Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы : коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, привели к значительному увеличению лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Исследование данной проблемы в сегодняшних условиях – необходимая часть, как в социологической, так и в психологической отраслях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Причины, приводящие к психологическим  расстройствам, акцентуациям характера  связывают как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, на первое место среди которых можно поставить условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьёзные затруднения у исследователей при определении первопричинности «отклоняющегося» поведения у подростков.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исходя из  проблемы данной работы, мы  рассмотрели множественные  причины возникновения различных  форм девиации в обществе.

Определение причин отклоняющегося поведения  тесно связано с пониманием структуры  и самой природы этого явления.

 Социальная практика показывает, что форма и характер девиантного  поведения обусловлены сочетанием разных причин — биологических, психических и социальных.

В той или иной форме девиации в качестве главной может выступать каждая из этих причин или их сочетание.

Можно выстроить следующую классификацию  этих причин:

1) Биологические причины.

2) Психологические причины.

3) Социальные причины.

4) Синтез всех трех причин.

Таким образом, существуют различные  концепции в объяснении причин девиации.

Можно выделить общие, рассматривающие  в качестве причин отклоняющегося поведения  все те факторы, которые действуют  одинаковым образом на всех членов общества. Но есть и специальные, пытающиеся учесть специфику личности, включая ее биологические, психические, социокультурные стороны.

Думается, что нельзя отбрасывать  ни одну из них, поскольку поведение  имеет сложный индивидуальный характер, а характер девиации всегда носит сугубо конкретную форму. Нет какого-то общего шаблона, применяя который можно было бы одинаково объяснить, например, причины возникновения наркомании и, одновременно, совершаемых преступлений.

При разработке мер профилактики нельзя ограничиваться только теоретическими подходами в объяснении причин девиации. Существует еще большой практический опыт работы с девиантами, который накапливается в деятельности различных социальных организаций, служб и учреждений. За многими асоциальными поступками, стоят и «трудности возраста»,  и трудности государства в решении социальных проблем. Преодоление этих «трудностей» на практике происходит в условиях социально-экономической нестабильности, неопределенности нравственно-правовых основ, социокультурного кризиса российского общества. Следовательно, и при раскрытии причин  девиации нужно учитывать действие тех исторических условий, в которых сейчас находится Россия.

Характер  девиантного  поведения,  направленность энергетического  потенциала человека зависят,  во-первых,  от  того,  как  он научен  отвечать  на  возникающие   трудности:   путем   созидательных   или разрушительных действий,  во-вторых,  -  от  того,  каким  образом  общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.

Для  того чтобы  отрицательная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

     1) Расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице.

    2) Соблюдать социальное равенство перед законом.

     3) Постоянно совершенствовать само законодательство,  приводить  его  в соответствие с новыми социальными реалиями.

     4) Стремиться к адекватности преступления и наказания.

     Все  это  в  совокупности  позволит  снизить  социальное  напряжение  в обществе,   уменьшить   его   криминализацию.    Только    при    выполнении вышеперечисленных требований общество  имеет  право  называться  правовым  и демократичным.

     Форма ответной реакции общества на тот или  иной  вид  девиации  должна зависеть от того, какие социальные  нормы нарушаются: общечеловеческие,  расовые,  классовые,  групповые.  Можно   выделить следующие зависимости:

1) Чем более  высокий уровень социальных норм  нарушается, тем более решительными должны  быть  действия  государства.  Самая  высокая ценность – естественные права человека.

2) Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор  должен делаться   на   неформальные   меры   социального    контроля, например, социальное вознаграждение или порицание, убеждение.

3) Чем сложнее социальная структура общества,  тем  многообразнее  должны  быть формы социального контроля.

4) Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем  терпимее должна быть реакция на его действия.

5) Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на  внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

В такой деятельности, как смягчение  и предотвращение девиантного поведения, необходимы более эффективные технологии, например следующие:

1) Необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми.

2) Повышение активности использования  выделяемых средств.

3) Наступательный, опережающий характер  работы – не лечить, а предотвращать.

4) Усиление контроля над детьми и подростками, не посещающими школу; недопущение незаконного исключения детей из общеобразовательных учреждений.

5) Дополнительная оплата труда  специалистов, работающих с лицами  и группами девиантного поведения.

6) Развитие социального творчества  как альтернативы антиобщественным проявлениям.

7) Организация в целом здорового  досуга населения.

8) Введение цензуры, защищающей  всех людей от пропаганды насилия,  жестокости, порнографии, нецензурных  выражений в СМИ.

Подчеркнем  еще раз, девиантное поведение –  естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие  между  социальной  целью  и социальными  нормами  ее  достижения.   Созидательные   девиации   выполняют важнейшие позитивные социальные  функции.  Они  необходимы,  чтобы  общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение –  две равноценные  составляющие  социально-ролевого  поведения.  Для   нормального протекания социогенеза   девиантное поведение человека имеет не меньшее значение,  чем  его  нормативное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Берковиц Л., Агрессия: причины, следствия, контроль. – М., 2002.

Крэйхи Б., Социальная психология агрессии. – П., 2003.

Рогова Е.И., Классическая социальная психология. – М., 2008.

Смелзер Н.Дж., Социология. – М., 1992.

Шнейдер Л.Б., Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.

Гилинский Я.И., Отклоняющееся  поведение как социальное явления. -1971.

      Ислентьева В.Н., Теоретические концепции в изучении причин подростковой          девиации.  – К., 2008.

      Квасников А.В., Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения, 
как элемент воспитательной работы в ВУЗе. – СПб., 1999

      Сыромятников И.В.,  Психология девиантного поведения, - М., 2000

1 Смелзер Н.Дж., Социология. – М., 1992, 15 с.

2 Смелзер Н.Дж., Социология. – М., 1992, 15 с.

3 Рогова Е.И., Классическая социальная психология. – М., 2008, 67 с.

4 Берковиц Л., Агрессия: причины, следствия, контроль. – М., 2002, 33 с.

5 Крэйхи Б., Социальная психология агрессии. – П., 2003, 89 с.

6 Шнейдер Л.Б., Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005, 120 с.

7 Гилинский Я.И., Отклоняющееся поведение как социальное явления. - 1971, М., 45 с.

8Ислентьева В.Н., Теоретические концепции в изучении причин подростковой   девиации.  – К., 2008, 61 с.

9Квасников А.В., Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения, 
как элемент воспитательной работы в ВУЗе. – СПб., 1999, 23 с.

10 Сыромятников И.В.,  Психология девиантного поведения, - М., 2000, 55 с.




Информация о работе Девиантное поведение