Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:04, реферат
После окончания «холодной войны» мировое сообщество вступило в период масштабных и динамичных изменений, отмеченных исключительно противоречивыми тенденциями во всех сферах человеческого развития. Особую роль в этих изменениях, играют вопросы международной безопасности, а ведущим фактором нестабильности становятся международные конфликты, ведь они представляют угрозу не только для самих участников, но и для всего человечества в целом. В этой связи большой научный интерес представляет изучение дипломатии, как одного из основных способов улаживания конфликтов и налаживания международного сотрудничества. В отечественной и зарубежной науке существуют различные трактовки дипломатии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
(Приволжский) федеральный университет"
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КОНФЛИКТОЛОГИИ
Направление: 034000 конфликтология
РЕФЕРАТ
Дипломатия как способ улаживания конфликтов и налаживания сотрудничества
Выполнил: студент III курса, группа 181120
Камалова Д.К.
Казань – 2013
Раздел 1. Природа и сущность дипломатии
После окончания «холодной войны» мировое сообщество вступило в период масштабных и динамичных изменений, отмеченных исключительно противоречивыми тенденциями во всех сферах человеческого развития. Особую роль в этих изменениях, играют вопросы международной безопасности, а ведущим фактором нестабильности становятся международные конфликты, ведь они представляют угрозу не только для самих участников, но и для всего человечества в целом. В этой связи большой научный интерес представляет изучение дипломатии, как одного из основных способов улаживания конфликтов и налаживания международного сотрудничества.
В отечественной и зарубежной науке существуют различные трактовки дипломатии. Так, Г. Никольсон в своей работе «Дипломат» дает следующее определение: «Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата»1.
Отечественный ученый В.И. Попов понимает дипломатию как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений – министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведение в жизнь мирными средствами2.
Однако отметим, что дипломатия не сводится лишь к проведению переговоров, она также включает консультации, различные консульские работы и др. Вследствие этого необходимо использовать более широкое определение дипломатии, где переговорам придается ключевое значение. Таким является дефиниция, предложенная Дж. Берриджом: «Дипломатия представляет собой ведение международных дел, скорее посредством переговоров, а также посредством других мирных средств (таких, как сбор информации, проявление доброй воли), прямо или косвенно предполагающих проведение переговоров, чем путем применения силы, использования пропаганды или обращения к законодательству».
Для более полного понимания природы дипломатии, необходимо обратиться к особенностям ее становления и развития.
На заре своего становления дипломатия в значительной степени предполагала хитрость, участие в заговорах, обман и т.п. Недаром в свое время покровителем дипломатов был выбран бог Гермес, символ «чар, плутовства и хитрости». Подобные черты были присущи дипломатам Древней Греции и Рима.
Позднее откровенный обман, подкуп и тому подобные средства ушли из дипломатической практики, что означало зрелость дипломатии и коренным образом отличало классическую французскую школу дипломатии, которая начала складываться в XVII - XVIII вв. и получила потом распространение по всему миру. Конечно, те и иные уловки не исчезли из дипломатии совсем, однако подобные средства воздействия представляют собой антидипломатию.
В современной дипломатии акцент стал делаться не просто на отказе от откровенного обмана. Подобный обман, как показали исследования, оказывается просто невыгодным в условиях взаимозависимости и постоянного взаимодействия (а современные международные отношения характеризуются очень большой интенсивностью взаимодействия по разным аспектам и с использованием разных каналов), т.к. немедленно вызывает ответную реакцию, а также ведет к дискредитации того, кто пользуется подобными средствами. На смену концепции жесткого торга, когда каждый участник заботится лишь о собственных интересах, в современной дипломатии приходит идея совместного анализа международных проблем, т.е. дипломатический диалог, который предполагает ориентацию на взаимное удовлетворение интересов и достаточно открытый характер ведения переговоров.
