Девиантное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:48, реферат

Краткое описание

Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
2) объективное поведение и деятельность человека;
3) субъективное представление о сущем и должном.

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение детей.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Девиантное поведение детей

Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:

1) правило (предписание), выступающее как долженствование;

2) объективное поведение  и деятельность человека;

3) субъективное представление  о сущем и должном.

Поведение - совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

Если рассмотреть в единстве все стороны процесса физического, психического и социально-педагогического развития и вычленить из них наиболее важные аспекты, то можно определить, какой дошкольник физически, психически и педагогически готов к обучению в школе, а если не готов, то почему. Ранее было доказано, что подготовленность или неподготовленность ребенка к школе является итогом всего предшествующего развития, результатом воспитания и обучения в семье, детских яслях, саду и в нулевом классе.

У дошкольников, запаздывающих с переходом в школу, наблюдаются следующие фазы кризиса 5-7 летнего возраста:

1. Предкритическая  фаза (субъективное стремление к  школе есть, а объективные условия  для учебы в школе не сформированы), когда:

- ребенок испытывает  неуспешность в ведущем виде  деятельности, неудачи;

- начинает понимать  свою несостоятельность в других видах деятельности;

- в поведении  проявляются порывистость, неустойчивость, противоречивость;

- радость внезапно  сменяется печалью, твердость –  слабостью, суетливостъ - бездеятельностью, бодрость - скукой, любовь – ненавистью  и т.д.;

- им овладевают пугливость, боязнь, страх перед учебой и новыми людьми;

- положение осложняется  неблагополучной обстановкой в  семье, во взаимоотношениях со  сверстниками и другими негативными  тенденциями.

2. Критическая фаза (объективно и субъективно ребенок  не готов к учебной деятельности), для которой характерны:

- сильная возбудимость  ребенка, неуравновешенность характера;

- импульсивность  поступков и проступков;

- раздражительность, которая при известных обстоятельствах  усиливается и переходит в  так называемое гневное бешенство, т.е. в припадки исступленного гнева;

- усталое безразличие  и ворчливая раздражительность;

- отклонения в  поведенческой сфере и др.

3. Послекритическая  фаза (последствия неподготовленности  ребенка к школе в нулевом  и первом классах):

- ребенок получает первые дисциплинарные замечания;

- переживает неуспех  в учебной деятельности;

- по-прежнему тянется  только к игре;

- испытывает неудовлетворенность  своим положением в классе;

- попадает в подчиненное  положение в отношениях со  старшими ребятами или успевающими сверстниками (подать, сбегать, купить, принести и т.д.);

- негативная симптоматика, направленная на родителей, учителей  и сверстников;

- формируются искаженные  представления о школе и др.

Данные фазы кризиса у детей 5-7 летнего возраста взаимосвязаны и в конечном итоге приводят к несформированности физической, психической и педагогической готовности к учебе, недисциплинированному поведению в школе. Отклонения в поведении обнаруживаются в отдельных поступках и проступках, которые носят эпизодический и ситуативный характер, могут быть при соответствующей превентивной деятельности родителей и работников детских садов, врачей и учителей достаточно быстро устранены.

Младшее школьное детство (от 6 до 10 лет) представляет собой сложный и противоречивый период развития человека, так как в это время происходит адаптация к школе. Одни дети шумят, кричат, носятся по коридорам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, при малейшей неудаче плачут. У третьей группы младших школьников нарушается сон, теряется аппетит, они становятся очень капризными, у них увеличивается количество заболеваний. Данные нарушения (обычно их называют функциональными отклонениями) вызваны нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением тех требований, которым он должен отвечать.

Наиболее типичные признаки неблагополучия в поведении младших школьников - нарушения в системе учебных воздействий и взаимодействий (формируется негативное отношение учителей к неуспевающим и недисциплинированным школьникам). У учеников появляются затруднения в усвоении программного материала, низкие оценки; интеллектуальная защищенность тесно увязывается с заниженной самооценкой; обнаруживаются определенные расхождения между тем, что от школьников требуют, и тем, что они в состоянии выполнить. Большинство неуспевающих детей переоценивают результаты своей учебной деятельности. У них наблюдаются нарушения в сфере общения со сверстниками, связанные с неудачами в учебе; в отношении учителей дети испытывают чувство страха, боязни, подавленности, робости и др.). Проявляются нарушения в системе "личность - коллектив".

Подростковый возраст (от 10 до 14 лет) - это период остро протекающего перехода от детства к юношеству, для которого характерно переплетение всех видов противоречий. В 
12-14 лет в психологическом и социально-педагогическoм развитии большинства детей наступает переломный момент, известный в научной литературе под названием "подросткового кризиса". Подросток стремится к выполнению "нормы” в поведении, чтобы у него было "как у всех", "как у других”. Для этого возраста, как правило, характерна диспропорция, т.е. отсутствие опыта положительного поведения.

Подростковый кризис отличается от других кризисов развития (в 3 года, 5-6 лет, 7 лет) большей продолжительностью и сложностью. Для подросткового возраста характерны разнообразные нарушения: в сфере учебной деятельности; в сфере отношений подростков с взрослыми и сверстниками; в психическом и физическом развитии.

Совокупность нарушений и другие тенденции отклоняющегося поведения у подростков приводят к зарождению и формированию у них педагогической запущенности и трудновоспитуемости. Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, возникшие в данном возрасте на учебном и поведенческом уровне, в процессе дальнейшего негативного развития молодых людей могут перерасти в социально-педагогическую и социальную запущенность. У них появляются такие отклонения в поведении, как прогулы занятий, бродяжничество, безнадзорность, воровство, курение, мелкое хулиганство и др.

