуживания входят:

  • выявление пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке;
  • предоставления различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;
  • анализ социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста;
  • привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым людям28.

   Анализ  основных направлений деятельности муниципальных центров социального  обслуживания свидетельствует о  том, что данная модель социального  обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.

   Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме  собственности не относящиеся к  государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную  деятельность в сфере социального  обслуживания. К данному сектору  относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные  и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.

   Государством  разработаны федеральный и территориальный  перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных  социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный  перечень, также гарантированный  государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.

   Право на социальное обслуживание имеют женщины  старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или  полной утратой способности самостоятельно удовлетворять свои собственные  жизненные потребности.

   При получении социальных услуг пожилые  люди имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
  • выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органов социальной защиты субъектов РФ;
  • информацию о своих правах, обязанностях, формах и условиях оказания социальных услуг;
  • согласие на социальное обслуживание;
  • отказ от социального обслуживания;
  • конфиденциальность информации личного характера;
  • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке29.

   Социальное  обслуживание пожилых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

   К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов  труда и ВОВ, инвалидов, отдельных  профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для  одиноких и бездетных супружеских  пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты  для бывших заключённых, достигших  старческого возраста.

   Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой  помощи пожилым гражданам, частично или полностью утратившим способность  к самообслуживанию и нуждающимся  по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

   Полустационарные  формы социального обслуживания включают в себя отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.

   К нестационарным формам социального  обслуживания относится социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная  помощь, социально-психологическая  помощь30.

   Одной из новых форм нестационарного обслуживания одиноких пожилых людей, проживающих  в отдалённых и малонаселённых пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе  врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают  разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную  и т.д.31

   Социальное  обслуживание пожилых людей может  быть постоянным или временным в  зависимости от их желания. Оно может  быть полностью бесплатным, частично или полностью платным в зависимости  от вида обслуживания и уровня благосостояния клиента.

   3. Организация пенсионного обеспечения.

   В Российской Федерации все граждане, достигшие определённого возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), имеют право на получение  пенсии. Проблема пенсионного обеспечения  граждан России касается многих социальных и возрастных групп, однако, в данной работе мы коснёмся только тех основных аспектов пенсионного обеспечения, которые непосредственно ориентированы  на  людей старшего поколения, получающих материальную поддержку от государства  в силу достижения определённого  законом возраста.

   С 1 января 2001г. в Росси вступил в  действие новый закон о пенсионном обеспечении российских граждан. Согласно этому закону в России вводится новая  схема пенсионного обеспечения, которая предусматривает три  основных вида пенсии: базовая, страховая  и накопительная.

   Базовая пенсия начисляется всем гражданам России, достигшим пенсионного возраста, независимо от стажа и величины предыдущей заработной платы последних. Размер базовой пенсии строго фиксирован и определяется Правительством РФ совместно с Пенсионным фондом. В идеале перед Правительством РФ стоит задача довести размер базовой пенсии до реального размера прожиточного минимума в нашей стране.

   Страховая пенсия – эта та часть пенсионного обеспечения пожилых российских граждан, которая начисляется из расчета, включающего анализ величины трудового стажа, величины заработной платы и наличия определённых льгот (например, надбавки за годы трудового стажа сверх установленной государством нормы, за наличие звания ветерана или участника ВОВ, за наличие инвалидности той или иной группы и т.п.). Величина этого вида пенсии может сильно различаться у разных людей.

   В соответствии с порядком начисления пенсии, её размер формируется на основе двух составляющих: индивидуального  коэффициента пенсионера (ИКП) и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации. Именно ИКП рассчитывается исходя из общей продолжительности трудового  стажа и величины заработка, а  использование при исчислении пенсии по данному порядку среднемесячной заработной платы в стране обеспечивает соответствие размера пенсии уровню оплаты труда в Российской Федерации.

   Новый порядок исчисления пенсий не заменяет порядок, предусмотренный Законом  РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом неработающие пенсионеры имеют право выбирать по какой схеме они предпочитают, чтобы им начислили пенсию.

   Накопительная пенсия – это новый вид пенсионного обеспечения, который предполагает личное участие работающего человека в формировании размера своей будущей пенсии. Смысл этого нововведения заключается в том, что каждый работающий человек имеет право на добровольной основе из своей заработной платы откладывать дополнительную сумму на специальный счёт в государственном или в каком-либо другом коммерческом пенсионном фонде с целью при достижении пенсионного возраста обеспечить себе дополнительную прибавку к той сумме, которая ему будет начислена государством в базовой и страховой пенсиях. К сожалению, сегодняшние пенсионеры не имеют возможности воспользоваться этим видом пенсионного обеспечения, поскольку ещё не имели возможности накопить необходимые средства за недостатком времени. В соответствии с вышеупомянутым законом вводится персонифицированный учёт сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации, который предполагает выдачу каждому работающему человеку специального документа, подтверждающего, что на него в Пенсионном фонде открыт специальный индивидуальный счет, на котором будут аккумулироваться средства, из которых по достижении им пенсионного возраста ему будет выплачиваться государственная пенсия. Однако это, опять же, касается только тех граждан, которым ещё только предстоит стать пенсионерами.

   Общая сумма, на которую может рассчитывать современный пожилой российский гражданин на сегодняшний день, формируется  из двух частей: базовой пенсии и  страховой пенсии. Поскольку страховая  пенсия зависит от прошлых стажа  и заработка пожилого человека, то при отсутствии документов, подтверждающих эти факты или подтверждающих незначительные их размеры, величина пенсии данного человека не будет кардинально отличаться от базовой пенсии и, соответственно, не будет обеспечивать даже самого минимального уровня жизни пожилого человека. Этот важный момент часто приводит к несправедливо малому размеру начисленной пенсии (например, для людей всю свою жизнь проработавших в советских колхозах, где в силу определённых экономических, и политических условий, традиций и особенностей того времени заработная плата на селе либо не выплачивалась в денежной форме (работа за трудодни или за продпаёк), либо была сильно занижена).

   Кроме этого, в течение всего периода  существования постсоветского общества, наблюдаются частые сбои в соблюдении сроков сбора необходимых средств  финансовыми структурами Пенсионного  фонда РФ, что, соответственно, приводит к несвоевременной выплате пенсий.

   Социологические исследования, проведённые в нашей  стране, показали, что основными  направлениями обеспечения благосостояния пожилых людей (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование  пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов престарелых и  улучшение условий проживания в  них.32

   Таким образом, перед Правительством РФ и  Пенсионным фондом РФ на сегодняшний  день стоит три основных задачи:

  • увеличить базовый размер пенсии, который не должен быть меньше, чем прожиточный минимум;
  • отрегулировать методику начисления страховой пенсии;
  • повысить эффективность работы государства и Пенсионного фонда РФ в области аккумулирования и распределения  денежных средств, для обеспечения достойной жизни пожилых людей.
 

Вывод.

   В заключение необходимо отметить, что  на сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к улучшению  ситуации в области пенсионного  обеспечения пожилых людей. В  отличие от ситуации прошлых лет, когда размер пенсии был в несколько  раз меньше реального прожиточного минимума, сегодняшний средний по России размер пенсии растёт быстрее, чем инфляция и уже примерно сравнялся  с прожиточным минимумом.

Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста