Демографические проблемы мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:17, доклад

Краткое описание

Феномен 'седеющего населения' сформировался во второй половине ХХ века. Историками и демографами установлено, что в древности и в средние века 'старость' была чрезвычайно редка, и вплоть до XVII века только 1 процент людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель вырос до 4 процентов (1). По оценкам демографов, около 70 процентов сегодняшнего населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30-40 процентов - более 80 лет (2).

Вложенные файлы: 1 файл

Демографические проблемы современного мира.docx

— 30.30 Кб (Скачать файл)

 

Закрепляя особый статус пожилых  людей, принципы ООН представляют собой  одновременно свод этических норм и  рекомендаций по установлению приоритетов  в отношении пожилого населения. Они являются для государственных  и общественных структур важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в  организации деятельности по их удовлетворению.

 

Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению  свидетельствуют установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября), проведение в 1999 году Международного года пожилых людей 'как знака  признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех  перспектив, которые оно открывает  для развития более зрелых представлений  и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в  последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии'.

 

Тема Международного года - 'По пути к обществу для людей  всех возрастов' - базировалась на концепции 'общества для всех людей', основанного  на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом  участии и законности. Цель такого общества связана с отражением в  социальной политике потребностей и  учета возможностей всех граждан, приведения в соответствие с ней общественных структур и практической социальной деятельности. Роль пожилого населения, которое является одним из основных объектов социальной политики сегодня  и в долгосрочной перспективе, и  побудила ООН к тому, чтобы дополнить  идею 'общество для всех' идеей 'общество для людей всех возрастов'.

 

Смысловая нагрузка данной концептуальной установки заключается в межвозрастной социальной солидарности - будь то на уровне семьи, общины или страны. При этом под социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают свою социальную ответственность, содействуют функционированию общества, участвуют в публичной жизни и пользуются уважением.

 

Организация общества на принципах  социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным  и справедливым образом с целью  предоставить каждому пожилому гражданину как члену общества право на социальное и экономическое достоинство (14).

 

 

Важной вехой в формировании стратегии расширения рассматриваемых  вопросов стал Мадридский международный  план действий по проблемам старения, принятый в апреле 2002 года (15). В нем  приведены современные демографические  тенденции по группам стран и  континентов, раскрыты их социально-экономические  последствия, изложены базовые взгляды  мирового сообщества на политику в  области отношения к пожилым  людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных  вопросов.

 

Цель Международного плана  действий состоит в обеспечении  для пожилого населения всех стран  мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в развитии общества в качестве полноправных граждан. Рекомендации плана можно подразделить на три  приоритетных направления: участие  пожилых людей в развитии; обеспечение  здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте; обеспечение  благоприятных и позитивных условий  для людей всех возрастных групп.

 

Для осуществления Международного плана действий по проблемам старения необходимы соответствующие национальные программы, опирающиеся на концепции  политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей. В их основе должны лежать такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество, уважение различных  религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

 

Особенности национального  старения

 

 

В России в связи с вступлением  в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшие 3-4 года ожидается стабилизация процесса старения населения. Доля лиц пенсионного  возраста сохранится на уровне 20,7 процента. Однако к 2016 году в результате низкой рождаемости и роста ожидаемой  продолжительности жизни численность  пенсионеров в структуре населения  достигнет 24,9 процента.

 

Столь умеренная тенденция  старения населения в России в  то же время отягощается стремительной  депопуляцией, которая носит характер выраженной возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения 1989 и 2002 годов общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза. За 13 лет, прошедших между этими переписями, общая численность населения страны сократилась на 1,8 миллиона человек. Причем за этот период родились 20,5 миллиона, а умерли 27,9 миллиона, 11 миллионов человек прибыли в страну из-за рубежа и 5,4 миллиона человек покинули страну. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 миллиона человек. Миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) в размере 5,6 миллиона человек позволил компенсировать 76 процентов естественной убыли.

 

За последние 13 лет Россия потеряла (в буквальном смысле этого  слова) 11 тысяч сел, 290 городов и  еще 13 тысяч сел близки к полному  вымиранию. По масштабам потерь постсоветский  демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Неслучайно в американском докладе 'Обезлюдевшая Россия' указывается  со ссылкой на исследование ООН, что  Россия находится на краю демографической  гибели (16).

 

С точки зрения демографических  и гуманитарных последствий, самая  тяжелая ситуация в нашей стране сложилась в области смертности. Обращает на себя внимание ее существенная социальная составляющая: высокий процент  преждевременной смертности трудоспособного  населения от неестественных причин (дорожно-транспортные происшествия, пожары, экологические и техногенные  катастрофы, убийства, самоубийства, алкоголизм, наркотики), а также инфекционных и паразитарных болезней. Уровень  смертности населения в России соответствует  аналогичным показателям в стране столетней давности, в 2,5 раза превышает  показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза - в развивающихся. Смертность трудоспособного населения  в России превышает аналогичный  показатель по странам Евросоюза  в 4,5 раза (17).

 

Смертность мужчин превышает  смертность женщин трудоспособного  возраста в 5-7 раз, в результате чего сложился беспрецедентный по мировым  меркам - более чем в 13 лет - разрыв в средней продолжительности  жизни между мужчинами и женщинами.

 

В результате одновременного кризисного роста смертности и снижения рождаемости естественная убыль  населения (превышение числа умерших  над числом родившихся) составила  за период между переписями населения 1989 и 2002 годов огромную величину - 7,4 миллиона человек. Убыль населения  отмечена в 66 регионах страны.

