Доходы и проблемы социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:38, лекция

Краткое описание

Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.
Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика общественного сектора.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

К стоимостным показателям относятся  все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют  объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных  измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое  значение имеют количественные и  качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции  и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении  уровня жизни играют статистические показатели, которые включают  обобщающие показатели, показатели доходов, потребления  и расходов ,денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения  и рад других.

Индекс человеческого  развития

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового  сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и  долголетия как основных характеристик  человеческого потенциала исследуемой  территории. Он является стандартным  инструментом при общем сравнении  уровня жизни различных стран  и регионов. Индекс публикуется в  рамках Программы развития ООН в  отчётах о развитии человеческого  потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов во главе  с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса  была создана благодаря работе Амартии  Сена. Индекc публикуется ООН в  ежегодном отчёте о развитии человеческого  потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни  — оценивает долголетие.

Уровень грамотности населения  страны (среднее количество лет, потраченных  на обучение) и ожидаемая продолжительность  обучения.

Уровень жизни, оценённый через  ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в  долларах США.

 

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая  количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

коэффициент дифференциации индекса  развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

коэффициент дифференциации индекса  здоровья (долголетия), показывающий, насколько  состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

коэффициент дифференциации индекса  образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования  населения в одной стране (регионе  или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

коэффициент дифференциации индекса  дохода, определяющий степень экономической  дифференциации анализируемых стран  или регионов;

коэффициент дифференциации индекса  смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации уровня профессионального  образования, отражающий различия в  степени охвата обучением второй и третьей ступени образования  в исследуемых странах или  регионах.

Потребительская корзина

Потребительская корзина — это  примерный расчётный набор, ассортимент  товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или  семьи[1]. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины  в действующих ценах. Потребительская  корзина служит также базой сравнения  расчётных и реальных уровней  потребления, а также основой  для определения покупательной  способности валют.

Потребительская корзина — минимальный  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности.

Доход государственной  политики в перерастании доходов

Порождаемое рыночной системой распределение  доходов несправедливо в том  смысле, что не гарантирует каждому  человеку доход, обеспечивающий ему  достойную жизнь независимо от итогов экономической деятельности, а потому оно неприемлемо. Возникает необходимость  вмешательства государства в  перераспределение доходов. Принимая на себя ответ-ственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее  перераспределение доходов.

Государственная политика перераспределения  доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через  систему социального обеспечения  и нейтрализацию инфляционного  обесценения доходов и сбережений населения.

Данная политика заключается в  перераспределении доходов через  госбюджет путём дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с  низкими доходами.

Ныне все развитые страны создали  системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты - это система  денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его  участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего  спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения  доходов.

Возможности государства в перераспределении  доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх  налоговых поступлений ведёт  к росту бюджетного дефицита и  инфляции. Чрезмерные социальные расходы  госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения  цен (фермерам) и введением минимальной  ставки заработной платы.

Государство вмешивается и в  первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы  в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  отечественной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции.

Наиболее эффективным средством  государственного регулирования заработной платы является определение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Именно исходя из МРОТ ведутся переговоры между предпринимателями и профсоюзами  о заключении коллективных договоров, где оговариваются премии, доплаты  и т.д.

Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С  этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более  напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая  пособия по безработице, выделяя  из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования  и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей  силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих  мест, сокращает время безработицы, а следовательно, способствует лучшему  распределению ресурсов между секторами  экономики. Получается, что государство  во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается  сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство  рабочей силы, то становится более  пропорциональным и весь процесс  общественного воспроизводства.

Вторгаясь в сферу распределения  доходов, и, соответственно, ослабляя степень  социально-экономического неравенства, государство ни в коем случае не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие  эффективного функционирования рынка. Только оно способно создать по- настоящему действенные мотивы к  труду и инвестированию.

Идексация доходов

Индекса́ция (от лат. index — список, реестр, указатель) — средство защиты от инфляции, привязка суммы договора, кредита, зарплаты, пенсии, пособий, вкладов  и т. п. к индексу потребительских  цен.

Виды индексации

Индексация доходов населения  — полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и  услуги.

В мировой практике известны две  основные формы индексации доходов  населения:

автоматическая, при которой индексация оплаты труда и других доходов  повышается пропорционально росту  цен;

полуавтоматическая (договорная), применяемая  в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в  проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями  государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров  являются рекомендации, устанавливающие  нижний порог социальной защиты для  заключения коллективных договоров.

Индексация вкладов — автоматическое изменение размера процентной ставки, выплачиваемого вкладчику, при изменении  общего уровня цен.

Индексация налогов — автоматическое изменение подоходного налога в  соответствии с официальным индексом роста цен на потребительские  товары или индексом заработной платы.

Кривая Лоренца и Коэффициент  Джинни

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению  к какому-либо изучаемому признаку.

Наиболее часто в современных  экономических расчётах в качестве изучаемого признака берётся уровень  годового дохода. Коэффициент Джини  можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в  виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно  равного их распределения между  жителями страны[1].

Иногда используется процентное представление  этого коэффициента, называемое индексом Джини.

Иногда коэффициент Джини (как  и кривую Лоренца) используют также  и для выявления уровня неравенства  по накопленному богатству, однако в  таком случае необходимым условием становится неотрицательность чистых активов домохозяйства.

Кривая Лоренца (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства  в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства  в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении  дохода в обществе, то график или  кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные  группы населения сформированные на основании размера дохода, который  они получают.

Неравенство доходов в конце XIX - начале XX века стало объектом изучения многих экономистов США и Западной Европы. Центральной проблемой изучения является оценка справедливости и эффективности  сложившегося в рыночной экономике  распределения доходов и богатства. В 1905 году американский статистик Макс Лоренц разработал метод оценки распределения  доходов, получивший название кривой Лоренца.

На оси абсцисс откладывается  доля населения, а на оси ординат  — доля доходов в обществе в  процентном отношении. Как видно  из графика, в обществе всегда имеет  место быть неравенство в распределении  доходов, что отражает кривая OABCDE —  кривая Лоренца. Например, первые 20% населения  могут получать 5% доходов, 40% населения  — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населения — 60% доходов, ну и естественно 100% населения — 100% доходов.

Если бы в обществе было бы равное распредение дохода, то кривая Лоренца  приняла бы вид прямой (биссектриса  на графике), называемая линией абсолютного  равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства. На основании кривой Лоренца можно  вывести коэффициент Джинни.


Информация о работе Доходы и проблемы социальной политики государства