Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа
Актуальность темы : коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, привели к значительному увеличению лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Исследование данной проблемы в сегодняшних условиях – необходимая часть, как в социологической, так и в психологической отраслях.
Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………………...30
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиант
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия
2.2.Причины девиантного
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
Актуальность темы : коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, привели к значительному увеличению лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Исследование данной проблемы в сегодняшних условиях – необходимая часть, как в социологической, так и в психологической отраслях.
Объект исследования: девиантное поведение
Предмет исследования: причины возникновения девиантного поведения
Проблема исследования: Основные причины девиантного поведения, определяются в настоящее время социальными факторами. В последнее время одним из доминирующих факторов девиантного поведения является системный кризис государства, экономики, общества в целом. Свое выражение он получил в виде достаточно высокого уровня социальной напряженности из-за невозможности отдельных слоев населения адаптироваться к низкому уровню жизни и социальным изменениям. Все это сопровождается криминализацией социальных институтов, отношений и общностей. Профилактика отклоняющегося поведения предполагает качественно иной уровень восприятия данной проблемы со стороны государственных органов власти и обеспечение системного подхода к осуществлению мер борьбы с этими негативными социальными явлениями. Для социальных работников ведущих неравную борьбу с указанными проблемами, необходимо до конца понимать первопричины возникновения девиации в обществе для их смягчения, профилактики и дальнейшего устранения.
В виду этого, данной работе была поставлена цель: проанализировать социальные причины возникновения девиантного поведения
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Девиантное поведение как феномен общественной жизни.
1.1. Понятие, формы и виды
В любом обществе существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им. Во все времена человечество боролось со всеми формами и видами отклоняющегося поведения, потому что резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили нарушением стабильности общества, а стабильность всегда ценится прежде всего.
Для того, чтобы выяснить причины девиантного поведения, нужно как минимум выяснить что же вообще такое девиантное поведение. Есть два разных определения:
1) Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным ли фактически сложившимся в данном обществе нормам. В этом определении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии.1
2) Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих социально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В этом значении девиантное поведение предмет социологии, социальной психологии.2
Отклоняющееся поведение выражается конкретно в пьянстве, алкоголизме, наркомании, токсикомании, проституции, насилии, преступности, самоубийстве, социальном паразитизме, бюрократизме, отклонениях в сфере морали.
Девиантное поведение
Отклоняющееся поведение имеет свои этапы постепенного развития, которые сам индивид не замечает, но всегда заметит психолог, наблюдающий за ним. Зная последовательность этих этапов, можно предотвратить каждый из них. Девиация начинается с невозможности реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, направленная на других или на самого себя. Если человек долго не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате столкновения желаний человека и печальной действительности. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта цели достигаются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах преступности и противоправных действий.
Первый вопрос, на который стоит ответить, исследуя девиантное поведение, это вопрос о понятии «норма». Ведь если мы не знаем что такое норма, мы никогда не узнаем что такое отклонение от нее. По определению социальная норма – это необходимый и устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.3 Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Самые большие проблемы, связанные с нормами возникают в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, исчезло прежнее мировоззрение и не появилось новое.
Изучая отклонения в поведении, важно помнить, что они бывают как позитивные, так и негативные, а соответственно имеют разные значения для общества. Позитивные – это социальное творчество, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение. Такие девиации развивают людей, помогают преодолевать консервативные стандарты поведения. Человек, имеющий в обществе статус лидера, избранника народа, героя, гения – это пример позитивного отклонения, одобряемой девиации. При этом акценты социальной поддержки всегда меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или ученые.
Но надо отметить, что нормы и девиации исторически изменяются и зависят от сложившихся в данный момент и в данном обществе социальных норм. Отклонение в других исторических условиях или в другой стране могут стать нормой, например при смене общественного строя. В 1919 году в США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 были открыты бары. В России в 1933 году были запрещены аборты, а в 1955 вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, но в некоторых разрешено. В большинстве стран сейчас существуют моногамные браки, а в некоторых полигамные. Странствующий монах в одной стране считается святым, а в другом просто бездельником.
Человека, который следует девиантному поведению, называют девиантом. Но есть еще такое понятие, как асоциальная личность, это безответственный человек, который не чувствует ни в чем свою вину, обвиняет во всем других людей, делает все назло и чтобы причинить вред, конфликтует с окружающими, проявляет нетерпимость и не извлекает уроков из своих ошибок. Его поведение говорит о недостаточной социализации личности. Такие люди отчуждаются от семьи, учебного заведения, общественных организаций и переходят в так называемые группы риска или асоциальные группы.
Отклоняющееся поведение имеет
множество видов, типов и форм.
Чтобы не запутаться в них, придумали
специальные классификации. Но и
классификаций оказалось
1) По типу нарушений нормы (право, мораль, этикет).
2) По цели и мотиву (корыстные, агрессивные).
3) По субъекту (индивиды, группы, социальные организации).
4) По возрасту (дети, люди в зрелом возрасте, пожилые).
Наша конечная цель – изучить причины девиантного поведения. Но невозможно назвать всего несколько причин для такого большого количества типов отклоняющегося поведения, ведь для каждого вида и для каждой формы они свои. Поэтому для начала охарактеризуем кратко виды и формы девиантного поведения. Итак, виды:
1) Насилие – применение субъектом различных форм принуждения в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Насилие является одной из форм агрессии – поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда, в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям. Готовность субъекта к агрессивному поведению называется агрессивностью.
Виды агрессии (классификация номер 1):
а) Реактивная - гнев, ненависть, враждебность.
б) Инструментальная - целенаправленная и заранее спланированная.
Виды агрессии (классификация номер 2):
а) Физическое насилие - нанесение физических повреждений.
б) Психическом насилии - психическое воздействие, приводящее к срывам и другим негативным последствиям.
в) Сексуальном насилии - вовлечение в сексуальные действия.
Виды агрессии (классификация номер 3):
а) Садизм - насилие, направленное на кого-то, стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями.
б) Мазохизм - насилие, направленное на себя, самобичевание, причинение себе страданий.
2) Наркомания – психическое, а иногда и физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемым приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием.
3) Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, то есть употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники.
4) Пьянство – неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающемся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.
Виды алкоголизма:
а) Бытовой - человек еще способен контролировать количество спиртного.
б) Хронический -человек не может не употреблять алкоголь.
5) Проституция – практика половых отношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение в той или иной форме, которое служит основным, либо существенным дополнительным источником средств для избранного образа жизни.
Признаки проституции:
а) Род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов.
б) Характер занятий – систематические половые связи с разными лицами без чувственного влечения и направленные на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме.
в) Мотив занятий – заранее
согласованное вознаграждение в
виде денег или материальных ценностей,
которые являются основными или
дополнительными источниками