Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:37, контрольная работа
Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Усыновление производится только судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.
В Семейном кодексе РФ подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».
2) опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.
Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
Устройство ребенка под опеку (попечительство) допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки (попечительства) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.
К опекунам предъявляются определенные требования: опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.
Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке и попечительства).
Опекун или попечитель могут быть назначены только с их согласия. При этом должны учитываться их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3) приемная семья - это особый вид опеки или попечительства над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия [7].
Помимо норм Семейного кодекса РФ деятельность приемных семей регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).
Правовой статус приемной семьи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
4) патронатная семья - форма семейного устройства детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. На территории республики нормативный правовой акт о патронатном воспитании не принят.
5) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:
- содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
- сохранение права
Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 558 установлены требования к условиям пребывания детей в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [11].
Вывод: Итак, рассмотрев в первой главе понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей», мы выяснили, что это дети-сироты или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного либо пренебрежительного отношения родителей. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Глава 2. Особенности организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., является одним из основополагающих международно-правовых документов, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права и содержали обоснование и описание основных его прав, гарантируя любому ребенку право на жизнь, здоровье, образование, полноценный присмотр и уход.
Конвенция ООН о правах ребенка говорит в том числе и о правах детей, лишенных семейного окружения. Конвенция обязывает государства-участников: обеспечивать усыновление «в наилучших интересах ребенка»; защищать детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или
небрежного обращения, грубого обращения»; предоставлять реабилитационный уход и лечение детям, подвергнувшимся жестокому обращению или пренебрежению.
В ст. 20 Конвенции провозглашаются следующие принципы:
«1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Государства-участники в
3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык» [1].
Статья 21 Конвенции гласит: «Государства-участники, которые признали и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанными с этими лицами;
д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами» [1].
Статья 25 Конвенции гласит: «Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке»218.
Отличительной особенностью Конвенции является то, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум, который должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (ст. 41).
Хартия детства обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка, призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в жизни своих стран, защищает детей от всех форм эксплуатации.
В Послании Международной организации труда (МОТ) по вопросам детского труда, в глобальном докладе «Будущее без детского труда» от 06.05.2002 г. говорится, что «включение задачи искоренения детского труда в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая была принята в 1998 г., отражает единодушие во всем мире относительно того, что детский труд представляет серьезную угрозу устойчивому экономическому и социальному развитию» [6]. По данным за 2000 г., примерно 180 млн. детей в возрасте от 5 до 17 лет (или 73 % работающих детей) занято в настоящее время опасными видами работ и наихудшими формами детского труда, включая принудительный труд, рабство, незаконный оборот наркотиков, долговую кабалу, участие в вооруженных конфликтах, проституцию и порнографию.