Раздел 2. Дипломатия как способ улаживания конфликтов
Урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций - одна из наиболее актуальных задач современной дипломатии. С особой резкостью это высветил карибский кризис 1962 г., поставивший под угрозу уничтожения все человечество. Региональные конфликты также вызывали немало тревог и опасений. Наконец, следующим критическим моментом стало развитие локальных конфликтов после окончания холодной войны, когда множество различных конфликтов оказались трудно управляемыми. Все это стимулировало концептуальные и практические разработки, что в свою очередь, способствовало выделению самостоятельной области исследований и дипломатической практики. Речь идет о дипломатии по урегулированию конфликтов и кризисов (управлению ими). Однако в научной литературе нередко «управление кризисом» описывается как совокупность действий, направленных на реализацию целей сторон при одновременном недопущении выхода конфликта или кризиса из-под контроля. В связи с этим австралийский исследователь Дж. Ричардсон предлагает использование другого термина - «кризисная дипломатия», подразумевающего деятельность, направленную на снижение напряженности в условиях конфликта и кризиса.
В последние годы все больше внимания уделяют не просто снижению напряженности, а предотвращению развития конфликтных и кризисных ситуаций в мире. Это так называемая превентивная дипломатия. Она нашла отражение в докладе бывшего Генерального секретаря ООН Б. Бутроса Гали «Повестка дня для мира». Рассмотрим ее особенности и механизмы влияния на международные конфликты более подробно.
Для начала определим, в чем состоит различие превентивной дипломатии от дипломатии мирного времени и кризисной дипломатии.
Дипломатия мирного времени – это тип отношений государств между собой в мирное время. Такие международные отношения, как правило, между странами-партнёрами бывают стабильными, это обычные международные отношения, в том числе внешняя и оборонная политика.
Кризисная дипломатия или кризисное регулирование включает усилия по улаживанию трений и споров, по своей интенсивности достигших уровня конфронтации с угрозами применения силы и высокой долей вероятности вспышки насилия.
Между этими двумя уровнями дипломатии и находится превентивная дипломатия.
К превентивной дипломатии обычно обращаются тогда, когда нарастающая напряженность способна передвинуть взаимоотношения между сторонами из уровня стабильного мира к уровню нестабильного или дальше. Она применяется не только в ситуациях, в которых в последнее время не было конфликтов, но и в таких постконфликтных ситуациях, где насилие и принуждение были по большей части прекращены, но усилия по постконфликтному построению мира, скорее всего, оказались недостаточными для того, чтобы привести конфликт к стадии стабильного мира и избежать риска повторной эскалации. Исходя из этого, определяется цель превентивной дипломатии - не позволить существующим или потенциальным спорам принять форму конфронтации или тотального насилия, а наоборот, вернуть их в русло обычной дипломатии, национальной политики или даже долговременного мира.
Превентивная дипломатия
сосредоточена на действиях в
нестабильных регионах в те периоды,
когда нарастает или уже
Превентивная дипломатия сама по себе не стремится уладить все споры или конфликты интересов, разрешить все социальные или экономические проблемы и удовлетворить все человеческие потребности. Для использования превентивной дипломатии необходимы определённые условия, то есть она начинает применяться только тогда, когда стратегии, институты и процедуры по устранению противоречий или поддержанию процесса упорядоченного разрешения, используемые государством или группами на местном, национальном или региональном уровнях, либо не существуют, либо разваливаются, либо не в состоянии регулировать политические разногласия и конфликты интересов, тем самым значительно повышая вероятность военных действий и других форм принуждения или вспышек широкомасштабного насилия.
Превентивная дипломатия неоднородна и состоит из огромного разнообразия типов, механизмов (или «инструментов») и агентов вмешательства. Ключевым фактором превентивной дипломатии является время её применения относительно развивающихся условий в той или иной точке региона. Соответственно превентивная дипломатия не ограничивается каким-то конкретным механизмом или деятелем. Она может осуществляться самим Генеральным секретарем, либо через старших должностных лиц или специализированные учреждения и программы, а также Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями в сотрудничестве с ООН. Превентивная дипломатия требует осуществления мер направленных на установление доверия; она нуждается в раннем предупреждении, основанном на сборе информации, и установлении фактов неофициальным или официальным путем; она может также предусматривать превентивное развертывание и, в ряде случаев, создание демилитаризированных зон.