Феномен отклоняющегося поведения выходит за рамки рассматриваемого возраста, достаточно часто проявляется и потому требует исследования механизма деформации личности воспитанников на различных возрастных этапах ее развития.

Первая (начальная) стадия отклоняющегося поведения рассматривается как предрасполагающая к негативному поведению (в основном соответствует дошкольному и младшему школьному возрастам), к причинам возникновения которого можно отнести:

- неправильное воспитание  в семье;

- ошибки работников  дошкольных учреждений;

- слабую психологическую  и педагогическую готовность  к обучению в школе;

- несформированность  опыта поведения;

- постоянные неудачи в игровой и учебной деятельности;

- многообразие отрицательных  эмоциональных переживаний;

- изоляцию в детском  и школьном коллективах и др.

Под воздействием названных причин у детей дошкольного и младшего школьного возрастов может зародиться комплекс отрицательных качеств, сформироваться отдельные недостатки поведения, появиться начальные формы отклоняющегося поведения, первые признаки педагогической запущенности и трудновоспитуемости.

Вторая стадия отклоняющегося поведения характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам поведения и деятельности (в основном проявляется в подростковом возрасте). Она наступает в результате:

- непонимания психологии  подростков со стороны взрослых;

- формализма в  учебной и внеучебной работе;

- отсутствия полезного общения в классном коллективе;

- поиска контактов  в уличных стихийных группах  и объединениях;

- нежелательного  влияния среды;

- нарушения правил  поведения в школе и дома;

- углубляющихся  неудач в различных видах деятельности;

- искаженных нравственных  представлений о чести, долге, поведении;

- ограниченных возможностей  для самоутверждения в коллективах  школы, класса;

- незрелости суждений;

- раздражительности, повышенной возбудимости, неустойчивости  поведения и др.

У подростков складывается педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, наблюдаются отдельные асоциальные тенденции отклоняющегося поведения: грубость, агрессивность, хулиганство, прогулы занятий, мелкое воровство, отдельные правонарушения.

Третья стадия отклоняющегося поведения характеризуется усугублением педагогической запущенности и устойчивым проявлением социальной запущенности молодых людей. Девиантное поведение на данной стадии выражается в:

- отрицательных  способах поведения, противоречащих  принятым нормам;

- негативном отношении  к учебе и труду;

- проявлении антиобщественной  направленности личности;

- наличии социально  неправильных взглядов, позиций, вредных  привычек;

- враждебном отношении  ко многим сложившимся ценностям;

- хвастовстве, браваде, отчаянности, неразумном риске, безрассудстве в поведении;

- систематических  нарушениях учебной и трудовой  дисциплины и др.

В ходе третьей стадии педагогическая запущенность переходит в социальную запущенность, складывается устойчивое отклоняющееся поведение, проявляются такие его формы, как агрессивность, злостное хулиганство, пьянство и ранний алкоголизм, воровство, наркомания, токсикомания, рэкет, правовые нарушения, преступления и др. Постепенно, по крупицам у молодых людей складываются элементы будущего негативного поведения.

С определенной долей условности трудных детей можно подразделить на три типа:

- педагогически  запущенных;

- трудновоспитуемых;

- социально запущенных.

Для педагогически запущенных детей характерна неустойчивость потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. У них отсутствуют социально значимые цели; потребности несущественные и примитивные, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы характеризуются отсутствием чувства долга. Педагогически запущенные воспитанники, как правило, периодически нарушают дисциплину, о чем раскаиваются.

Трудновоспитуемость - такая степень запущенности личности, при которой создаются внутренние предпосылки для отклоняющегося поведения и возникают потребности сохранить в дальнейшем сформированные вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. Для представителей данного типа свойственно наличие эгоистических, часто меняющихся потребностей, интересов, склонностей и оправдательных мотивов. У них сформировалась индивидуалистическая жизненная позиция, в основе которой лежит личная выгода, корысть, отсутствие долга и ответственности перед обществом и коллективом. Трудновоспитуемые часто нарушают дисциплину, не выполняют элементарных норм поведения.

У трудновоспитуемых наблюдаются факты безразличного или отрицательного отношения ко многим видам деятельности, особенно общественной и учебной. У части детей сохранилось положительное отношение к культурно-досуговой и спортивной деятельности.

Социальная запущенность трудных детей - самая высокая степень трудности и запущенности воспитанников с отклоняющимся поведением. Социально запущенным детям была присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. У социально запущенных детей учеба рассматривается как неприятная неизбежность, бесполезная трата времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу необходимости; у них наблюдаются систематические и сознательные нарушения дисциплины; их поведение не соответствует моральным нормам.

Между педагогической запущенностью, трудновоспитуемостью и социальной запущенностью существуют глубокие причинные, существенные и содержательные связи и отношения. На базе педагогической запущенности возникает трудновоспитуемость, что, в свою очередь, формирует у воспитанников социальную запущенность.

При организации профилактической деятельности необходимо учитывать следующие обстоятельства. Следует обратить внимание на травмированность психики «трудных» детей и причины их отклонений от норм и правил поведения. Здесь важен исключительно индивидуальный подход, при этом надо учесть пожелания и интересы каждого подростка и по мере возможности удовлетворить их.

Информация о работе Девиантное поведение детей