Демографическая ситуация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:24, реферат

Краткое описание

Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но на протяжении уже нескольких десятилетий демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Во второй половине первого десятилетия ХХI века произошло некоторое улучшение демографической ситуации в России по основным демографическим показателям. За последние годы произошло увеличение рождаемости, снижение смертности во всех возрастах, рост продолжительности жизни.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы разработки и реализации демографической политики
1.1 Сущность и содержание демографической политики
1.2Цели и задачи, методы реализации демографической политики
2. Демографические процессы в современной России
3. Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики в РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

демография.docx

— 35.74 Кб (Скачать файл)

3.Перспективы  и направления разработки и реализации демографической политики в РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране

 

В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и  не обеспечивается даже простое воспроизводство  населения, политика народонаселения  вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку  демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения  общество не в состоянии выделить значимых ресурсов. В разработке демографической  политики можно выделить следующие  основные этапы:

Первый этап — определение  текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической  ситуации, и ее характеристик;

Второй этап — определение  параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

Третий этап — разработка методов воздействия на демографические  процессы, то есть инструментов демографической  политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего  режима воспроизводства населения  к желательному режиму;

Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Как отмечено в документе  ООН «Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области  народонаселения», главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей  на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей  профессиональной деятельности. Поэтому  семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.

Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института  семьи и брака, стимулирование рождаемости  выступают приоритетными направлениями  демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления  права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих  детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в  формировании своей репродуктивной ориентации — главное ограничение  в демографической политике.

Как известно в Российской Федерации наблюдалась тенденция  к резкому снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего  руководства страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:

– федеральный закон «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей», принятый 12.10.2006 года Государственной  думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года  второго ребенка, будет начисляться  сумма в размере 250 тысяч рублей. Ежегодно эта сумма  индексируется  из расчета набежавшей инфляции. Размер материнского капитала на данный момент составляет 365,7 тыс. руб., с 1 января 2011 года размер выплаты вырастет на 22,3 тыс. руб. Эти деньги можно будет потратить  на приобретение жилья или оплату образования ребенка. Неизрасходованные  суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим  пенсиям матерей. Данное новшество  побудит многие семьи завести  второго ребенка, и тем самым  удовлетворить не только свои собственные  интересы, но и обеспечить прирост  населения государства;

– подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление  Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2005 г. № 865.

Основная  идея программы  и ее обоснование заключается  в том, что с 2002 года  в период рождения первого ребенка  вступало поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение  самой высокой численности за прошедший период,  при этом, согласно результатам статистического наблюдения, 80 процентов  детей  в Российской Федерации рождается у родителей  в возрасте до 30 лет.

По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.

Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено  понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в  Российской Федерации насчитывается  около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая  часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.

В современных условиях, когда большинство молодых семей  не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется  продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной  поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в  свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов  местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость  применения программных методов.

Государственная поддержка  молодых семей, нуждающихся в  улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым  малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания  или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам. Решение жилищных проблем будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов. Обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите граждан в Российской Федерации" будет осуществляться в объемах, которые возможно учесть в федеральном бюджете исходя из задач оптимизации. Продолжится реализация ФЦП "Жилище" на 2002-2012 годы, разрабатывается проект соответствующей долгосрочной целевой программы на период до 2015 года. Предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих. Планируется восстановление средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году.

– федеральный закон «О повышении пенсий и детских пособий»,  согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменились социальные выплаты для многодетных семей, – пособия получают все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие начисляется с учетом возраста детей. В 2010 году пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет рассчитывалось исходя из среднего заработка женщины  за последние 12 месяцев. С 2011 года пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, а также пособие по беременности и родам будет начисляться исходя из среднего заработка за последние два года, предшествующие отпуску по уходу за ребенком до 1.5 лет. Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году на первого ребенка составляет – 2 194,33 рублей. Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году на второго ребенка и последующих детей составляет – 4 388,67 рублей.

На данную сумму минимального пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году применяются повышающие районные коэффициенты в районах  и местностях где они установлены.

Одновременно возрастает сумма, по которой будет оплачиваться больничный лист, а также выплаты  по беременности и родам. Это связано  с грядущим переходом от существующего  на сегодня единого страхового налога (ЕСН) на систему страховых взносов  во внебюджетные фонды. Сумма, которая  планируется на следующий год, является максимальной. Она будет зависеть от величины отчислений страховых взносов, сделанных за данного работника  за определенный период. В 2010 году общий  процент отчислений страховых взносов равен ныне существующему ЕСН, то есть 26%. Но уже с 2011 года тариф возрастает  до 34%. Эта сумма будет распределена между Пенсионным фондом (26%), Фондами социального (2,9%) и медицинского (2,1%) страхования. Оставшиеся 3% получат территориальные фонды ОМС. Соответствующее правительственное постановление уже подписано. Отчисления в страховые фонды будут производиться с годового дохода не более 415 тыс. руб.

Деньги за предъявленный  больничный лист будут начислены, так  же как и выплаты по беременности и родам, из расчета суммы отчислений за данного работника. В отношении  двух последних, максимальный размер пособий  увеличивается до 34 583 тыс. руб.

 – федеральный закон  от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ. Вступил в силу 6 мая 2009 года. При этом правила, устанавливающие новые размеры пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. С 1 января 2009 года повышен коэффициент индексации детских пособий до 1,13.

– федеральный закон «О внесении изменений в федеральный  закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающий  введение двух новых видов пособий, подписанный экс - Президентом Р.Ф. В.В. Путиным.

Данный федеральный закон  предусматривает установление с 1 января 2008 года в рамках системы государственных  пособий гражданам, имеющим детей, двух новых видов пособий: единовременного  пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка  военнослужащего-срочника.

На каждого из детей  установлено пособие в размере 6 тыс. руб. в месяц до достижения ими трехлетнего возраста.

Беременная жена военнослужащего  получит право на пособие в  размере 14 тыс. руб. при сроке беременности не менее 180 дней. В случае смерти ребенка  такое пособие будет выплачиваться  и в течение 70 дней после родов.

Пособия будут выплачиваться  с учетом районных коэффициентов  в тех районах и местностях, в которых они применяются. Период выплаты пособия ограничивается периодом военной службы по призыву.

– федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни не рожденных детей», № 239562-3;

– федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации  и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по вопросу обеспечения  прав детей до их рождения», № 291854-3.

 

 

 

 

 

Заключение

   Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой  улучшения воспроизводства населения  может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также  не вызывает сомнения то, что создавшаяся  демографическая ситуация требует  незамедлительного вмешательства  как государственных, так и всех гражданских институтов российского  общества.

С целью определения стратегии  государственной социально-демографической  политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и  последствий социально-демографических  процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации  совместно с Федеральным Собранием  Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной  Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм преодоления

2.Марианский А. Современная миграция населения.

3.Зайончковская Ж. Демографическая ситуация и расселение.

4.Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических границ русского народа. СПб., 2007

5.Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.

Информация о работе Демографическая ситуация в России