Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель работы – описать специфику технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработать и описать проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- определить сущность агрессивного поведения детей;
- проанализировать опыт работы социальных служб с детьми агрессивного поведения;
- разработать и описать технологию адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей..5
1.1.Сущность агрессивного поведения………………………………..5
1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…..…….……..8
Проектирование социальной технологии работы с детьми агрессивного поведения………………………………………………….………….14
2.1.Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с детьми агрессивного поведения………...………...…………………...14
2.2.Проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением……………………………...…......….19
Заключение……………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………....24
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 040104.65 Организация работы с молодежью
Кафедра социологии, социальной политики и регионоведения
Дисциплина Социальные технологии работы с молодежью
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Дети с агрессивным поведением и технология работы социальных служб
по их адаптации и реабилитации»
Автор работы:
Студент 4 курса
Очной формы обучения
Ф.И.О. Базарова
подпись ____________
Руководитель работы:
к.с.н.
Степанова Юлия Борисовна
Оценка_____________
Подпись____________
«___»_________20___г.
Саратов 2013г
Содержание
С.
Введение…………………………………………………………
1.1.Сущность агрессивного поведения………………………………..5
1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…..…….……..8
2.1.Опыт российских и зарубежных социальных
служб в работе с детьми агрессивного
поведения………...………...…………………..
2.2.Проект социальной технологии по адаптации
и реабилитации детей с агрессивным поведением……………………………...….....
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………....24
Введение
Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, большей жесткости, а иногда и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. И, конечно же, такое положение вещей больнее всего бьёт по психике самых слабых, особенно детей. Ужасающие случаи жестокого обращения с детьми имели место всегда. Но сейчас волна ожесточения захватывает все больше и больше именно детские сердца, что находит своё выражение в участившихся случаях детского агрессивного поведения по отношению друг к другу, к родителям, педагогам, животным, себе самому. Проблема детской агрессии все чаще и чаще волнует родителей, учителей, психологов, врачей. К чему это может привести современное общество, учитывая тот бесспорный факт, что дети – это будущее общества, будущее государства, будущее страны. В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, разрабатывают технику его коррекции.
Объектом данной работы является феномен агрессивности детей.
Предметом – социальные технологии работы по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Цель работы – описать специфику технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработать и описать проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- определить сущность агрессивного поведения детей;
- проанализировать опыт работы социальных служб с детьми агрессивного поведения;
- разработать и описать
1.Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей
На сегодняшний день имеют место быть множество определений агрессии и теорий о ее причинах и видах. До сих пор ученные и исследователи в данной области не пришли к общему определению. Различные авторы в своих исследованиях по-разному интерпретируют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм) очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард)1.
Под агрессивным поведением понимаются враждебные действия, целью которых можно обозначить нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. В связи с различной направленностью агрессивной поведение может представляться как: 1) непосредственно, прямое, т.е. направленным против объекта, который видится причиной фрустрации; 2) смещенное – индивид, который находится в состоянии фрустрации, не имеет сил или возможности направить свое агрессивное поведение непосредственно против источника фрустрации и ищет «козла отпущения». Так как устремленное вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), по обыкновению, наказывается обществом социальными санкциями, что способствует усилению фрустрацию, у человека может выработаться механизм, концентрирующий агрессивные импульсы внутри человека, тем самым направляя агрессию на самого себя. Такое агрессивное поведение получило название аутоагрессии. Она находит свое проявление в актах самоуничтожения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства. В ходе социализации человека агрессивное поведение может приобретать различные формы. В этой связи разделяют агрессию социально приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтом, разрешаются в действиях, соответствующих нормам социальным, и агрессивное асоциальное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с нормами поведения (ругань, оскорбления), вплоть до деструктивных актов2.
Существует несколько
Фрустрация (от лат.frustratio – обман, тщетное ожидание) – психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости4.
Лютова Е.К. подходит к определению агрессии с точки зрения мотивированного деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.)5.
Реан А.А. призывает не отождествлять понятия «агрессия» и «агрессивность». Он сосредотачивается на том, что «Агрессия – это сознательные действия, имеющие направление «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному», Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Агрессивность, как и всякое явление, имея свою специфику, отличается качественными и количественными характеристиками.
Агрессивное поведение имеет своеобразную шкалу выраженности: от практически полного отсутствия до ее максимального развития. У каждой личности наблюдается своя собственная определенная степень агрессивности. Отсутствие агрессии может привести к пассивности, ведомости, комформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д6.
Исходя из вышенаписанного, представляется возможным сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Основные отечественные
Агрессия – чувство
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности)7.
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия8: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили в первой главе.
Агрессивные действия рассматриваются
не только как результат фрустрации,
но и как следствие научения, подражания
другим людям. Агрессивное поведение
в этой концепции трактуется как
результат следующих
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2. Наличие фрустрации.
3. Наличие эмоционального
4. Наличие подходящего объекта
агрессивного поведения,
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия - неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие10:
Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются: