Еффективность использования игрового и соревновательного методов обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме дошкольника.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..
Организация самостоятельной деятельности детей и планирование
воспитательной работы по руководству игрой ……………………………………………
Методика проведения подвижных игр …………………………………………………….
Развитие детского творчества и игрового замысла ……………………………………….
Игры………………………………………………………………………………………….
4.1 Сюжетно-ролевые игры…………………………………………………………………
4.2 Дидактические игры……………………………………………………………………
4.3 Театральные игры………………………………………………………………………
Музыкально-дидактические игры………………………………………………………
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ………………………….
Заключение …………………………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

     Упражнения на развитие  мелкой моторики используются  как в качестве физминуток, так  и перед началом занятий для  активизации детей.

     Упражнения с младшими  дошкольниками выполняются в  медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой. затем другой. а в завершении двумя руками вместе.

     Пальчиковая гимнастика  часто сопровождается проговариванием  небольших стишков.Всевозможные манипуляции пальцами- колечки, кулачки, цепочки, шарики и т.п., изображение различных животных чередуются с манипуляциями с различными материалами. И уже дети сами просят дать им бусинки, пуговички, мозаику, пазлы, пластилин.

Для облегчения формирования двигательных навыков и умений используются такие упражнения:

  • запуск пальцами мелких волчков (облегчает обучению завязыванию узелков на занятиях изонитью);
  • нанизывание бусинок на леску, нитку (помогает в усвоении приемов бисиронизания, развитию ритма);
  • наматывание толстой пряжи в последствии ниток и лент на катушки (способствует формированию формообразующих движений руки);
  • завязывание узлов на веревке осуществляется в форме обучения основам макроме;
  • рисование в воздухе, собственно рисование, раскрашивание, штриховка способствует развитию изобразительной деятельности.

     Кроме того, для укрепления  мышц пальцев используются различные  «силовые соревнования». Детям предлагается перетянуть полоску бумаги перебирая пальцами, размять кусочек пластилина на скорость и т. п.

     Одним из видов  пассивной гимнастики является  самомассаж. Массаж оказывает общеукрепляющее  действие на мышечную систему,  повышает тонус. эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга. оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. На занятиях использую следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Дети с удовольствием гладят свои ручки, «пилят» ребром ладони, «буравят» кулачком ладошки, разминают пальчики при выполнении упражнения.

     Наряду с вышеперечисленным  для дошкольников и младших школьников используется простой и эффективный способ двигательной координации рук – книжки – раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учиться держать в руке карандаш, использует силу нажима. Эти занятия тренируют мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Для раскрашивания в целях развития мелкой моторики эффективнее использовать карандаши.

     Большое значение  придаю на занятиях с детьми  копированию понравившихся рисунков на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу.

     Дети школьного возраста  с недосформированными графическими  навыками, с трудом выполняющие тестовые рисунки, отказывались рисовать, через 6 месяцев уверенно переводили рисунки и даже срисовывали. Лена П., Алеша Р. Дети были удовлетворены своей работой и не скрывали это, предлагали свою помощь в оформлении кабинета, изготовления методических заготовок для занятий с младшими дошкольниками.

     Наряду с различными  видами деятельности обязательно  включаю блок занятий папье-маше. Традиционным становится изготовление пасхальных яиц. Процесс отщипывания еще один способ развития мышц руки.

     Весь этот комплекс  направлен на общее развитие  детей и успешно используется на занятиях всеми специалистами центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики и двигательной координации

средствами  изонити.

 

      Изонить – техника,  напоминающая вышивание. Она заключается  в создании художественных образов путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, при подготовке их к обучению в школе, для закрепления и развития имеющихся умений и навыков у младших школьников.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

 

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • двигательной координации;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • пространственной ориентации в пределах контура работы;
  • волевых качеств (усидчивость, терпения, умение доводить работу до конца и т.п.)

                                На занятиях дети приобретают:

  1. практические навыки:
  • владение шилом;
  • иглой;
  • ножницами;
  • фигурными трафаретами.
  1. опыт рисования и ручного труда;
  1. закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете, цвете.

 

                     Цикл занятий состоит из двух  разделов:

  1. знакомство с основными техниками изонити: прямые, обратные стежки, изображение углов; моделирование образов с использованием углов;
  2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

                                             Задачи цикла:

  1. задачи по развитию двигательной сферы:
  • развивать мелкую моторику, развивать мускулатуру кисти руки
  • развивать двигательную координацию под контролем зрения
  • развивать глазомер.
  1. задачи по сенсорному развитию:
  • развивать цветовое восприятие
  • дать понятие о холодных и теплых тонах
  • научить подбирать цвет к фону
  • научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.
  1. задачи по трудовому воспитанию:
  • научить технике изонити
  • вставлять нить в иглу
  • завязывать узелок
  • прокалывать отверстия
  • работать с трафаретом.
  1. задачи по умственному воспитанию:
  • развивать абстрактное мышление
  • обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов, треугольников изображение предметов и композиций.
  1. задачи по развитию творческих способностей
  • познакомить детей с новыми видами художественной деятельности
  • воспитывать эстетический вкус

 

  1. задачи по развитию и закреплению математических представлений:
  • дать понятия о разных углах
  • дать понятие об окружности
  • упражнять детей в количественном и порядковом счете.
  • закрепить знания направлений: вверху, внизу, слева, справа.
  • дать понятие  о середине, центре, вершине, крае.

