Девиантое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

В настоящее время очень остро стоит проблема отклоняющегося поведения молодежи и подростков. В условиях существующей и ещё более усиливающейся тенденции к уменьшению социальной защищенности каждого отдельного индивида, немалая роль в профилактике девиантного поведения возлагается на систему образования. В частности на предмет физического воспитания.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Понятие девиантного поведения………………………………………….4
3.Классификация видов девиантного поведения…………………………..6
4.Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры…………………………………………………………………..11
4.1.Диагностический этап……………………………………………..12
4.2.Мотивационный этап………………………………………………14
4.3.Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения…………………………………………………………..16
4.4.Этап формирования потребности в спортивно-оздоровительной деятельности……………………………………………………….18
5.Заключение………………………………………………………………..19
6.Приложение……………………………………………………………….20
7.Список литературы....…………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 125.31 Кб (Скачать файл)

Суицидальное поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и  неумением определить жизненные  ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Профилактика девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры

В процессе разработки технологии профилактики девиантного поведения  подростков средствами физической культуры и спорта важным является развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной  сфер личности, предупреждающих возникновение  стрессовых ситуаций, стимулирующих  формирование нравственного поведения, адекватного жизненным ситуациям. Приоритетная роль отводится педагогам-тренерам по созданию социально-психологического климата, способствующего развитию положительных качеств личности в процессе спортивно-оздоровительной  деятельности и активному подавлению отрицательных качеств, проявляемых  девиантными подростками.

Спроектированная и реализованная  в ходе опытно-экспериментальной  работы технология профилактики девиантного  поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта включила несколько важных этапов педагогической деятельности по организации спортивно-оздоровительной  направленности в воспитательно-образовательном процессе спортивных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностический этап

Первый этап, названный  диагностическим, имеет своей целью изучение знаний, мотивов и включенности их в спортивно-оздоровительную деятельность. Ведущей педагогической задачей при организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи является выявление знаний и значения физической культуры и спорта в жизни человека; изучение причин сложившегося негативного отношения к урокам физической культуры и отсутствие желания заниматься в досуговой деятельности спортом.

Необходимыми условиями  решения поставленных задач при  организации профилактики девиантного  поведения подростков и молодёжи являются диагностика психолого-типологических особенностей и изучение физических качеств, спортивных умений и навыков  учащихся; межличностных отношений  в коллективе, оценка уровня сформированности интереса к урокам физической культурой.

С целью диагностики можно  реализовать следующие методы: анкетирование; наблюдение; беседа с родителями и  обучающимися; анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, планов работы; и методики: карта наблюдений педагогов за проявлением у подростков признаков девиантного поведения; изучение личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Ю.Б. Кляйберг); шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса, Р. Даймонда, карта социально-педагогического наблюдения по выявлению уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой, социальная анкета и диагностика склонности к девиантному поведению; тест «Кто я?» И.С. Клециной, адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, методика «Твои желания», опросники аффилиации  (потребность в установлении добрых отношений) и «Потребность достижения успеха» Р.С. Немова, анкета «Осознание обучающимися физических качеств»; методика «Мир моей семьи» Л.М. Фридмана.

Диагностика причин нежелания  подростками заниматься спортивно  -оздоровительной деятельностью позволит выявить, у какого количества учащихся отсутствует установка на позитивное проведение досуга, кто нуждается в изменении своего образа жизни и тех, кто регулярно занимается в секциях, клубах, а также делает зарядку. Так же диагностика поможет выявить тех, кто не проявляет интерес к здоровью и нарушает режим дня и питания.

Наличие выявленных факторов поможет выявить процент учащихся, имеющих плохое самочувствие и жалобы на состояние здоровья, что в свою очередь негативно влияет на состояние  опорно-двигательной, центральной нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный этап

Цель второго, мотивационного, этапа – интенсивное обучение подростков и молодёжи с девиантным поведением разным методам и приемам  физической деятельности, мотивация  их к развитию физических качеств, спортивных умений и навыков. На втором этапе  решаются задачи, связанные с профилактикой  девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Среди них:

─ применение разных средств и методов, способствующих включению всех учащихся («слабых», «средних», «сильных») в активную спортивно-оздоровительную деятельность на занятиях физической культуры;

─ разработка дидактических материалов по профилактике девиантного поведения, способствующих активной включенности подростков и молодёжи в занятия физической культурой и спортом;

─ реализация сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации спортивно-оздоровительной деятельности девиантных учащихся;

 ─ развитие тренерами и преподавателями в подгруппах коллективной деятельности взаимного контроля, взаимного обучения, взаимопомощи, самоуправления.

Спортивно-оздоровительная  деятельность учащихся по профилактике девиантного поведения должна включать комплекс занятий в спортивных залах, бассейнах, организацию спортивно-туристических  сборов, обучающих семинаров и  тренингов и др. Включенное и не включенное наблюдение за школьниками  позволит выявить мотивы и потребности  в зависимости от социальной обстановки. В формировании позитивных мотивов  и потребностей большую роль играет стремление соответствовать социальным нормам и стандартам, расширение знаний о пользе и необходимости физических упражнений, повышение интереса к модным видам спорта и воздействие средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап целенаправленной организации профилактики девиантного  поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта

На третьем этапе целенаправленной организации профилактики девиантного  поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта решается задача перехода сформированного  индивидуального опыта спортивно-оздоровительной  подготовки обучающихся в их систематическую  индивидуальную спортивную деятельность.

С учетом возрастных особенностей девиантных личностей, для которых  ведущей деятельность является общение  со сверстниками, основной формой организации  на уроках-тренировках должна являться работа в малых группах, в парах, в командах. Эта принципиально  значимая форма активизации спортивно-оздоровительной  деятельности подростков имеет целью  формирование спортивно-коммуникативных  возможностей обучающихся. Всё это  обеспечивает объективные условия  для реализации потенциальных физических возможностей каждого подростка, работающего  в составе малой группы, целенаправленно  ориентируя его на совместную активную спортивно-оздоровительную деятельность. Работая в малой группе и взаимодействуя в ней, учащиеся интеллектуально  обогащаются, приобретают и заимствуют такие личностные качества, которые  невозможно приобрести вне группы. В процессе профилактики девиантного  поведения  средствами физической культуры и спорта совершенствуются знания, умения и навыки обучающихся, приобретаются навыки позитивного межличностного общения, перерастающие в сотрудничество и умение работать в коллективе, формируя такие качества как взаимопомощь, чувство ответственности, силу воли, выдержку, целеустремленность.

Для повышения групповой  сплоченности девиантных подростков и  молодёжи в спортивном коллективе используются игры-разминки («Остров», «Непрерывный рассказ», «Антивремя»), которые способствуют развитию умений позитивного взаимодействия в группе, взаимопомощи, умению слушать и слышать как сверстников, так и тренера и т.д.

При этом на каждом занятии  фиксируются промежуточные результаты исследования индивидуальных особенностей, поведенческих характеристик, стилей взаимоотношения, спортивных достижений девиантных учащихся. Особое внимание обращается на контроль за внешним проявлением состояний, возникающих при выполнении тренировочных заданий, а именно контроль за непроизвольным мышечным напряжением, мимикой, словесным сопровождением, изменением психо-эмоционального состояния, реакцией в случае победы или поражения.

Доминирующим стимулом становится стремление подростка к успеху, известности, независимости, а, следовательно, инструментом реализации своих потребностей становится соревновательная деятельность.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап формирования потребности в спортивно-оздоровительной  деятельности, отношение к здоровому  образу жизни как к ценности

Заключительный этап технологии профилактики девиантного поведения  подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта – это формирование потребности в спортивно-оздоровительной  деятельности, отношение к здоровому  образу жизни как к ценности. Ведущей задачей является развитие навыков самостоятельной физической деятельности и желания достигать значительных успехов в физической культуре и спорте. На данном этапе проводятся специально организованные формы занятий физическими упражнениями и воспитательные мероприятия, направленные на формирование интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой, идёт повышение продуктивности воспитательно-образовательного процесса и перевод девиантных подростков в активных субъектов по выбору здоровой жизненной и профессиональной траектории.

 

Заключение

Лишь рассмотрев проблему девиантного поведения более  подробно, нежели её освещают в СМИ, понимаешь всю серьезность ситуации. Так же можно сделать вывод, что  проведение профилактики отклоняющегося поведения дает куда лучшие результаты, нежели работа с индивидами, которые уже являют собой, своими поступками, своим образом жизни пример девиантного поведения. Конечно же, я не выступаю против второго метода, но все же, как говорится, лучше предотвратить проблему, чем потом решать её.

Касательно технологии профилактики девиантного поведения можно  сказать, что основной задачей данной методики является сформировать у подростка потребность в занятии физической культурой. Из этого можно сделать вывод, что профилактика девиантного поведения подростков – творческий процесс, обязывающий педагогов-тренеров проводить поиск и реализовывать эффективные подходы, методы и приемы формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом, успешной адаптации к социальной среде, условиям и требованиям современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Диаграмма 1: отображает объем  потребления наркотиков в различных  регионах мира.

Диаграмма 2: отражает зависимость  продолжительности жизни в России от потребления алкоголя в определенные года.

Диаграмма 3: отражает зависимость  смертности в России от продаж алкоголя в определенные года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2001.
  2. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.
  3. Олиференко, Л. Муниципальная система социально-педагогической поддержки  // Народное образование. – 2000.
  4. Озолина, Е.В. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е.В. Озолина, B.C. Дмитриев, Н.О. Рубцова // Теория и практика физического воспитания. - Москва. - 1999.
  5. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М.: Изд.центр «Академия», 2002.
  6. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995.
  7. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. 
  8. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
  9. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988.
  10. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998.

 


Информация о работе Девиантое поведение