Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:31, реферат
Их все жалеют. Многие относят в ближайший детдом конфеты и игрушки, одежду, из которой выросли собственные дети. Если детство человека прошло в детдоме, о нем вздыхают: «Бедненький»! Но многие ли из нас захотят дружить или просто общаться с бывшим детдомовцем? Выйти за него замуж или выдать за социального сироту дочь? Ведь не секрет, что «бедненькие» дети далеко не ангелы. Большинство из них из асоциальной среды. И в глубине души мы сомневаемся, смогут ли они, не знавшие семейного уклада, прошедшие через жесткую детдомовскую систему, наладить быт, найти работу, создать семью?
Чужие среди своих
Субкультура «детдомовцев»
«Медвежья услуга»
Проблемы усыновления
Раздаем детей за границу
Вывод
Список использованной литературы
Содержание
Чужие среди своих
Их все жалеют. Многие
относят в ближайший детдом конфеты
и игрушки, одежду, из которой
выросли собственные дети. Если детство
человека прошло в детдоме, о нем
вздыхают: «Бедненький»! Но многие ли из
нас захотят дружить или просто
общаться с бывшим детдомовцем? Выйти
за него замуж или выдать за социального
сироту дочь? Ведь не секрет, что «бедненькие»
дети далеко не ангелы. Большинство
из них из асоциальной среды. И
в глубине души мы сомневаемся, смогут
ли они, не знавшие семейного уклада,
прошедшие через жесткую
Сегодня много говорят о проблемах обездоленных детей, особенно с высоких трибун. К сожалению, часто обещания и заверения власть имущих так и остаются на бумаге, и нечасто можно увидеть результат их работы. Возможно изменения есть, но мы не интересуемся ситуацией в нашем городе, мы опираемся на СМИ, которые мало уделяют внимания этой проблеме. А возможно все потому, что конкретными делами занимаются менее известные широкому кругу организации, которые без лишнего шума заботятся о брошенных детях.
С каждым годом количество детей, лишенных родительской опеки изменяется. По данным, приведенным в Государственном докладе о положении детей в Украине (по итогам 2005 года) в учебно-воспитательных заведениях, заведениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, воспитывается около 25 тысяч детей, из них примерно половина в школах-интернатах , около 5 тысяч человек - в домах ребенка системы Министерства образования и науки, 3 тысячи - в детских домах системы Министерства здравоохранения, 4 тысячи - в домах-интернатах Министерства труда и социальной политики Украины.
Данные 2006 года говорят о том, что детей, оставшихся без попечения родителей, на всю Украину 110 000 человек. В 2006 году более 60% этих детей жили в интернатах, остальные находились под опекой или жили в приемных семьях.
По конец 2010 года в Украине насчитали 98119 сирот.
На 2012 год в Украине насчитывается почти 96 тыс. сирот или детей, лишенных родительской заботы. Из них почти 80% имеют живых родителей, которых лишили родительских прав. В интернатах воспитываются 24 тыс. детей-сирот.
Как видим, наблюдается динамика уменьшения количества детей в интернатах.
Но факт остается фактом, ежегодно из стен сиротских учреждений выходят тисячи молодых людей. Выходят во взрослую жизнь, в прекрасное далеко, которое к ним вопреки призывам из известной песни особенно жестоко. Лишь немногие из них делают карьеру, создают нормальную семью. А многие как раз спиваются, кончают жизнь самоубийством или выбирают преступную дорожку. Ведь то, что для большинства людей, воспитанных папой и мамой, — норма, для детдомовцев, как правило, недосягаемая мечта. Они в этой жизни изначально на “особом положении”, поэтому шансы на победу над обстоятельствами слишком невелики. А испытаний на долю выходцев из сиротских учреждений выпадает немало…
Субкультура «детдомовцев»
Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, большей частью поступают в интернаты или детские дома из социальных низов.
Дети-сироты из "нормальных"
семей поступают в детдома
довольно редко, по всей видимости, потому,
что в "нормальных" социальных
стратах более развиты
Однако, большинство сирот поступает в детдома все же из "неблагополучных" семей. Иногда, редко, о помещении ребенка в интернат или детдом договариваются очень бедные родители, едва сводящие концы с концами (обычно многодетные).
