Групповой метод в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

В условиях кризиса современного общества и образования в системе воспитания подрастающего поколения образовался вакуум. В связи с отсутствием целостного подхода к воспитанию, молодые люди не получают должного развития необходимых личностных качеств – следовательно, выходят в самостоятельную жизнь, не будучи готовыми к ней. Недостаточность воспитания проявляется в пассивности, иждивенческой позиции, стремление к беззастенчивому потреблению жизненных благ, неадекватном уровне притязаний и самооценки, низкой коммуникативной культуре, равнодушии, скептицизме, неспособности к серьезным нравственным усилиям, и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ГРУППОВОЙ МЕТОД СОЦ.РАБОТЫ.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Пронизанность жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми говорит о необходимости умения ориентироваться среди людей, эффективно взаимодействовать с ними, согласовывать свои потребности, устремления и действия с интересами других. Для этого нужны психологические знания, обобщающие опыт человеческого общества, пропущенные через внутренний опыт, когда они превращаются в личное достояние.

Это, прежде всего:

  1. высокая коммуникативная культура, которая включает в себя умение создать свой имидж и навык самопрезентации, умение сотрудничать, эффективно строить отношения с другими людьми, и т.д.;
  2. формирование индивидуального образа жизни на основе наиболее полной реализации интересов, склонностей, способностей, творческого потенциала личности;
  3. деловые качества, в том числе ответственность, предприимчивость, умение выходить из затруднительных жизненных ситуаций, справляться с проблемами, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях нынешней реальности;
  4. внутренняя устойчивость, которая предполагает способность выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, характерные для нашего нестабильного периода, толерантность к стрессу;
  5. высокая духовная и нравственная культура как фундамент для формирования вышеперечисленных качеств, ибо игнорирование этого аспекта ведет к деградации как отдельной личности, так и общества в целом.

Как сформировать эти качества у тех, кому предстоит жить в этом мире, активно преобразовывая его, - у современной молодежи? Очевидно, что большую роль играет воспитание в социуме. В процессе социализации человек подвергается воздействию целого ряда как целенаправленных, так и стихийных социально-психологических механизмов. В стабильном обществе эти механизмы более или менее согласованы между собой и обеспечивают подготовку человека к жизни в обществе.

Иное дело – переходные эпохи

В условиях кризиса современного общества и образования в системе воспитания подрастающего поколения образовался вакуум. В связи с отсутствием целостного подхода к воспитанию, молодые люди не получают должного развития необходимых личностных качеств – следовательно, выходят в самостоятельную жизнь, не будучи готовыми к ней. Недостаточность воспитания проявляется в пассивности, иждивенческой позиции, стремление к беззастенчивому потреблению жизненных благ, неадекватном уровне притязаний и самооценки, низкой коммуникативной культуре, равнодушии, скептицизме, неспособности к серьезным нравственным усилиям, и т.д. При этом именно молодежь наиболее остро реагирует как на внешние социальные, так и на внутренние личностные проблемы. Результатом становятся крушение надежд, разочарование, ощущение свой ненужности и потеря смысла жизни. Отсюда вспышки агрессии и разрушения, наркомания и всплески сектантства, психические расстройства и самоубийств.

Однако как бы молодежь ни нуждалась в помощи и поддержке, приходится признать, что прежние формы и методы воспитания неэффективны в современных условиях по следующим причинам:

  1. не реализуют принцип опережающего развития: сказывается привычная практика идти вслед за недостатками воспитания, решать уже возникшие проблемы и ликвидировать их последствия, нежели заботиться о профилактике;
  2. взрослые, непосредственно заинтересованные в полноценном личностном развитии молодежи и призванные обеспечить условия для этого развития (учителя, практические психологи), имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения, их насущных потребностях;
  3. молодежь не желает принимать воспитательных усилий, так как они не отвечают ее насущным запросам, преподносятся в скучной, формальной, назидательной манере. Расхождение слов с делом - с тем, с чем молодежь сталкивается в реальности - порождает недоверие к этим усилиям, а снисходительная позиция "воспитателей" по отношению к "воспитуемым" приводит к отвержению вплоть до открытого сопротивления навязанному сверху.

С другой стороны, юношеский возраст наиболее восприимчив к различного рода воздействиям в силу того, что в этот период происходит интериоризация морали. Нравственные принципы приобретают личностно значимый смысл, критически переосмысливается и переоценивается когда-то бездумно воспринятое, формируется мировоззрение и жизненная философия, основой основ становится ценностная ориентация. Поэтому так актуальна сейчас проблема поиска, разработки и систематизации альтернативных форм и методов работы с молодежью, повышение их эффективности и привлекательности для данной возрастной категории. Следует направить усилия на создание привлекательной для молодых людей воспитательной среды, благоприятной для формирования необходимых личностных качеств.

Роль воспитательной среды как мощного фактора формирования и развития личности в настоящее время незаслуженно недооценивается, ее возможности не используются в полной мере. А ведь именно молодежь на определенном этапе жизни, в период взросления, испытывает потребность во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях, которые переводятся во внутренний план и используются как материал для саморазвития.

В связи с этим наиболее перспективным представляется использование богатого арсенала групповых методов и методик, накопленных в области практической психологии, для оптимизации личностного развития и создания благоприятной воспитательной среды в специально организованном молодежном микросоциуме.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем гипотезу, которая является отправной точкой настоящего исследования. Она состоит в том, что использование групповых методов психолого-педагогического воздействия позволяет сформировать в специально организованном молодежном микросоциуме благоприятную воспитательную среду. Это предположение базируется на закономерностях группового воздействия на личность, а также на возрастной сензитивности к подобному воздействию, актуальной потребности молодежи в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации и во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях.

