Демографическая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Эта тема интересна по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в Украине очевидна для большинства населения Украины. Средства массовой информации, периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры статистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в работе раскрыто само понятие "демография", показано в числах статистических исследований тенденции демографических процессов в Украине, проанализирована ситуацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации 4
1.2 Демографическая политика 6
2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 8
2.1 Демографическая политика в Украины: успехи и поражения 10
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ 13
3.1 Специфика современного украинского государства как основного социального института общества 13
3.2 Социальная политика государства 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Демографическая политика.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства.

Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям:

  1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
  2. Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.

Учитывая структурные  элементы социальной сферы необходимо особое внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которые связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально существующая ныне в Украине социальная дифференциация далеко не соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян, интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях, на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни общества, коренных изменений существующих общественно-политических и социально-экономических отношений или их замены на противоположные по своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша страна.

Нынешняя социальная структура Украины несовершенна, в определенном смысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении: свехбогатые и  сверхбедные, причем в соотношении по уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников. Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических групп, включая украиноязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых действий и не наблюдается.

"В свое время  английский социолог Чарльз Бут  (1840-1916 г.) предложил новую классификацию населения Лондона, разделив его на три класса - "низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация широко используется социологами Запада."

Следует отметить, что  соотношение трех названных классов у нас и на Западе является совершенно неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в высокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в Украине самым многочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации общества в целом.

Представляется, что в  современных условиях Украины социальная политика как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе с цель создания социальной базы управленческих государственных структур, как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социального обеспечения, социальной защиты людей.

Социальная политика государства может иметь различные  измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, тяжело больных и т.д.

Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в  частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу.

Крайняя степень неравенства  способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

В условиях кризисного состояния  украинского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе.

Политики понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в том, что  сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности Украины. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни украинского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неиму4щих и обеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах, сложилась разная система  оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный  сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство.

Что касается Украины, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что  частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и не развиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому, что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны.

Ныне в Украине в  период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным в Украине сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных структур наиболее дальновидные специалисты.

Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт, одно из наиболее перспективных направлений  в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях Украины - сбалансированное сочетание денежных и не денежных видов помощи. Это предопределяется в том числе сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствие всеобщего, системного кризиса.

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев,  т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить социальные болезни, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны  между собой. Обе характеризуются  двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться, в конечном счете, на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.  

Заключение

Итак, в работе были показаны и раскрыты демографические процессы, протекающие на территории Украины. По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о крайне неблагоприятной сложившейся ситуации и подтвердить прогноз о "старении нации". Также, по приведенным документам и статистике, мною был сделан вывод о крайне неэффективной демографической политике.

Эффективность социальной политики крайне ослаблена вследствие экономического августовского кризиса  прошлого года и нестабильностью  экономической сферы, хотя существуют и некоторые положительные моменты. В частности, попытка государства оказать помощь широким слоям населения, я отношу именно к таким моментам.

 

Список литературы

Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997.

Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. Павленок П.Д. -М.: ИНФРА-М, 1998.

Родионова И.А. Украина. Экономико-географическая характеристика. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1997.

Украина и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997.

Страны мира. Краткий  политико-экономический справочник. - М.: Интеркнига, 1996.

Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 1995.

Холина В. Н. География  человеческой деятельности: экономика, культура, политика. - М.: Просвещение,1995.

Энциклопедический социологический  словарь /Общ. ред. Осипова Г.В.  - М.: ИСПИ РАН, 1995.


Информация о работе Демографическая политика Украины