Еще в детдом попадают беспризорники - те, кто не может назвать имен своих родителей и живет просто на улице.
Итак, какова же она, субкультура "детдомовцев" и в чем отличие последних с детьми, живущими в семьях?
К отличиям можно отнести следующие факторы:
1.Тотальная бедность. Бедность - это форма повседневного существования детей с детдомов, начиная от интерьера и заканчивая игрушками, инвентарем и пр. Собственное имущество детдомовцев (одежда, игрушки, сумки, безделушки) малочисленно, случайно и весьма аскетично.
Бедность повседневной жизни осознается детдомовцами как норма. Интерьер обычной квартиры среднего класса выглядит для них как дворец.
2.Беззаконие. Детдомовцы легко берут чужие вещи без спроса (на время и навсегда), воруют в магазинах и на рынках, любят разрушительные действия (разбить стекло, разломать новую ограду и пр), охотно обижают слабых. При всем, при том они могут быть вполне добрыми и на свой лад честными ребятами - просто у них очень искаженное и крайне ослабленное представление о морали. Если их поймать на месте преступления, они отпираются только если им грозит наказание, а вообще обычно сразу признаются и видно, что у них нет понимания, что они делают плохо.
3. Изоляция. На нашей планете действительно существуют два мира - мир семейных людей и мир детей без семьи. Основное различие, о котором любят поговорить - в том, что детдомовцы якобы лишены чувства любви, эмоционально холодны, равнодушны и т.д. Это неправда. Детдомовская субкультура предполагает большую сдержанность, умение владеть собой, умение "постоять за себя" и пр, от этого дети кажутся холодными и расчетливыми. На самом деле они, как и все люди, эмоциональны и привязчивы, но изоляционная иерархическая субкультура, которую они усваивают в детском доме, требует высокого самоконтроля, с которым ребенок привыкает жить.
Ведь дети из детского дома гораздо более самостоятельны и независимы, чем дети из мира семей. Правда, эта самостоятельность тоже имеет особую природу. Там, где у родительского ребенка есть авторитет старших, - у детдомовца есть прагматизм, граничащий с цинизмом. Дети из детдома не корреспондируют своих действий с вопросом "разрешат мне или нет". И вообще они не любят контроль - в отличие от родительских детей, которые осознают более или менее выраженный контроль со стороны родителей как норму.
Изолированность детдомовцев
имеет и еще одно следствие. Их
коммуникация с миром семей, которая
начнется, когда они достигнут
совершеннолетия и начнут получать
профессии и в целом
Изоляция, в которой растут детдомовцы, по выходе из детдома сменяется либо активнейшей интеграцией в мир семейных людей (невротичной, разумеется, как и любая социализация) и вытеснением своего детдомовского прошлого (человек не просто скрывает его от других, но и сам старается забыть о нем), либо, увы, дезадаптацией и окончательной интеграцией в мир деклассированных элементов.
4. Жизнь на виду. Жизнь на виду у всех имеет несколько последствий:
Во-первых, сплетни и обсуждения - важная часть жизни детдома. Каждый из детей знает, что о нем говорят, и часто знает, что именно говорят. Секреты быстро перестают быть таковыми. Детдомовская субкультура как бы предполагает отсутствие секретов, секрет - это слабость, слабость - основание быть побитым, осмеянным. Поэтому детдомовцы, адаптируясь к этой субкультуре и одновременно поддерживая ее, делают "ход конем" - они тщательно оберегают свои самые секретные секреты и вырабатывают безразличие к разоблачению своих секретов;
Во-вторых, дети крайне ревностно относятся к "своему" - среди мифов о детдомовцах есть миф об их чрезвычайной жадности. Он не отражает реалий, так как детдомовцы не столько жадные, сколько крайне дорожащие "своим" дети. Детдомовская субкультура предполагает, что твое у тебя могут отнять, украсть, сломать из вредности, и наказать обидчика можно какой-нибудь пакостью. Физические слабые или просто мирные, неконфликтные дети, не желая ни с кем ссориться из-за игрушек или одежды, стараются прятать то, что им дорого, живут в страхе того, что это исчезнет. Иногда это становится личностным свойством и остается на всю жизнь, а иногда с годами утихает.