Предметом исследования стало использование групповых методов психологического воздействия в создании воспитательной среды. Объектом исследования являются групповые методы психологического воздействия в работе с молодежью.

Цель исследования: выявление роли групповых методов психологического воздействия в создании благоприятной для личностного развития воспитательной среды.

Задачи исследования:

  1. обосновать эффективность использования групповых методов психологического воздействия для формирования личности человека в юношеском возрасте;
  2. изучить влияние воспитательной среды в клубе практической психологии через исследование мотивации, ценностных ориентаций и развития рефлексии;

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. изучение литературы по проблеме;
  2. наблюдение и самонаблюдение;
  3. формирующий эксперимент;
  4. опрос (анкетирование, интервью, беседа);
  5. тестирование;
  6. метод логического анализа и интерпретации;
  7. метод статистической обработки данных;
  8. метод анализа документов в виде самоотчетов участников группы.

Состояние научной разработки проблемы

Начало научной истории групповой психотерапии относится к началу двадцатого века, хотя многие ученые задолго до этого отмечали способность группы оказывать благоприятное воздействие на личность. В первое десятилетие двадцатого века начали складываться экспериментальные техники исследования малых групп. В.М. Бехтерев впервые эмпирически показал эффект изменения индивидуальных суждений морального характера в результате дискуссии. К.С. Станиславский разработал систему подготовки актера во взаимодействии с другими создателями спектакля, давшую много ценного для дидактики групповых творческих методов, разработкой которых впоследствии занималась С.В. Гиппиус.

Особый вклад в рассматриваемую проблему внесла советская педагогика как система коллективного воспитания. Обучающий и воспитывающий эффект группы был отмечен в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность (в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.).

История групповой психотерапии в США включает "репрессивно-вдохновляющий подход" Дж. Пратта, психодраматические и социометрические методы Я. Морено, психоаналитические принципы З. Фрейда и гуманистическую ориентацию в психологии К. Роджерса. На этой основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики К. Левина, возникли современные психокоррекционные группы.

В отечественной психологии была предпринята попытка описать взаимодействия и взаимоотношения в группах на основе деятельностного опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности – стратометрическая концепция интрагрупповой активности в работах А.В. Петровского. Достаточно широко освещенным в научной литературе представляется понятие социально-психологического климата, механизмы воздействия группы на личность. Использование активных групповых методов психолого-педагогического воздействия отражено в работах Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровскойи др.

В настоящее время получил развитие не только теоретический, но и прикладной аспект проблемы. Публикуется множество сборников различных психологических игр и упражнений, коррекционных программ, направленных на развитие личности (работы Н.В. Самоукиной, В.В. Петрусинского, А.С. Прутченкова, Н.И. Козлова). В методических разработках и сценариях проведения занятий представлен оригинальный синтетический подход к использованию групповых методов самых разнообразных форм, психологических течений и направлений. На роль использования этих методов в создании привлекательной для молодежи воспитательной среды, благоприятной для формирования нравственной и коммуникативной культуры, навыков синтонного (в противоположность конфликтному) общения указывается в работах Н.И. Козлова [18], А.П. Егидеса, Л.Д. Столяренко. Однако недостаточно разработанной представляется проблема использования групповых методов психологического воздействия в работе с молодежью с учетом возрастных особенностей и современных тенденций воспитания лиц юношеского возраста.

Проблема необходимости специально организованного нравственного воспитания молодежи всесторонне рассмотрена в работе О.С. Богдановой, С.В. Черенковой "Нравственное воспитание старшеклассников" (М., Просвещение, 1988). Характеристика юношеского возраста представлена в теориях периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.П. Божович, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова. Большой вклад в изучение и описание юношеского возраста внесли многочисленные работы И.С. Кона. Сензитивность юношеского возраста для нравственного воспитания, а также характеристика со-бытийной общности как ценностно-смыслового объединения людей, роль этой общности в становлении личности отмечены в работе В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева.

Подводя итог, можно отметить, что в научной литературе в целом широко освещается роль группы в формировании личности, характеризуются групповые методы психолого-педагогического воздействия, излагается концепция юношеского возраста. Однако роль групповых методов в создании воспитательной среды, оптимизирующей личностное развитие молодежи (особенно после окончания школы), определена недостаточно.

В связи с этим данная работа является попыткой обобщить теоретические данные социальной и возрастной психологии и практический опыт для обоснования роли групповых методов психологического воздействия в создании воспитательной среды.  Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью

 

Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация

Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.

Существуют три вида, или направления активности: познание мира и себя; вынесение оценки окружающему миру; изменение себя и мира.

К факторам, побуждающим к активности, относятся:

1) познавательный и профессиональный интерес, или личная заинтересованность в познании;

2) творческий характер деятельности;

3) состязательность;

4) игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация;

5) эмоциональное воздействие  разных факторов.

Активным групповым методом может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Эти задачи могут быть: учебно-познавательные; творческие; психокоррекционные.

Активные групповые методы можно условно классифицировать следующим образом:

1) дискуссионные методы;

2) игровые методы;

3) сенситивный тренинг.

Дадим характеристику каждому из этих методов.

Дискуссионные методы

Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора.

Информация о работе Групповой метод в социальной работе