Девиантое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

В настоящее время очень остро стоит проблема отклоняющегося поведения молодежи и подростков. В условиях существующей и ещё более усиливающейся тенденции к уменьшению социальной защищенности каждого отдельного индивида, немалая роль в профилактике девиантного поведения возлагается на систему образования. В частности на предмет физического воспитания.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Понятие девиантного поведения………………………………………….4
3.Классификация видов девиантного поведения…………………………..6
4.Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры…………………………………………………………………..11
4.1.Диагностический этап……………………………………………..12
4.2.Мотивационный этап………………………………………………14
4.3.Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения…………………………………………………………..16
4.4.Этап формирования потребности в спортивно-оздоровительной деятельности……………………………………………………….18
5.Заключение………………………………………………………………..19
6.Приложение……………………………………………………………….20
7.Список литературы....…………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 125.31 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Понятие девиантного поведения………………………………………….4
  3. Классификация видов девиантного поведения…………………………..6
  4. Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры…………………………………………………………………..11
    1. Диагностический этап……………………………………………..12
    2. Мотивационный этап………………………………………………14
    3. Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения…………………………………………………………..16
    4. Этап формирования потребности в спортивно-оздоровительной деятельности……………………………………………………….18
  5. Заключение………………………………………………………………..19
  6. Приложение……………………………………………………………….20
  7. Список литературы....…………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           В настоящее время очень остро стоит проблема отклоняющегося поведения молодежи и подростков. В условиях существующей и ещё более усиливающейся тенденции к уменьшению социальной защищенности каждого отдельного индивида, немалая роль в профилактике девиантного поведения возлагается на систему образования. В частности на предмет физического воспитания. Ведь именно при помощи физического воспитания можно подготовить индивида, не способного в полной мере реализовать себя в интеллектуальном курсе обучения в силу определенных психофизиологических или интеллектуальных особенностей,  к жизни. А учитывая, что в настоящее время на государственном уровне ведется профилактическая работа по проблеме преодоления девиантного поведения детей и подростков, что находит свое отражение в реализации ряда программ, в рамках информационной поддержки Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», средства физической культуры и спорта становятся особенно актуальны в решении обозначенной проблемы.

          Цель данного реферата – показать  всю серьезность проблемы девиантного  поведения и осветить технологию  профилактики девиантного поведения  средствами физической культуры  и спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие девиантного  поведения

 

В социально-психологических  и педагогических исследованиях  для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное  поведение и т.п. Как показывает анализ публикаций, девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере  всегда связана с деятельностью  и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью  подростка. Качество процессов данного  взаимодействия позволяет «делить» поведение на нормальное и отклоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно  отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может  быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом  противодействии установленным  нравственным и правовым общественным нормам.

В других исследованиях отмечается, что внутри девиации выделяют такие  ее формы, как девиантное, деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение  — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение  рассматривается в широком и  узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать  любые действия, которые не соответствуют  сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком  подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.

Позитивная девиация —  это такое отклоняющееся по ведение, которое хотя и воспринимается многими  как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости  или сочувствия и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства  людей реакцию неодобрения или  осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными  и т. д.

В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм.

 

 

 

 

 

 

 

Классификация видов  девиантного поведения

 

Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина — сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. Наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.

Наркомания имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление  наркотиками ведет к росту  смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике  общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются  преступления, так как в состоянии  «ломки» наркоман способен на любое  преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается  на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду  семьи. Наркоман по мере развития болезни  деградирует как личность, так  как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей  к наркомании начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда  подросток попадает под влияние  так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

С момента распада СССР потребление запрещенных препаратов на территории нашей страны выросло  в десятки раз, и что самое  страшное, оно продолжает расти в  геометрической прогрессии. Объем потребления  наркотиков наглядно можно увидеть  на диаграмме 1 (см. приложение)

Токсикомания — заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного из крепкого чая — «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.

Употребление подростками  алкогольных напитков запрещено  законом. Однако результаты некоторых  обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные  напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих  алкоголь, потенциальные алкоголики.

Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки  в большинстве случаев приобщаются  через друзей и знакомых, то к  алкоголю — через членов семьи. Они  же, по мнению некоторых исследователей, — основные поставщики алкоголя для  подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло  в пьянство, дети воспринимают алкогольное  застолье как естественное явление.

Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.

Привлекательность спиртного  усугубляется для подростков популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных  передачах.

Еще одна причина подросткового  алкоголизма — пример сверстников. У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у  детей, о благополучии которых чрезмерно  заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как  компенсирующий фактор, позволяющий  якобы сгладить дефекты личности. Для молодежи алкоголь служит универсальным  средством раскрепощения и преодоления  застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.

Увеличение потребления  алкоголя в РФ можно проследить по диаграммам 1, 2 (см. приложение). Из этих диаграмм можно увидеть, что после  распада СССР пошло увеличение количества потребляемого алкоголя на душу населения, к тому же значительно увеличилось  количество контрафактного алкоголя. Как следствие этих факторов, заметно  сократилась продолжительность  жизни, особенно среди мужчин.

Проституция. Термин «проституция» происходит от латинского слова — осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

б) характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

в) мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Помимо общих причин существования  проституции, социально-экономических  и морально-этических, можно выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина  кроется в среде, которая окружает проституток. Это рэкетиры, сутенеры и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Информация о работе Девиантое поведение