Государственная служба занятости: структура, задачи, права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ №287 – ФЗ от 25.12. 2008 г.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Государственное регулирование занятости населения 3
1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения 3
1.2 Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения 5
Глава 2. Деятельность государственной службы занятости 8
2.1 Цель, задачи, структура и основные направления деятельности государственной службы занятости 8
2.2 Функции государственной службы занятости 10
2.3 Органы Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

2.2 Функции государственной службы занятости

 

Функции службы занятости  многообразны:

Анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения и  работодателей о состоянии рынка  труда;

Учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и  работодателей о возможностях получения  работы и обеспечения рабочей  силой, о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и переобучения;

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

Регистрация безработных  и оказание им в пределах своей  компетенции помощи;

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство  которых требует получение новой  профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

Выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

Поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие самозанятости;

Подготовка предложений  и заключений об использовании труда  иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

Разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения.

К традиционным функциям служб  занятости относятся, такие как  выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих  мест и трудоустройство, распространение  информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

К новым функциям, которые  возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

занятость служба

2.3 Органы Федеральной  службы по труду и занятости,  их права и обязанности

 

Федеральная служба по труду  и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Деятельность Федеральной  государственной службы занятости  населения направлена на:

оценку состояния и  прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке  труда;

разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям  в подборе необходимых работников;

организацию при необходимости  профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном  порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации [Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) "О занятости населения  в Российской Федерации" ст. 15].

В число её основных функций  входят следующие:

контроль и надзор за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений  законодательства Российской Федерации  в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

организация альтернативной гражданской службы;

организация и оказание государственных  услуг в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров и т.д.

Федеральная служба по труду  и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов  по вопросам занятости населения  по субъектам Российской Федерации  и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.

Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для  реализации функций и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития  России схемой размещения территориальных  органов Роструда в субъектах  Российской Федерации.

Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда.

Органы службы занятости  обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными  государственными органами отчетной документацией  и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Центры занятости населения  непосредственно осуществляют следующие  функции:

- регистрация граждан  в целях содействия в поиске  подходящей работы, а также регистрация  безработных граждан;

- содействие гражданам  поиске подходящей работы;

- информирование о положении  на рынке труда;

- организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих  мест;

- организация профессиональной  ориентации граждан в целях  выбора сферы деятельности;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации  безработных граждан;

-осуществление социальных  выплат гражданам, признанным  в установленном порядке безработными;

- организация проведения  оплачиваемых общественных работ;

- содействие самозанятости  безработных граждан и др. [Ст. 7.1. Федерального Закона « О занятости населения в РФ» (в ред. ФЗ № 287 – ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС « Консультант плюс ].

Федеральная служба по труду  и занятости является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в  сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, законодательства о занятости  населения, об альтернативной гражданской  службе, функции по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через  свои территориальные органы. В ведении  Федеральной службы по труду и  занятости находятся государственные  учреждения службы занятости (центры занятости населения).

Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации  обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных  учреждений службы занятости (центров  занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения, по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе  необходимых работников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отношения в сфере занятости  и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами, локальными и нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового  статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого, будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

Функции Государственной  службы занятости расширяются, система оказания услуг постоянно совершенствуется, используются новые формы и методы трудоустройства населения.

К традиционным функциям служб  занятости относятся, такие как  выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих  мест и трудоустройство, распространение  информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

К новым функциям, которые  возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

Федеральная служба по труду  и занятости является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в  сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, законодательства о занятости  населения, об альтернативной гражданской  службе, функции по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через  свои территориальные органы. В ведении  Федеральной службы по труду и  занятости находятся государственные  учреждения службы занятости (центры занятости населения).

Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации  обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных  учреждений службы занятости (центров  занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения, по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Информация о работе Государственная служба занятости: структура, задачи, права и обязанности