Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель работы – описать специфику технологий социальной работы с детьми агрессивного поведения, разработать и описать проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- определить сущность агрессивного поведения детей;
- проанализировать опыт работы социальных служб с детьми агрессивного поведения;
- разработать и описать технологию адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением.
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоритические аспекты феномена агрессивного поведения детей..5
1.1.Сущность агрессивного поведения………………………………..5
1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…..…….……..8
Проектирование социальной технологии работы с детьми агрессивного поведения………………………………………………….………….14
2.1.Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с детьми агрессивного поведения………...………...…………………...14
2.2.Проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением……………………………...…......….19
Заключение……………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………....24
Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки11.
Рассмотрим их более подробно, т. к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.
Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т.е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение12: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т.е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия13.
Итак, в самых общих чертах алгоритм
развития агрессивного цикла выглядит
так: в начале происходят невидимые
наблюдателю и чувственно не оформленные
для самого больного процессы отклонения
от нормального хода биологической
жизни. На этом этапе происходит включение
механизмов компенсации, направленных
на преодоление возникших
2.Проектирование социальной технологии работы с детьми агрессивного поведения
в работе с детьми агрессивного поведения
Анализ опыта работы социальных служб позволяет сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агрессивного поведения у детей14.
На первом этапе работы
исследуются клинико-
Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Психопрофилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.
Первичная профилактика предполагает15:
а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
б) изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика предусматривает:
а) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребёнка;
б) исследование генограмм семьи;
в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
г) наличие чётких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится
в отношении детей, совершивших
правонарушение, и её целью является
коррекция поведения ребёнка
и его развитие, а не само преступление.
Предполагается создание ювенильных судов,
оценивающих
Одной из организаций, занимающейся разработкой и распространением программ здорового образа жизни детей во многих странах мира, является «Навыки жизни». Руководитель LSI и автор одноимённой программы д-р Бенджамин Е. Спрангер создал и внедрил национальные программы на базе своей в 27 странах мира, в том числе и России.
Цель программы – обучение детей здоровому образу жизни и навыкам противостояния негативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:
1. Развитие социальной
и личностной компетентности
подростков – помочь молодым
людям приобрести навыки, необходимые
для того, чтобы лучше понимать
себя, сделать положительный выбор
в жизни, принимать решение
с чётким сознанием
2. Выработка навыков самозащиты
и предупреждения
Решение каждой из этих задач предполагает формирование определённого социально-психологического навыка:
позитивного общения;
принятия решения;
решения проблем;
критического мышления;
межличностных контактов;
умения постоять за себя и договориться с другими;
сопротивления негативным влияниям сверстников;
совладания с эмоциями;
управления стрессом состоянием тревоги;
социального приспособления;
формирование позитивного «Образа Я».
В русифицированной форме программа «Формирование жизненных навыков» включает в себя 35 занятий, которые должны проводиться 1-2 раза в неделю.
Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы применяется в США для работы с детьми и подростками отличающихся агрессивным поведением.
Одна из главных причин
того, что многие люди постоянно
попадают в проблемные ситуации, невероятно
проста: у них просто не хватает
базовых социальных умений. Например,
они не знают, как ответить на провокации
других, чтобы потушить пламя
гнева, а не раздуть его еще
больше. Точно так же они представления
не имеют о том, как проинформировать
других о своих желаниях, и очень
расстраиваются, когда реакции
людей не совпадают с их ожиданиями.
Зачастую их манера самовыражения по
мягкости и деликатности напоминает
наждак. А если присовокупить к
этому безразличие к
К счастью, существуют различные способы обучения людей таким умениям. Более того, овладение ими, похоже, резко снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения. Положительные стороны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее ярко в исследовании, осуществленном Шнейдером. В рамках его исследования мальчики и девочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного центра для детей с отклоняющимся поведением прошли тренинг социальных умений, целью которого было снижение их очень высокого уровня агрессии. С этими детьми, разделенными на две группы численностью от 2-х до 4-х человек, в течение 12 недель проводились 30 — 40-минутные занятия, во время которых дети, выполняя различные упражнения, обучались тому, как лучше всего вести себя в ситуациях, которые в противном случае могут привести к агрессии. Например, они научились неагрессивно реагировать на поддразнивания, не принимать близко к сердцу фрустрирующие ситуации и с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других детей16.
После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналогичные данные позволяют предположить, что привитие социальных умений агрессивным людям может оказаться весьма полезным — оно поможет им избежать опасных стычек с другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у жестких, склонных к агрессии людей, обычно основываются на следующих процедурах:
Моделирование. Этот способ
предполагает демонстрацию лицам, не имеющим
базовых социальных умений, примеров
адекватного поведения. После показа
разных моделей поведения, приводящих
к достижению намеченной цели, у
участников тренинга зачастую наблюдается
улучшение собственного
Ролевые игры. Этот
метод предлагает лицам,
Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с моделированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реакций — как правило, позитивных — на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение, Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам — принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.
Проект социальной технологии по адаптации и реабилитации детей с агрессивным поведением представляет собой комплекс реабилитационных мер, направленных на выработку умений и навыков успешного функционирования в социальной среде после коррекции агрессивного поведения.