     Элементы изонити  использовались на занятиях с дошкольниками 6-7 лет и младшими школьниками 7-9 лет как средство укрепления мышц руки в 2005, 2006 годах. Интерес к этим занятиям со стороны детей и определенные положительные результаты (улучшение мелкой моторики, двигательной координации; сенсорного восприятия, волевых качеств, внимания, памяти.) были условием продолжения этой работы. Техникой изониьти с удовольствием занимаюьтся дошкольники («я буду шить!») и школьники. Оригинальные закладки. панно украшают центр.

     Результаты использования  техники изонити показали, что  этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет кругозор их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки.

 

 

 

 

 

Заключение

 

     У детей рано складывается  «своя картина мира». При  всем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

      В.А.  Сухомлинский  считал, что детство  – это каждодневное открытие  мира, и нужно сделать так, чтобы  это открытие стало, прежде  всего, познанием природы, человека и Отечества. Он также считал, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

     Познавательная  деятельность ребенка возможна  лишь там, где имеются определенные условия для ее развития.

     Наличие  познавательной мотивации (направленности, устремления, интереса) у ребенка означает активную установку на все то, что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями, насыщенность в познании. При отсутствии познавательной мотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.   

     Ключевой проблемой для становления познавательной мотивации имеют ранние контакты ребенка с близкими взрослыми. При доброжелательности, принимающем и поддерживающем отношении матери к ребенку у него формируется активное отношение к миру и предупреждается пассивно – тревожное, оборонительное поведение. Подавляющее, отвергающее, жестоко – агрессивное отношение матери к ребенку может быть следствием как личностной незрелости матери, так и отрицательной обстановки в семье в целом (конфликты, ссоры, проявление взаимной неприязни). Когда у взрослых недостает сил на ласковое, терпеливое отношение к малышу у него возникает ощущение угрозы, недостаточной защищенности и неблагополучия, переживание страха.

В итоге эти переживания  оставляют глубокий аффективный  след и составляют суть ранних психических травм ребенка в виде готовности к пассивно – оборонительному поведению (вместо активно – поискового). Причем опыт зависимого, беспомощного и пассивно – оборонительного поведения закрепляется настолько прочно, что в дальнейшем требуется специальная работа по его преодолению.

     Если раньше  просчеты родительского воспитания  компенсировались в какой то мере общественным (детский сад), то к сожалению сегодня детские сады в маленьких селах закрыты, но и там где они есть не все родители водят в них детей. В результате в социально – реабилитационный центр поступают дети, у которых все «не» не перечислишь. Дети в возрасте 3-4 лет не понимали, что такое карандаши, не держали в руках пластилин, не знали названия игрушек (зайка, рыбка, лошадка и т.п.), не умели играть с ними, отказывались от взаимодействия со взрослыми. Так, Григорьев Олег, 3г., в течение месяца держался обособленно, ото всех, на занятиях не шел на контакт, не брал предлагаемые игрушки. 

     Увеличивается  число детей старшего дошкольного возраста у которых возникают проблемы с определением ведущей руки (одинаково плохо владеют правой и левой рукой: постоянно перекладывают предметы из руки в руку), первоклассники, перекладывающие ручку, карандаш, иголку, ножницы.

     Установление контакта с ребенком, поддержка исследовательской (познавательной) активности, одобрение попыток преодолеть трудности постепенно формируют у ребенка интерес к познанию. Неудачниками наши дети  не рождаются; взрослые помогают им стать такими.

     Восстановление  эмоционального положительного контакта с родителями играет здесь первостепенную роль. Радостно, когда после беседы с мамой, видишь у ребенка ту развивающую книжку, которую советовала купить для развития графических навыков. А уже он непременно покажет ее всем.

     Создание  условий для эффективной реабилитации  основная задача всех сотрудников  центра. Создание этих условий  – в нашей мастерской одна  из главных задач педагогов,  что здесь работают. Творческая  мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» - это не столько помещение, сколько форма работы. Методика и ориентация этой работы позволяют привлечь воспитанников всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности поддерживать и развивать интерес к ней в течении длительного времени. В творческую мастерскую может придти ребенок любого возраста, независимо от уровня развития, и включиться в работу, установив свой ритм. В творческой мастерской дети получают начальные навыки и умения прикладного творчества, имеющие профессиональную направленность.

Информация о работе Еффективность использования игрового и соревновательного методов обучения дошкольников