 

Таким образом, Россия находится  в состоянии демографической  катастрофы, налицо натуральная 'депопуляция', что на обыденном языке звучит как суровая констатация: народ вымирает. Для перелома ситуации требуются долгосрочные меры национального масштаба по 'сбережению населения' и резкого, многократного повышения рождаемости.

 

Согласно прогнозам, убыль  населения России продолжится в  обозримой перспективе. В частности, по среднему варианту прогноза ООН  к 2050 году россиян станет меньше на 30 процентов (101,5 миллиона человек). К  таким же результатам в своих  оценках пришел и Росстат. Это  равносильно исчезновению с карты  страны каждый год трех таких городов, как Курск.

 

В ближайшие десять лет (2006-2015 годы) российский рынок труда будет  терять рабочую силу, не досчитываясь в среднем по одному миллиону рабочих  рук ежегодно. Уже сегодня многие регионы России сталкиваются с проблемами нехватки рабочей силы, увеличением  экономической нагрузки на занятое  население и необходимостью выделения  дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым. Данная проблема существенно  обострится уже в ближайшие годы (см. табл.).

 

В самом скором времени  России не будет хватать ни солдат, ни работников. Скорее и проще всего  рассчитывать на приток мигрантов. Сложнее  и труднее стимулировать рождаемость  и обеспечивать сохранение здоровья. Так, в стране всего лишь 5 процентов  многодетных семей, где три и  более ребенка, хотя в нынешней ситуации именно трехдетная семья должна стать  нормой.

 

По мнению ученых (18), важнейшей  причиной естественной убыли населения (более чем на 60 процентов) является чрезмерная смертность, а низкая рождаемость  обусловливает только треть этого  явления. Поэтому прежде всего следует решить проблему снижения преждевременной смертности от предотвратимых причин.

 

В перечне основных причин смертности - болезни сердца и сосудов: от острых инфарктов и инсультов  до хронического атеросклероза и  варикозного расширения вен. Затем, на втором месте, - онкологические заболевания. Далее следуют болезни органов  дыхания, органов пищеварения, инфекционные болезни (более 80 процентов составляет заболеваемость туберкулезом). Ухудшается репродуктивное здоровье работающих.

 

Что касается рождаемости, то для начала необходимо решить проблему нездоровых новорожденных, а таких, по официальным данным, около 70 процентов. В противном случае абсолютное число  больных детей еще более возрастет.

 

По оценкам экспертов  Всемирного банка, в структуре национального  богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68-76 процентов. Эффективность его  развития и использования зависит  от качества жизни, обобщающим показателем  которого является индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП). Согласно оценкам  специалистов программ развития ООН, по этому индексу среди 174 стран, в  которых проводились сравнительные  исследования, Россия находится на 71-м месте, а по состоянию здоровья и благосостоянию граждан относится  к категории развивающихся государств.

 

Существует довольно тесная взаимосвязь между потенциалом  здоровья населения и экономическим  ростом. Исследования ученых показывают, что ущерб от заболеваемости, инвалидности и смертности населения очень  значителен. Так, по расчетам ряда специалистов, только экономический ущерб от потери здоровья населения России в 1999 году составлял около 65 миллиардов долларов (19). Эти потери дестабилизируют и  ослабляют страну, становясь угрозой  национальной безопасности.

 

Таким образом, сложившаяся  в настоящее время демографическая  ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц  трудоспособного возраста, в достаточно короткий срок может привести к реальному  дефициту трудовых ресурсов, что, в  свою очередь, будет объективно препятствовать созданию устойчивой финансово-экономической  и ресурсной базы государства, дальнейшему  экономическому развитию страны и росту  ее валового национального продукта.

 

Многочисленные данные свидетельствуют  о том, что проблемы пожилых людей  решаются государством у нас в  стране неполномасштабно и непоследовательно. Все еще не созданы условия для достойной жизни пенсионерам. Размер пенсий удручающе низок и не обеспечивает для значительной части пенсионеров даже минимально необходимого уровня жизни.

 

Заявленный государством подход к определению судьбы пожилых  граждан в период до 2015 года предусматривает  последовательное решение ряда принципиальных задач (20):

 

· улучшение материального  и социального положения граждан  старшего поколения путем совершенствования  механизмов нормативного регулирования  в сферах зашиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра  социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте;

 

· совершенствование имеющихся  и формирование новых институциональных  структур, обеспечивающих поддержание  жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых  людей.

 

Государственная социальная политика в отношении граждан  старшего поколения должна базироваться на следующих принципах:

 

· усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем  закрепления в действующем законодательстве специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществлению комплексных мер  оказания правовой и иной защиты пожилых  людей, оказавшихся в трудных  жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, созданию социальной адвокатуры и социальных судов;

 

· обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством  поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили  бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости  от принадлежности к какой-либо статусной  категории, региона проживания и  других условий;

 

· содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая  поддержка семей, предоставляющих  уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и  пожилых супружеских пар, учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг;

 

· организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

 

· содействие в обеспечении  пожилых людей достойным жилищем  в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем  модернизации, реконструкции и ремонта  домов и квартир, проектирования и строительства новых типов  жилища, улучшения экологических  условий проживания и создания условий  для активного отдыха;

 

· оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей  в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для  решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей  на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы  независимого контроля предоставления помощи и услуг;

Информация о работе Демографические проблемы мира