Взаимное доверие и добрая воля абсолютно необходимы для уменьшения вероятности конфликта между государствами. У правительств есть возможность использовать многие такие меры при наличии воли к их применению. Примерами мер такого рода являются систематический обмен военными миссиями, создание региональных или субрегиональных центров по уменьшению опасности, организация свободных потоков информации, включая наблюдение за выполнением региональных соглашений в области вооружений.
Превентивные шаги должны основываться на своевременном и точном знании фактов. Кроме этого, необходимо понимание событий и глобальных тенденций, основанное на правильном анализе. Необходима также готовность предпринять соответствующие превентивные действия. Поскольку многие потенциальные конфликты имеют экономические и социальные корни, информация, необходимая для ООН, должна теперь охватывать экономические и социальные тенденции, а также политические события, которые могут привести к опасной напряженности.
Выделяют несколько видов превентивной дипломатии:
1) Раннюю превентивную дипломатию; «оказание квалифицированной помощи посредством добрых услуг, посредничества и других мирных методов в урегулировании споров задолго до того, как станет вероятным возникновение вооруженного конфликта».
2) Позднюю превентивную дипломатию; «попытки (часто с участием самого Генерального секретаря ООН), опираясь на Совет Безопасности ООН убедить стороны воздержаться от разрыва отношений, который кажется неизбежным». В отличие от «традиционной дипломатии», превентивная дипломатия включает в себя как односторонние, так и многосторонние усилия «по оказанию давления, уговариванию, арбитражу, посредничеству или предоставлению «добрых услуг», с тем чтобы подтолкнуть стороны к диалогу и облегчить мирное разрешение конфликта.
3) Превентивную дипломатию, которая «представляет собой меры, направленные на предотвращение нарушения мирных соглашений. Её целью является предотвращение перехода существующей напряженности в насилие и сдерживание уже возникших конфликтов от дальнейшего разрастания»
Во второй половине XX в. дипломатия все больше попадает под контроль общественности и ввиду больших возможностей средств массовой информации и из-за того, что на международную арену все чаще стали выходить не государственные структуры, а различного рода движения – этнические, религиозные и др., а также общественные организации и академические круги, которые занялись традиционными дипломатическими проблемами - поиском согласия в конфликтных ситуациях, предоставлением посреднических услуг и т. п. Подобные явления, конечно, были известны и ранее. Однако во второй половине XX в. их деятельность приобрела довольно масштабный характер. В результате в конце 70-х - начале 80-х годов стало формироваться «второе направление дипломатии» (Т rack Two Diplomacy ) в отличие от ее «первого направления», т.е. официальной дипломатии. Представителями второго направления в основном являются исследователи, журналисты, дипломаты в отставке. Деятельность на «втором направлении дипломатии» ориентирована главным образом на урегулирование конфликтных ситуаций. Один из активных представителей «второго направления дипломатии» американский автор Дж. Монтвиль определил его как «неофициальное, неформальное взаимодействие между членами враждебных друг другу общностей или наций, целью которого является разработка стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта». Он же, основываясь на работах своих предшественников, сформулировал и задачи данного направления, а именно:
Дж. Монтвиль выделил также три основные взаимосвязанные сферы деятельности в рамках «второго направления дипломатии»: первая сфера ориентирована на проведение неофициальных встреч (workshops) между представителями конфликтующих сторон; вторая - на оказание влияния на общественное мнение, с тем чтобы на уровне общественного сознания изменить образы конфликтующих сторон; третья - на совместное экономическое развитие.
Информация о работе Дипломатия как способ улаживания конфликтов и налаживания сотрудничества