Доходы и проблемы социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:38, лекция

Краткое описание

Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.
Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика общественного сектора.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

89621402119

Доходы и проблемы социальной политики государства

Понятие «социальный» означает все  то, что связано с благосостоянием  и взаимоотношениями людей в  обществе, с качеством их жизни.

Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении  благоприятных условий жизни  людей.

Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство  использует социальную политику.

Существует два направления  социальной политики:

1) обеспечение всех трудоспособных  слоев населения благоприятными  условиями для труда и развития  бизнеса:

а) поощрение малого бизнеса;

б) регулирование трудовых отношений;

в) поддержание высокой занятости  населения;

2) обеспечение определенного стандарта  благосостояния для всех членов  общества:

а) перераспределение доходов в  обществе;

б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;

в) предоставление общего образования  и необходимой медицинской помощи.

Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень  жизни населения.

Качество жизни – это показатель материального, социального, физического  и культурного благополучия населения.

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни  материальными и духовными благами  и услугами, а также степень  удовлетворения потребностей членов общества.

Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:

1) рождаемость, смертность и  другие демографические характеристики  населения;

2) санитарно-гигиенические условия  жизни;

3) потребление продовольственных  товаров;

4) жилищные условия;

5) образование и культура;

6) условия труда и занятость;

7) доходы и расходы населения;

8) стоимость жизни и потребительские  цены;

9) транспортные средства;

10) организация отдыха;

11) социальное обеспечение;

12) свобода человека.

Уровень жизни можно рассматривать  как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и  для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения  по уровню жизни лежит проблема неравенства  доходов.

В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца.

 Цели и задачи социальной  политики

Развитие социальной структуры  общества постоянно нуждается в  регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается  целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему  общественных отношений.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

3) выдача помощи на случай  безработицы;

4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его  социальной системы.

Цели социальной политики:

Улучшение и подъем уровня условий  жизни населения страны

Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного  уровня равновесия в обществе

Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных  социальных гарантий, регулирования  образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской  инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств  и организационных усилий.

Социальная политика играет, с точки  зрения функционирования экономической  системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической  деятельности, и в этом смысле в  социальной политике концентрируются  цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств  реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста  не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной  экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к  людям, культуре, физическому и нравственному  развитию. В свою очередь, это требует  дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая  проблема. Экономическая же наука  в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается  на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к  таковым относятся прежде всего  механизмы формирования доходов  и поддержание занятости населения.

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства  предприятий, организаций, местных  органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания  роста цен и т.д.

Проблема социальной защиты населения  по-разному решается в рамках той  или иной социально-экономической  формации, конкретной страны.

Для обеспечения такой защиты государство  должно, прежде всего, в законодательном  порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и  функции предоставления социальной поддержки.

Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или  предприниматели) и сами наемные  работники - их профсоюзные организации.

В системе социальной защиты населения  самым важным элементом выступает  социальное страхование, в которое  входит пенсионное, медицинское, страхование  от безработицы и от несчастных случаев  на производстве.Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен.

Главной целью социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  являются последовательное повышение  уровня жизни населения,

снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической  и политической роли страны в мировом  сообществе.

В этой связи безусловным приоритетом  в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому  будет предусматриваться опережающий  рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных  расходов.

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности  функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных  полномочий и ответственности различных  уровней власти. При этом совместно  с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

Распределение доходов  в условиях рынка : функциональные и  личные

Функциональное распределение  дохода связано со способом, которым  денежный доход общества делится  на заработную плату, ренту, процент  и прибыль. Здесь совокупный доход  распределяется в соответствии с  функцией, выполняемой получателем  дохода. Заработная плата выплачивается  за работу; рента и процент –  за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности; прибыль поступает  к владельцам корпораций и иных предприятий. Функциональное распределение дохода формирует первичные доходы населения.

Личное распределение доходов  связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди  отдельных домохозяйств.

а) Функциональное распределение дохода. Крупнейшим источником доходов домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая  рабочим и служащим компаниями или  государственными учреждениями, в которых  они работают. В смешанной экономике, как показывает практика промышленно  развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату, а не на капитал (ренту, процент, предпринимательскую  и торговую прибыль). Доход .мелких собственников, в том числе и от самозанятости  – врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и иных некорпорированных  предприятий – является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Например, некоторые  домохозяйства владеют акциями  корпораций и получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Многие домохозяйства владеют также  облигациями и сберегательными  счетами, которые приносят доход  в виде процентов. Рентный доход  получают домохозяйства за предоставление компаниям зданий, земли, природных  ресурсов.

б) Личное распределение дохода. Население  неравномерно распределяется по уровню среднедушевых денежных доходов. Общий  объем денежных доходов также  неравномерно распределяется по группам  населения. Таблица Х.2 дает нам представление  об этом распределении. На нижней границе  шкалы у первых 20% семей сосредоточено  от 5,9 до 9,8% от общего объема доходов. На другом полюсе, в пятой группе семей  с наивысшими денежными доходами сосредоточено от 32,7 до 47,5% совокупного  личного дохода. За годы реформ неравномерность  в распределении общего фонда  личных доходов значительно выросла.

Уровень жизни

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит  от множества  разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и  заканчивая общей социально-экономической  и экологической ситуацией, а  также состоянием политических дел  в стране. На уровень жизни в  той или иной степени может  влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные  условия, объем и качество потребительских  товаров, но все наиболее значимые факторы  можно объединить в следующие  группы[1]:

·        политические факторы;

·        экономические  факторы;

·        социальные факторы;

·        научно-технический  прогресс,

·        экологические  факторы и др.

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни -–это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный  и неоднозначный процесс. Так  как он, с одной стороны, зависит  от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих  экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным  уровнем населения, национальными  особенностями и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения  и служит критерием  при выборе направлений и приоритетов  экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется  с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и  другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – это комплексная  социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.[2]

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной  стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей  по отдельным признакам: общие и  частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные  и натуральные; количественные и  качественные; показатели пропорций  и структуры потребления; статистические показатели и др.[3]

К общим показателям относятся  размеры национального дохода, фонда  потребления национального богатства  на душу населения. Они характеризуют  общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно  отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень  социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют  экономическую сторону жизнедеятельности  общества, экономические возможности  удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие  уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные  и реальные доходы, занятость и  др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификайионный состав населения, физическое воспроизводство  рабочей силы.

Деление показателей на объективные  и субъективные  связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности  людей и разделяются в зависимости  от степени субъективности производимой оценки.

Информация о работе Доходы и проблемы социальной политики государства