Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:48, реферат
Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
2) объективное поведение и деятельность человека;
3) субъективное представление о сущем и должном.
Девиантное поведение детей
Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
1) правило (предписание),
выступающее как
2) объективное поведение и деятельность человека;
3) субъективное представление о сущем и должном.
Поведение - совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.
Если рассмотреть в единстве все стороны процесса физического, психического и социально-педагогического развития и вычленить из них наиболее важные аспекты, то можно определить, какой дошкольник физически, психически и педагогически готов к обучению в школе, а если не готов, то почему. Ранее было доказано, что подготовленность или неподготовленность ребенка к школе является итогом всего предшествующего развития, результатом воспитания и обучения в семье, детских яслях, саду и в нулевом классе.
У дошкольников, запаздывающих с переходом в школу, наблюдаются следующие фазы кризиса 5-7 летнего возраста:
1. Предкритическая
фаза (субъективное стремление к
школе есть, а объективные условия
для учебы в школе не
- ребенок испытывает неуспешность в ведущем виде деятельности, неудачи;
- начинает понимать свою несостоятельность в других видах деятельности;
- в поведении проявляются порывистость, неустойчивость, противоречивость;
- радость внезапно сменяется печалью, твердость – слабостью, суетливостъ - бездеятельностью, бодрость - скукой, любовь – ненавистью и т.д.;
- им овладевают пугливость, боязнь, страх перед учебой и новыми людьми;
- положение осложняется
неблагополучной обстановкой в
семье, во взаимоотношениях со
сверстниками и другими
2. Критическая фаза
(объективно и субъективно
- сильная возбудимость ребенка, неуравновешенность характера;
- импульсивность поступков и проступков;
- раздражительность,
которая при известных
- усталое безразличие и ворчливая раздражительность;
- отклонения в поведенческой сфере и др.
3. Послекритическая
фаза (последствия
- ребенок получает первые дисциплинарные замечания;
- переживает неуспех в учебной деятельности;
- по-прежнему тянется только к игре;
- испытывает
- попадает в подчиненное положение в отношениях со старшими ребятами или успевающими сверстниками (подать, сбегать, купить, принести и т.д.);
- негативная симптоматика, направленная на родителей, учителей и сверстников;
- формируются искаженные представления о школе и др.
Данные фазы кризиса у детей 5-7 летнего возраста взаимосвязаны и в конечном итоге приводят к несформированности физической, психической и педагогической готовности к учебе, недисциплинированному поведению в школе. Отклонения в поведении обнаруживаются в отдельных поступках и проступках, которые носят эпизодический и ситуативный характер, могут быть при соответствующей превентивной деятельности родителей и работников детских садов, врачей и учителей достаточно быстро устранены.
Младшее школьное детство (от 6 до 10 лет) представляет собой сложный и противоречивый период развития человека, так как в это время происходит адаптация к школе. Одни дети шумят, кричат, носятся по коридорам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, при малейшей неудаче плачут. У третьей группы младших школьников нарушается сон, теряется аппетит, они становятся очень капризными, у них увеличивается количество заболеваний. Данные нарушения (обычно их называют функциональными отклонениями) вызваны нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением тех требований, которым он должен отвечать.
Наиболее типичные признаки неблагополучия в поведении младших школьников - нарушения в системе учебных воздействий и взаимодействий (формируется негативное отношение учителей к неуспевающим и недисциплинированным школьникам). У учеников появляются затруднения в усвоении программного материала, низкие оценки; интеллектуальная защищенность тесно увязывается с заниженной самооценкой; обнаруживаются определенные расхождения между тем, что от школьников требуют, и тем, что они в состоянии выполнить. Большинство неуспевающих детей переоценивают результаты своей учебной деятельности. У них наблюдаются нарушения в сфере общения со сверстниками, связанные с неудачами в учебе; в отношении учителей дети испытывают чувство страха, боязни, подавленности, робости и др.). Проявляются нарушения в системе "личность - коллектив".
Подростковый возраст (от 10 до 14 лет) - это
период остро протекающего перехода от
детства к юношеству, для которого характерно
переплетение всех видов противоречий.
В
12-14 лет в психологическом и социально-педагогическoм
развитии большинства детей наступает
переломный момент, известный в научной
литературе под названием "подросткового
кризиса". Подросток стремится к выполнению
"нормы” в поведении, чтобы у него было
"как у всех", "как у других”. Для
этого возраста, как правило, характерна
диспропорция, т.е. отсутствие опыта положительного
поведения.
Подростковый кризис отличается от других кризисов развития (в 3 года, 5-6 лет, 7 лет) большей продолжительностью и сложностью. Для подросткового возраста характерны разнообразные нарушения: в сфере учебной деятельности; в сфере отношений подростков с взрослыми и сверстниками; в психическом и физическом развитии.
Совокупность нарушений и другие тенденции отклоняющегося поведения у подростков приводят к зарождению и формированию у них педагогической запущенности и трудновоспитуемости. Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, возникшие в данном возрасте на учебном и поведенческом уровне, в процессе дальнейшего негативного развития молодых людей могут перерасти в социально-педагогическую и социальную запущенность. У них появляются такие отклонения в поведении, как прогулы занятий, бродяжничество, безнадзорность, воровство, курение, мелкое хулиганство и др.
Феномен отклоняющегося поведения выходит за рамки рассматриваемого возраста, достаточно часто проявляется и потому требует исследования механизма деформации личности воспитанников на различных возрастных этапах ее развития.
Первая (начальная) стадия отклоняющегося поведения рассматривается как предрасполагающая к негативному поведению (в основном соответствует дошкольному и младшему школьному возрастам), к причинам возникновения которого можно отнести:
- неправильное воспитание в семье;
- ошибки работников дошкольных учреждений;
- слабую психологическую и педагогическую готовность к обучению в школе;
- несформированность опыта поведения;
- постоянные неудачи в игровой и учебной деятельности;
- многообразие отрицательных эмоциональных переживаний;
- изоляцию в детском и школьном коллективах и др.
Под воздействием названных причин у детей дошкольного и младшего школьного возрастов может зародиться комплекс отрицательных качеств, сформироваться отдельные недостатки поведения, появиться начальные формы отклоняющегося поведения, первые признаки педагогической запущенности и трудновоспитуемости.
Вторая стадия отклоняющегося поведения характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам поведения и деятельности (в основном проявляется в подростковом возрасте). Она наступает в результате:
- непонимания психологии
подростков со стороны
- формализма в учебной и внеучебной работе;
- отсутствия полезного общения в классном коллективе;
- поиска контактов в уличных стихийных группах и объединениях;
- нежелательного влияния среды;
- нарушения правил поведения в школе и дома;
- углубляющихся
неудач в различных видах
- искаженных нравственных представлений о чести, долге, поведении;
- ограниченных возможностей
для самоутверждения в
- незрелости суждений;
- раздражительности, повышенной возбудимости, неустойчивости поведения и др.
У подростков складывается педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, наблюдаются отдельные асоциальные тенденции отклоняющегося поведения: грубость, агрессивность, хулиганство, прогулы занятий, мелкое воровство, отдельные правонарушения.
Третья стадия отклоняющегося поведения характеризуется усугублением педагогической запущенности и устойчивым проявлением социальной запущенности молодых людей. Девиантное поведение на данной стадии выражается в:
- отрицательных способах поведения, противоречащих принятым нормам;
- негативном отношении к учебе и труду;
- проявлении антиобщественной направленности личности;
- наличии социально неправильных взглядов, позиций, вредных привычек;
- враждебном отношении
ко многим сложившимся
- хвастовстве, браваде, отчаянности, неразумном риске, безрассудстве в поведении;
- систематических нарушениях учебной и трудовой дисциплины и др.
В ходе третьей стадии педагогическая запущенность переходит в социальную запущенность, складывается устойчивое отклоняющееся поведение, проявляются такие его формы, как агрессивность, злостное хулиганство, пьянство и ранний алкоголизм, воровство, наркомания, токсикомания, рэкет, правовые нарушения, преступления и др. Постепенно, по крупицам у молодых людей складываются элементы будущего негативного поведения.
С определенной долей условности трудных детей можно подразделить на три типа:
- педагогически запущенных;
- трудновоспитуемых;
- социально запущенных.
Для педагогически запущенных детей характерна неустойчивость потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. У них отсутствуют социально значимые цели; потребности несущественные и примитивные, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы характеризуются отсутствием чувства долга. Педагогически запущенные воспитанники, как правило, периодически нарушают дисциплину, о чем раскаиваются.
Трудновоспитуемость - такая степень запущенности личности, при которой создаются внутренние предпосылки для отклоняющегося поведения и возникают потребности сохранить в дальнейшем сформированные вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. Для представителей данного типа свойственно наличие эгоистических, часто меняющихся потребностей, интересов, склонностей и оправдательных мотивов. У них сформировалась индивидуалистическая жизненная позиция, в основе которой лежит личная выгода, корысть, отсутствие долга и ответственности перед обществом и коллективом. Трудновоспитуемые часто нарушают дисциплину, не выполняют элементарных норм поведения.
У трудновоспитуемых наблюдаются факты безразличного или отрицательного отношения ко многим видам деятельности, особенно общественной и учебной. У части детей сохранилось положительное отношение к культурно-досуговой и спортивной деятельности.
Социальная запущенность трудных детей - самая высокая степень трудности и запущенности воспитанников с отклоняющимся поведением. Социально запущенным детям была присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. У социально запущенных детей учеба рассматривается как неприятная неизбежность, бесполезная трата времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу необходимости; у них наблюдаются систематические и сознательные нарушения дисциплины; их поведение не соответствует моральным нормам.
Между педагогической запущенностью, трудновоспитуемостью и социальной запущенностью существуют глубокие причинные, существенные и содержательные связи и отношения. На базе педагогической запущенности возникает трудновоспитуемость, что, в свою очередь, формирует у воспитанников социальную запущенность.
При организации профилактической деятельности необходимо учитывать следующие обстоятельства. Следует обратить внимание на травмированность психики «трудных» детей и причины их отклонений от норм и правил поведения. Здесь важен исключительно индивидуальный подход, при этом надо учесть пожелания и интересы каждого подростка и по мере возможности удовлетворить их.