Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:48, реферат
Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
2) объективное поведение и деятельность человека;
3) субъективное представление о сущем и должном.
Выявив особенности «трудного» подростка, необходимо определить направленность группы подростков, их интересы и запросы, взаимоотношения между членами группы, деятельность группы и мотивы деятельности, отношения группы с окружающим миром, т. е. наличие замкнутости, кастовости, враждебности к окружающим. После этого намечается план действий, ставятся увлекательные цели и задачи: переключение на полезную и интересную деятельность, изменение направленности группы, преодоление ложной романтики путем сотрудничества в полезных делах.
Наиболее эффективными путями перевоспитания «трудных» подростков являются: диагностика правонарушений, организация профилактической работы и включение подростков в процесс самовоспитания.
Коррекционная педагогика в настоящее время выработала целую систему методов перевоспитания подростков. В целях коррекции отклоняющегося поведения подростков используются следующие методы:
• «взрыва» и реконструкции характера подростка;
• переубеждения, переосмысления и переориентировки самосознания и прогнозирования поведения;
• предписывания, ограничения, переучивания и регламентации образа жизни;
• поощрения, наказания, соревнования, перспективы.
Многообразны и приемы перевоспитания. К ним относятся: созидающие приемы проявления доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения, поручительство, убеждение, доверие, моральная поддержка, укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность, нравственное упражнение.
Наряду с этим необходимо использовать и тормозящие приемы, т.е. властные санкции социального педагога. К ним относятся: констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, возбуждение тревоги о предстоящем наказании, возмущение, выявление виновного. Используется также параллельное педагогическое действие. К его приемам относятся упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, метод естественных последствий.
Процесс перевоспитания проходит в три этапа: подготовительный, конфликтный и самовоспитания.
Подготовительный этап перевоспитания - создание условий, способствующих образованию нового нравственного опыта поведения, моральных отношений, затрудняющих проявление старых отрицательных наклонностей. Он начинается с изучения психологии и образа жизни «трудного» подростка, выявления причин отклонения от норм поведения, его интересов и запросов. Затем составляется программа деятельности по формированию положительного нравственного опыта, куда входит система бесед, дискуссий, вовлечение подростков в клубные объединения, кружки, секции.
Конфликтный этап - создание условий для обострения противоречий между новыми и старыми отношениями и отказ от последних. Это наиболее ответственный и сложный этап, так как беседы и дискуссии еще не могут в корне изменить образ жизни подростка. В лучшем случае он может лишь задуматься над своим поведением.
Самовоспитание – решающий и завершающий этап перевоспитания, когда по мере упрочения ценностей во внутреннем мире подростка происходит смена социально-нравственных позиций. Одним из наиболее эффективных средств самовоспитания является досуговая деятельность, т. е. участие в общественно полезных начинаниях по охране окружающей среды, благотворительная и культурная деятельность, участие в кружках творчества, спортивных секциях, клубах по интересам. Самовоспитание в процессе деятельности осуществляется наиболее продуктивно и эффективно.
Таким образом, знание педагогами психолого-педагогической характеристики «трудных» детей, выделение типов воспитанников с отклоняющимся поведением, классификация критериев и показателей отклоняющегося поведения позволила более глубоко вникнуть в изучаемую проблему и проанализировать содержание, организацию и методику превентивной деятельности с детьми, сопоставить результаты профилактики и перевоспитания