Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита детей сирот.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций (ООН) для предупреждения преступности среди несовершеннолетних в части IV «Процессы подготовки к жизни в обществе», в разделе «Семья» гласят:

«1. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов.

2. Поскольку семья является основной  ячейкой, ответственной за первичную  подготовку детей к жизни в  обществе, правительственным и общественным  учреждениям следует прилагать  усилия для сохранений целостности семьи, в том числе расширенной семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Должны быть предусмотрены надлежащие меры, в том числе уход за детьми и в дневное время.

3. Правительствам следует вырабатывать  политику, способствующую воспитанию  детей в условиях стабильной  и благополучной семьи. Семьям, нуждающимся  в помощи для преодоления внутренней  нестабильности или конфликтных  ситуаций, должны предоставляться необходимые услуги.

4. Когда в семье нет стабильности  и благополучия, когда усилия  общества по оказанию родителям  помощи в этой связи не имеют  успеха и когда нельзя рассчитывать, что эту роль выполнит расширенная  семья, необходимо рассматривать  возможность использования альтернативных мест проживания, в том числе передачу детей на воспитание в учреждения или в другие семьи для усыновления. Условия проживания в таких местах должны быть в максимально возможной степени приближены к условиям стабильной и благополучной семьи и в то же время должны создавать у детей ощущения постоянной заботы, что позволит избежать возникновения проблем, связанных с «переселением» из одного места в другое» [1].

Таким образом, ратификация Россией основных положений международного законодательства по вопросам защиты, семьи, материнства и детства позволит укрепить позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами мирового сообщества.

В настоящее время законодательство Российской Федерации предусматривает защиту семей с детьми на внутригосударственном уровне посредством ряда нормативно-законодательных актов: Конституции РФ, Гражданского, Трудового, Семейного Кодексов РФ, федеральных законов, Постановлений Правительства, Указов Президента, распоряжений региональных и местных органов власти.

Так, в п. 1 ст. 38 Конституции РФ говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства» [2]. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получили необходимую социальную помощь и поддержку, надлежащие условия содержания и воспитания, получения образования и становления достойным гражданином общества.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно ст. 1 данного ФЗ, ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет, т. е. совершеннолетия. Кроме того, впервые ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет сущность и содержание понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и включает в него следующие категории детей: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [6].

Согласно ст. 15 п. 1. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни общества.

Кроме того, согласно ст. 15 п. 3, защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется общественными объединениями и организациями, а также другими некоммерческими организациями, в том числе и международными объединениями (организациями) в лице своих отделений в РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ и ее субъектов. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

Каждому ребенку должно быть обеспечено право на воспитание, которое является одним из важнейших. Как правило, детей воспитывают их родители, но если последние по каким-либо причинам не могут это делать, то заботу о детях, их устройстве, содержании и воспитании берет на себя государство. Непосредственное выполнение этой обязанности возлагается на органы опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 2 ст. 121 СК РФ), которые назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов (ч. 1 ст. 145 СК РФ, ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)[4]. На указанные органы возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, которые закреплены в п. 1 ст. 121 СК РФ и включают в себя:

- выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

- учет детей, оставшихся без попечения родителей;

- выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается ст. 122 СК РФ:

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право:

- на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, ст. 36 СК;

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) (ст. 56 СК РФ) [14].

При усыновлении закон исходит из основополагающего принципа семейного законодательства — обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 1 СК), поэтому обязательным условием любого усыновления является соблюдение интересов детей, передаваемых на усыновление. Под «интересами» ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Получение согласия самого ребенка на усыновление при усыновлении детей старше 10 лет обязательно (ст. 132 СК).

Усыновление производится в судебном порядке по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Судебный порядок усыновления — новация в российском семейном законодательстве, призванная обеспечивать максимальную защиту прав и законных интересов ребенка. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Правовым последствием усыновления является возникновение правовой связи между усыновленными и усыновителями и ее прекращении между детьми и кровными родителями (ст. 137 СК):

- усыновленные дети (их потомство) и усыновители (их родственники) приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;

- личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина;

- усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам);

- если один из родственников усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушка, бабушка ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.

Права и обязанности опекуна (попечителя), а также детей, представлены в приложении А.

Лица, осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления: судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка; должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления; лица, иным образом осведомленные об усыновлении (п. 1 ст. 139 СК РФ). По просьбе усыновителя усыновленному ребенку могут быть изменены имя, фамилия, отчество. Изменение ФИО усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия (ст. 134 СК). По просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 3 месяца (только при усыновлении ребенка до 1 года) (ст. 135 СК) [10].

Требование об отмене усыновления вправе предъявить в суд усыновители, сам усыновленный ребенок, если он достиг 14 лет, орган опеки и попечительства, прокурор (ст. 142 СК), а также иные лица, которые считают, что усыновление не соответствует интересам ребенка. Они могут об этом уведомить тех, кто решает вопрос о передаче дела в суд — органы опеки и попечительства либо прокурор.

Помимо вышеназванных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения между приемными родителями и детьми, приемной семьей и органами опеки и попечительства, социальными службами и государством, в 2006—2007 гг. был принят и вступил в законную силу ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них необходимо назвать:

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.06 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.06 № 842 «О порядке предоставления в 2007 г. финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.06 № 847 «О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсации бюджетам Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью»;

Впервые новый закон предусматривает организацию предварительной опеки или попечительства в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, при необходимости немедленного назначения ему опекуна или попечителя. В этом случае «…орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (часть 1 ст. 12) [14].

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будут назначены опекуном или попечителем в общем порядке, в исключительных случая срок предварительной опеки может быть продлен до двух месяцев.

Опека или попечительство может осуществляться «…по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона» (часть 1 ст. 14).

Согласно части 2 ст. 14, «опека или попечительство по договору устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации (часть 1 ст. 16). Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 16). Пожеланию опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного (часть 3 ст. 6) [6].

Информация о работе Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы