Девиантное поведение современной молодежи: примеры девиаций, причины, последствия, пути решения: отечественный и зарубежный позитивный о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Содержание

1.Введение 3
2.Теории девиантного поведения 4
3.Причины девиантного поведения 6
4.Виды и формы девиантного поведения 9
5.Анализ зарубежного и отечественного опыта по решению проблемы девиаций 17
Заключение 23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия kontrolnaya_po_logike.docx

— 49.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

 

 

Кафедра «социологии и социально- коммуникационных технологий»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Социология

на тему : « Девиантное поведение современной молодежи: примеры девиаций, причины, последствия, пути решения: отечественный и зарубежный  позитивный опыт .»

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила:

                                     

                                                                     Проверила:  

                                             

 

 

 

 

Уфа 2014 

Содержание

1.Введение                                                                                                                3

2.Теории девиантного поведения                                                                       4

3.Причины девиантного поведения                                                                     6

4.Виды и формы девиантного поведения                                                        9

5.Анализ зарубежного и отечественного опыта по решению проблемы девиаций                                                                                                            17

Заключение                                                                                                    23

Список литературы                                                                                        25

 

 

Введение

     В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

     В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

     Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально - экономические условия, семейно - бытовые и межличностные отношения, социально - культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

     Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодежи можно встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы.

Цели:

1. Дать определение понятию  «девиантное поведение».

2. Изучить причины, последствия  такого поведения.

Теории девиантного поведения

   Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно объединить в две большие группы: личностные и социальные. Первая группа в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая - саму социальную систему и ее несовершенство.

  Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место занимает психоаналитическая,основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи З.Фрейда включают нервно - психические отклонения и социальную девиацию, уделяют большое внимание природе агрессивности, считая, что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание не только представителей психоаналитической ориентации. Изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных ученых (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова).

   Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собственным представлениям о «плохом» или «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

   В марксистских теориях поведения социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе. В этих теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут и такие отклонения, они - остаточное явление, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» - неудовлетворенность, озлобление и эгоизм, корысть и подобные им мотивы поведения и способы осуществления. По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга - наклеивания ярлыков, запятнанной репутации (Э. Гофман), так как основываются на объединении и «социальном равенстве» различных слоев общества.

   На закате существования социалистических стран в качестве причин возникновения отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: несовершенство распределения, ухудшение экономической ситуации и рост дифференциации доходов населения, а также недостатки воспитательной работы. По представлениям сторонников теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются социальные реакции, они многосторонне влияют на отклоняющееся поведение: усиливают или уменьшают его. Так, многочисленными социально - психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5-7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека: тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации (Я.И. Гилинский).

   В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:

1) Индивидуальный, действующий на  уровне психобиологических предпосылок  асоциального поведения, которые  затрудняют социальную адаптацию  индивида.

2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные  особенности взаимодействия человека  со своим ближайшим окружением  в семье, на улице, в молодежном  коллективе.

3) Личностный, проявляющийся в социально  активном избирательном отношении  индивида к предпочитаемой среде  общения, нормам и ценностям своего  социального окружения.

4) Социальный, определяющийся социально - культурными и экономическими  условиями.

5) Социально - педагогический, проявляющийся  в дефектах школьного и семейного  воспитания.

 

 

 

 

Причины девиантного поведения

 

  Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

   Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

  Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

  Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

  Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С.Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно - психическим заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

  Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.

   Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально-экономические, социально-политические, медико психологические.

   К социально-экономическим причинам можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий в жизненно важных сферах духовного и физического развития.

   Социально-политические причины связаны с общим кризисом института семьи, увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель.

   Медико-психологические причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей-инвалидов).

   Психолого-педагогические причины связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

   Школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу. Происходит это по разным причинам: пробелы в знаниях, конфликт с учителем и со сверстниками.

   Социальные причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам в дальнейшем. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты среди сверстников, группой молодежи.

  Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Девиантное поведение современной молодежи: примеры девиаций, причины, последствия, пути решения: отечественный и зарубежный позитивный о