Демографические проблемы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Демографические проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека
С учетом вышеизложенного крайне актуальным является исследование демографической ситуации и демографических проблем, а также их влияние на экономическую сферу.
Целью данной работы является анализ демографическую ситуации в мире как угрозы экономической безопасности, также в работе представлена демографическая ситуация современной России, ее роль на экономическую среду, а также пути выхода из нее.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Глобальная демографическая проблема мира и пути ее решения 5
1.1 Понятие глобальной демографической проблемы и ее причины возникновения 5
2. Дeмографические проблемы, как угроза экономической безопасности мира 11
3. Пути решения демографической проблемы в мире 15
Глава 2. Демографические проблемы в России 20
2.2 Демографическая ситуация в России 20
2.2 Демографический кризис как угроза экономической безопасности России 23
2.3. Пути преодоления демографического кризиса в России 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Демографические проблемы как угроза экономической безопасности.docx

— 61.37 Кб (Скачать файл)

С экономической точки  зрения старение населения трудоспособного  возраста при прочих равных условиях создает дополнительные препятствия  для экономического роста и повышения  производительности труда.. Расчеты убеждают, что рост производительности труда, который смог бы скомпенсировать ожидаемое сокращение числа россиян трудоспособного возраста, недостижим не только для России, но и в любой из самых высокоразвитых стран мира. Даже довольно амбициозные проекты роста производительности труда – на уровне 7,2% в год – приводят к потерям ВВП, превышающем 10 трлн. рублей в период до 2020 года, причем именно из-за дефицита трудовых ресурсов (в случае, если он не будет восполнен иммиграцией). При отсутствии заметной иммиграции в Россию россиянам, которым сегодня 40 лет, нечем будет платить пенсию.

Можно указать несколько возможных  причин, по которым снижение численности  трудоспособного населения в  сочетании с его старением  может привести к замедлению темпов роста душевого ВВП:

  1. Снижение численности трудоспособного населения при тех же темпах роста производительности труда и при том же уровне экономической активности обеспечивает более медленные темпы роста совокупного ВВП, а так как при этом снижается и доля трудоспособного населения во всем населении, то и роста ВВП на душу населения. Последние могут снизиться по этой причине примерно на 0,8 процентного пункта в год даже без учета возможного повышения рождаемости в ближайшие годы, которое влечет дополнительное снижение доли трудоспособного населения в общей численности населения в период до 2025-2030 года. При прочих равных условиях, это эквивалентно уменьшению в 2020 году душевого ВВП на 10% (т.е. на 3 тысячи долларов в ценах 2007 года) по сравнению со сценарием стабильной доли трудоспособного населения. Если же использовать оптимистический прогноз Института демографии ГУ ВШЭ, предполагающий повышение рождаемости и ускоренный рост продолжительности жизни, то среднегодовые темпы роста душевого ВВП могут понизиться на 1 процентный пункт. В этом случае абсолютная величина душевого ВВП в 2020 году сократится на 13% или почти на 4 тысячи долларов по сравнению со сценарием стабильной доли трудоспособного населения.
  2. Уменьшение доли населения трудоспособных возрастов может привести и к существенному росту социальных расходов в процентах к ВВП вследствие роста демографической нагрузки на одного трудоспособного. Особенно остро эта проблема может встать, если реализуется оптимистический демографический прогноз (подробнее об этом см.гл. 3). Рост демографической нагрузки может обернуться ростом налоговой нагрузки и стать фактором бюджетно-финансовой дестабилизации, что может привести к замедлению темпов экономического роста.
  3. Отсутствие притока рабочей силы затрудняет инвестиции в новые производства и технологические инновации как минимум по трем направлениям:
    1. Во-первых, создание новых рабочих мест оказывается в зависимости от ликвидация существующих рабочих мест; если процесс ликвидации рабочих мест почему-либо не происходит, это препятствует и созданию новых рабочих мест;
    2. Во-вторых, освоение новых компетенций в меньшей степени происходит за счет притока молодых кадров с современным образованием и в большей мере за счет переподготовки кадров в зрелых возрастах, обладающих устаревшими компетенциями; такая переподготовка не всегда может приводить к желаемому результату;
    3. В-третьих, по мере приближения экономики к мировой границе производительности все возрастающую роль в поддержании темпов роста душевого ВВП начинают играть инновации. Теоретические результаты, полученные с использованием ряда моделей эндогенного экономического роста, свидетельствуют о том, что интенсивность инноваций тесно связана с ростом численности экономически активного населения и повышением его образовательного уровня1. Вступление российской экономики в инновационную стадию роста и ее приближение к мировой технологической границе со временем тоже приведет к повышению роли инноваций в поддержании экономического роста. В этом контексте снижение численности трудоспособного населения России при относительно высоком стартовом уровне его образования может замедлять темпы роста инновационной активности и общие темпы экономического роста.
  4. Повышение доли пожилого населения может повлечь за собой уменьшение сбережений. Чистый вклад пожилых людей в прирост сбережений населения, как правило, является отрицательным. Иными словами, обычно пенсионеры в большей степени расходуют уже сформированные накопления и в меньшей степени формируют новые сбережения2.

Общее сокращение численности  населения, сопровождающееся сокращением  численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных  народов, может привести к их полному  исчезновению. Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение  иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим  и геополитическим интересам  страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных  мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

Отток из России квалифицированных  кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны.

