Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:17, реферат
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).
Введение................................................................................................................2
Девиантное поведение..........................................................................................3
Девиантное поведение и его типы.......................................................................8
Девиантное поведение в современном российском обществе.......................14
Девиантное поведение у подростков................................................................16
Заключение..........................................................................................................18
Список литературы.............................................................................................19
Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди.
В то же в рамках социологического подхода в свою очередь выделяются поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям:
а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные
отклонения;
б) по значению последствий — негативные (вызывающие вредные
последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных
групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных
структур, условных социальных групп (например, женский
алкоголизм);
г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения
и другие;
д) по длительности — единовременные и длительные;
е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм),
наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество,
проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция,
бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные
культы .
А Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих
девиаций: негативные (например, употребление наркотиков),
позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные
(например, попрошайничество)
Как считает Дэвид Матца (1964), в большинстве случае», когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют "нарушение правил". При этом "субкультура преступного мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но "переворачивает их с ног на голову". Преступное поведение считается правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствуюещей культуры
Наиболее ярким проявлением этой тенденции является поведение преступных банд, а также "бунтовщиков". Ритуализм, о котором писал Мертон, может также стать коллективным. Чья-то индивидуальная привычка слишком буквально следовать правилам может стать «стилем работы» группы служащих, которые доводят до абсурда выполнение любого, даже самого незначительного, распоряжения, что приводит к замедлению работы. Достаточно представить себе работу авиадиспетчеров, чтобы понять, что такой вид девиации может парализовать деятельность всей организации.
Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными сознательными и неосознаваемыми, Все серьезные рушения (сознательные они или нет), подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм и наркомания - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман — не только больной человек но и девиант, он не способен нормально выполнять социальна роли. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни,— девиация. Но убийство другого человека — преступление.
Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом.
Невозможно рассматривать девиантное поведение без понятиф аддиктивного поведения. Аддикция — пагубная склонность к чему-либо. Без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, трудно и некоторые другие формы деструктивного поведения.
Суть аддиктивного
поведения заключается в
Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.
Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков (ВДА), проблему «сухого алкоголизма.
Дивиантное поведение в современном российском обществе.
Современное российское общество, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не может не испытывать, дисфункциональные напряжения. И все же сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии.
Во-первых, аномия российского социума реально проявляется в процессе перехода общества от некоего целостного состояния к фрагментарному. Собщество путем весьма болезненных социальных травм выросло до относительно целостного образования. И все же общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей по сути всех слоев, групп, в том числе и национальных, составлявших наше общество. Относительная закрытость общества, специфика его социально-политической подсистемы порождали неразвитость, своеобразную наивность восприятия реальности у миллионов и миллионов людей, их беспомощность в ее оценке, самоотчуждение от политики. Надо к тому же иметь в виду, что несколько поколений людей формировались в духе коллективизма, едва ли не с первых лет жизни воспитывалось сознание некоего долга перед другими, но и долга общества, государства перед индивидумом. Одновременно целые поколения принуждались к весьма своеобразной адаптации к обстановке, когда востребованными оказались такие черты индивида, как социальная пассивность при разрешенной показной активности, доносительство при его официальном оправдании необходимостью укреплять безопасность страны и повышать бдительность в условиях враждебного окружения.
Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Конечно, можно указать целые периоды в истории России, когда степень криминальности была исключительно высокой. Но общество всегда имело потенциал сдерживания избыточной криминальной активности. Скажем, в начале 50-х годов минувшего века в сознании людей даже карманная кража восприеималась как чрезвычайное происшествие, чего нельзя сказать применительно к нынешним условиям функционирования социума .Кроме того преступный социальный мир долгое время воспринимался массовым сознанием как сугубо негативный, находился на периферии социальной жизни. Что касается современной ситуации, то аномия выступает в наших отечественных условиях фактически в форме криминализации всего социума.
Также существует понятие экономического девиантного поведения.
На отрицательную девиацию (негативную) в экономически стабильном обществе приходится 10–12 %. Такой же процент составляет положительная (позитивная) девиация. Остальные 70 % населения пред-
ставляют собой люди без существенных отклонений в социальном поведении. Под положительной девиацией следует понимать участие в бизнес проектах, работу на ответственных должностях , а под отрицательной нежелание трудиться. Аморфность общества от ощущения безысходности и бесперспективности своего существования, процесс выживания, когда идет сосредоточение всех усилий человека на удовлетворении первичных потребностей, явили собой общее понижение культурно-нравственного уровня населения.
Девиантное поведение у подростков.
Подростки наиболее чувствительны
к социальным и психологическим
стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается
резкий рост конфликтных, недисциплинированных,
не умеющих владеть собой
Девиантное поведение у школьников имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:
-биологические
факторы – это неблагоприятные
физиологические или
- Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития
- психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера.
- социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.
- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях
- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях
- асоциальный
стиль отношений в
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом.
С.А. Беличева классифицирует
социальные отклонения в девиантном поведении
следующим образом: 1.социальные отклонения корыстной
ориентации: правонарушения, проступки,
связанные со стремлением получить материальную,
денежную, имущественную выгоду (хищения,
кражи, спекуляция, протекция, мошенничество
и др.); 2.агрессивные ориентации: действия, направленные против
личности (оскорбление, хулиганство, побои,
убийства, изнасилования);3.социально-
С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Основная задача, стоящая перед школой – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Пока существуют правила, люди будут их нарушать. Но в течение последних десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное повеление. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем. Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой.