Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:54, контрольная работа
Эта тема интересна по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в Украине очевидна для большинства населения Украины. Средства массовой информации, периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры статистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в работе раскрыто само понятие "демография", показано в числах статистических исследований тенденции демографических процессов в Украине, проанализирована ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации 4
1.2 Демографическая политика 6
2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 8
2.1 Демографическая политика в Украины: успехи и поражения 10
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ 13
3.1 Специфика современного украинского государства как основного социального института общества 13
3.2 Социальная политика государства 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Содержание
Эта тема интересна по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в Украине очевидна для большинства населения Украины. Средства массовой информации, периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры статистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в работе раскрыто само понятие "демография", показано в числах статистических исследований тенденции демографических процессов в Украине, проанализирована ситуацию.
Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политику тесно связана с социальной политикой государства. В главе, посвященной социальной политике, раскрыты основные принципы, аспекты и особенности социальной политики в Украине, тем более, что эта тема затрагивает интересы всех проживающих на территории Украины.
"Демография-
это наука о законах воспроизво
Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др. На этой основе демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире и чаще используются методы социологии и социальной психологии".
Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г. родоначальником классической политической экономии англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на Земле людей составила 320 млн. человек (по современным демографическим оценкам, численность была в то время почти в 2 раза больше).
Точные данные о численности населения страны дают переписи - одновременный сбор статистической информации обо всех жителях. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально-экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.
Переписи населения -
чрезвычайно дорогостоящее
Побудительным мотивом проведения первых переписей населения было упорядочение налогообложения. К середине 17 в. состоялись переписи в Скандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. - в США.
В течение 19 в. в большинстве европейских (в 1801 г. в Британии, в 1897 г. в Российской империи) и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные о численности населения.
В странах Азии впервые переписи были проведены только после второй мировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.).
Особенно остро стоит
проблема учета населения в
Необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости, признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.
Вся территория Украины, за исключением некоторых районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейской части Украины составляет 27 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной Украине, которая уменьшается постепенно к северу, югу и западу.
Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.
Численность населения Украины (по данным Госкомстата Украины) на конец 1997 года составила 50,4 млн. человек, в том числе 37,7 млн. горожан (73,2%) и 13,7 млн. жителей села (26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа украинцев за 1997 год превысило 120 тыс. человек (т.е. уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 344 человек населения приходилось: родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается во всех регионах страны (из 89 субъектов Украины), где проживает 61% всего населения страны.
Естественный прирост населения сохраняется только в некоторых областях. Общий коэффициент естественного прироста по Украине в среднем равен -0,3.
Для современного этапа демографического развития Украины характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Киев не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.
По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.
В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание украинских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...
Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН): в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18 до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 12 миллионов украинок фертильного возраста 2 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов.
Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в Украине, в 1991 году возникла Украинская ассоциация планирования семьи. Начала УАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х УАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".
Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории Украины законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.
Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в Украины снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.
А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.
Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.
Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в Украине крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.
Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся форм организации совместной жизнедеятельности людей.
Характеризуя социальную политику современного украинского государства, надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства и сокращение территории украинского государства, на которую распространяется его юрисдикция.
Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные по численности родственные украинцам группы (в том числе более 9 миллионов украинцев), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой украинских властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить не только положение украинских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого - принятый парламентом Крыма закон о земле, которая отныне является национальным достоянием крымского населения. В других странах принят Закон о языке, ущемляющий права украиноязычного населения и т.д.
Отсюда следует вывод, что социальная политика украинского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Украинское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан (имеющих Украинские паспорта) но и всех украиноязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.
Теперь коротко об основных направлениях социальной политики государства.
Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.