Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель исследования: изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимо-отношение с органами различных государственных структур.
Задачи исследования: раскрытие исторической преемственности при организации благотворительности в современных условиях развития общества. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.
Введение 3
Глава 1 . Социально – исторические истоки благотворительности 5
1.1 Сущность, содержание, категории. 5
1.2. Этапы становления благотворительности в России. 9
Глава 2. Благотворительная деятельность в современной
России. 19
2.1. Развитие благотворительности в современном обществе 19
2.2. Деятельность благотворительных организаций в России 25
Заключение 32
Глоссарий 34
Используемая литература 36
Министерство Науки и Образования РФ
Московский государственный областной университет
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
Курсовая работа
по истории социальной работы
тема: «Деятельность благотворительных организаций в современной России»
Специальность « Социальная работа »
Проверил:
Доцент кафедры философских наук,
Бирюкова Р.М.
Москва
2010
Оглавление
Оглавление
Введение
Глава 1 . Социально – исторические истоки благотворительности 5
1.1 Сущность, содержание, категории.
1.2. Этапы становления благотворительности в России. 9
Глава 2. Благотворительная деятельность в современной
России.
2.1. Развитие благотворительности в современном обществе 19
2.2. Деятельность
Заключение
Глоссарий
Используемая литература
Введение
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время перед современной Россией особенно остро стоят проблемы социальной помощи. Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Страна, которая совсем еще недавно не ощущала социальных проблем такого рода, сейчас находится в полной растерянности, нерешительности, и подчас, в бездействии.
Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучить, как решаются эти проблемы у нас.
Объектом исследования являются благотворительные организации.
Предметом исследования является деятельность в современной России благотворительных организаций.
Цель исследования: изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимо-отношение с органами различных государственных структур.
Задачи исследования: раскрытие исторической преемственности при организации благотворительности в современных условиях развития общества. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно – правовых документов.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.
В первой части курсовой работы подробно рассматриваются категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные, а также причины возникновения благотворительности на Руси. Рассматриваются подробные этапы развития благотворительной деятельности отдельных людей с плавным переходом в развитие благотворительности на государственном уровне.
Во второй главе курсовой
работы изучается становление
Глава 1. Социально – исторические истоки благотворительности.
1.1. Сущность, содержание, категории.
Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления — его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством»1.
Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизичес-ким дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На дан-ном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем поста-новки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов систе-мы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.
Развитие российского
общества в настоящее время
Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающим-ся, как отдельными лицами, так и организациями»2.
Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.).
Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему»3.
Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим »4.
Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи»5.
Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмезд-ная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования»6.
При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.
Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.»7. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.
Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие»8.
Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук.
Актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др.
Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества, на совре-менном этапе развития общества именуется, как «социальное партнёрство». Оно подразумевает «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества. При решении социально-значимых проблем(бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)»9.
С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне, времен Империи, называли гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью»10.
Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость»11.
В современном русском
языке эти представления
Таким образом, в данном параграфе мною было рассмотрено понятие, сущность, содержание и категории благотворительности.
Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.
1.2. Этапы становления благотворительности в России.
Актуальность исторического исследования благотворительности и участия благотворительных организаций в процессе оказания социальной помощи нуждающимся слоям населения обусловлена, на наш взгляд, как теоретическими, так и практическими задачами. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции.
Древняя Русь. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Князь Владимир, «вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека»12. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение», для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.
Великий князь, Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.
Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Правивший в Киеве в первой половине XII века князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара 1185 года, уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, раздал горожанам средства на строительство новых домов.
Информация о работе Деятельность благотворительных организаций в современной России