2.3. Пути преодоления демографического  кризиса в России

Если говорить о пути преодоления  демографического кризиса, то стоит  отметить , что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.

Профессор Антонов А. И. выделяет комплекс мер, направленных на решение  демографической проблемы, таких  как: изменение положения семьи  среди других социальных институтов, укреплению нового фамилизма в обществе и ликвидацию убыли населения. По его мнению, «проблема формирования и укрепления массовых норм среднедетности (3—4 детей в семье) требует долгосрочных усилий по ликвидации ущемленного положения института семьи среди других социальных институтов, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного производства на основе соединения места работы и дома, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введения семейной зарплаты в системе наемного труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер…». Он считает, что «это направление политики предполагает прежде всего централизованную политику государства».

Председатель Наблюдательного  совета Института демографии, миграции и регионального развития Крупнов  Ю. В. считает, что при решении  существующих демографических проблем  власти прежде всего должны опираться, в частности, на многодетные семьи. Он предлагает стимулировать многодетность посредством выплаты зарплаты матерям после появления на свет третьего ребёнка.

В последние годы нашим  Правительством  была разработана  «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и  задачи демографической политики, а  в 2007 году — «Концепция демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Материальная поддержка  семьи. В России при рождении детей  их родителям предоставляются разовые  выплаты. На содержание детей малообеспеченным семьям выплачиваются ежемесячные  пособия. С 2004 их назначение и выплата  производится в соответствии с региональными законодательствам. Для этого из федерального бюджета регионам выделяются специальные субвенции.

В целях создания системы  государственной поддержки молодых  семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической  ситуации Правительство Российской Федерации в 2002 г. утвердило подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

Целью подпрограммы является создание системы государственной  поддержки молодых семей в  решении жилищной проблемы дни улучшения  демографической ситуации в стране.

В послании Федеральному собранию в 2006  В. В. Путин сформулировал  ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. В частности, был  принят закон о «материнском капитале», в соответствии с которым семьям (главным образом матерям) выделяются денежные средства для участия в  ипотеке, оплаты образования, прибавки к пенсионным накоплениям и др.

Помимо всего, 2008 год был  объявлен годом «Семьи» В своем  Послании Федеральному Собранию Президент  заявил: "Рассчитываю, что проведение Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых  семейных ценностей". Основной целью  проведения Года семьи являлось возрождение  авторитета российской семьи, укрепления базовых семейных ценностей и  традиций.

Но несмотря на активную демографическую политику в последние годы, результаты остаются неизменными и ряд ученых и общественных деятелей считают такие меры неэффективными и требуют их пересмотра.

 

 

Заключение

 

Демографическая проблема оказывает  влияние не только на положение отдельных стран мира, но и влияет на развитие мировой экономики и международных отношений, требует к себе серьезного внимания как ученых, так и правительств различных государств.

Существует следующее  негативные последствия демографических  проблем: быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений, увеличивает рост рабочей силы и затрудняет ее использование, понижает качество трудовых ресурсов за счет снижения уровня расходов на образование и здравоохранение, ослабляет технические нововведения, сокращает объем ресурсов на одного человека и в конечном итоге замедляет рост ВВП на душу населения.

Одной из очень серьезных  проблем, требующих скорейшего и  комплексного решения является нехватка продовольствия. По статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), численность голодающих на планете составляет сегодня около 500 млн. человек, из которых примерно 240 млн. обречены в результате голода на болезни и смерть.

В России в связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий. К 2025 году в России будет дефицит трудовых ресурсов.

При снижении рождаемости  нагрузка на трудоспособное население  увеличивается, поскольку на каждого  работающего приходится всё больше пенсионеров. Чем дальше зашла страна в демографический кризис, тем меньше трудоспособного населения и тем тяжелее содержать дополнительных иждивенцев (пенсионеров).

В последние годы нашим  Правительством  была разработана  «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», призванная улучшить демографический климат в стране, в ее программу вошли выплаты молодым семьям после рождения второго ребенка.

В целях создания системы  государственной поддержки молодых  семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической  ситуации Правительство Российской Федерации в 2002 г. утвердило подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

Но несмотря на активную демографическую политику в последние годы, результаты остаются неизменными и ряд ученых и общественных деятелей считают такие меры неэффективными и требуют их пересмотра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Борисов В.А. Депопуляция в России: причины, следствия, пути преодоления // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы.

2. Крупнов Ю.В. Гиперимперия США или мировая держава Россия// Рефлексивные процессы и управление, т. 4, январь-июнь 2004, № 1, с. 25 – 47.

  1. Максаковский В.П. Демографический кризис в современном мире // География ПС. – 2001. - № 23. – С. 13-14.
  2. Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк, МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛГТУ, 1999. – С.15-24.
  3. Пути решения демографической проблемы // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 460. 2006.
  4. Рыбаковский Л.Л. Десятилетие депопуляции в России» (причины, результаты, последствия) – в сб. «Социальная сфера: проблемы и суждения. Материалы шестых Мильнеровских чтений» (Москва, декабрь 2002 г.). / Под ред. Э.Б. Гилинской. М., 2002.
  5. Якунин В. И., Сулакшин С. С. Факторный анализ в формировании государственных политик // Власть. 2006. № 9.

 

.

 


Информация о работе Демографические проблемы в России