В-третьих, у детдомовцев вырабатывается странное восприятие собственного тела и телесного взаимодействия. Они гораздо больше готовы к драке, чем к ласке, и поглаживание по голове, по плечу даже от близкого человека могут воспринимать как вторжение в их личное пространство. Грубо говоря, их телу комфортно, когда его никто не трогает.
Увы, с таким явным отличием между детьми в семьях и детьми без семьи, неудивительно, что воспитанники детдомов и интернатов часто обречены на одиночество. Ничтожен процент тех молодых людей, которые после выхода из учреждения заключают брак и заводят детей. Тем же, кто остается без семьи, выжить нелегко.
Медвежья услуга
Существует мнение, что излишняя забота государства о детдомовцах оказывается медвежьей услугой: у них нет навыков пребывания в социуме.
Многие считают, что детям с интернатов, например, невыгодно работать. Так как, они получают пособие, которое порой превышает среднюю зарплату, стипендию.
Могу привести в пример тот факт, что Верховная Рада Украины приняла Закон об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. К тому же в июне 2012 года Кабинет министров увеличил помощь на детей-сирот. Соцпомощь на ребенка-сироту выплачивается в таких размерах: 1822 грн на ребенка до 6 лет и 2268 грн — на ребенка старше 6 лет. Насколько это крепкое подпорье по жизни для ребенка, лишившегося родителей, сказать трудно.
Есть и еще один момент — солидное пособие по безработице, на которое может рассчитывать каждый детдомовец, впервые обратившийся в службу занятости. Но насколько справедливо данное мнение?
С одной стороны, наличие признаков медвежьей услуги наблюдается, но, навряд ли, в этом виноваты сами дети.
Как уже упоминалось выше, одним из факторов, оказывающих медвежью услугу, является изолированная жизнь в детдоме, которая приводит к тому, что детдомовцам в детстве трудно понять мир семейных людей и даже просто получить непосредственную информацию о нем.
Детский дом крайне мало контактирует с людьми из семей. Выходы детдомовцев "в свет" (музеи, театры, спорт и прочее, куда их водят обязательно, периодически) почти никогда не сопряжены с контактами с миром семейных людей. Детдомовцы играют отдельно, растут отдельно, учатся отдельно - короче, живут отдельно. Мир семейных людей остается либо в их воспоминаниях, либо воспринимается ими опосредованно - через кино, книжки, телевизор, рассказы. Практически ни у кого из детдомовцев нет друзей из мира семей.
К тому же, вследствие такой изоляции, дети с интернатов не видят чужого труда. Поэтому если в семьях связка "труд - еда" более или менее существует, то у детдомовцев она отсутствует.
Кроме того, детдомовцы не знают тягот жизни (опять же потому, что лишены возможности видеть, из чего возникает еда, одежда и пр.). Они не знают, что такое "начальник", "цены", "коммунальные услуги", "очередь на рынке" и другие вещи, образующие повседневность бедных людей. В этом смысле они сильно дезадаптированы.
Однако, не стоит упускать из виду тот факт, что государство разными способами старается изменить ситуацию к лучшему.
Разумеется неопровержимым остается тот факт, что, несмотря на Законодательство Украины, которое гарантирует целый ряд льгот и помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, социальное сиротство принимает угрожающие масштабы. Дети Украины сиротеют, имея живых родителей: ежегодно около шести тысяч детей остаются без родительской опеки. При этом усыновить или удочерить тех, кто оказался в интернате, могут далеко не каждый украинский граждан из-за низкого уровня материального обеспечения.
Обеспечить оптимальные
условия жизнедеятельности
Об этом еще в
2012 году заявил Сергей Тигипко.
Он пояснил, что, согласно