Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение социологического наследия Питирима Сорокина.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Рассмотреть биографию П. А. Сорокина.
Изучить содержание основных работ П. А. Сорокина, выявив его вклад в социологическую мысль.
Рассмотреть интегральную концепцию Сорокина, как выражение нового социологического видения.
Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются П. Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобильность», основная часть которой опубликована в сборнике «Человек. Цивилизация. Общество».
Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.
Барри В. Джонстон упоминает: «В первых трех томах «Социальной и культурной динамики» П. Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, войнах, революциях, праве и других важных общественных институтах за период более 2500 лет»25. Представление о вводном разделе первого тома и о содержании четвертого находим у А. Ю. Согомонова в сборнике трудов П. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».
Основные идеи четырехтомника таковы. Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций, так как все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов.
Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральных ценности или принципа, которые придают им порядок и единство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. «Суть этого метода … нахождение центрального принципа (смысла), который пропитывает все составные части (какой-либо культуры), придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов»26.
Сорокин выделил три типа культуры. Две чистые их формы - идеациональная и чувственная, третью - смесь обеих, он называл идеалистичной. В книге «Социальная и культурная динамика» П. Сорокин исследует «культуру» - понятие более широкое, чем «общество» и включающее его в себя. Основное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, - понятие «социокультурной системы» (суперсистемы).
Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, П. Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению П. Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 - 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки, Азию и Африку»27.
Концепцию интегрализма мы рассмотрим более подробно в третьем разделе данной работы.
Подводя итоги, можно сказать, что П. Сорокин внес огромный вклад в разработку той области социологии, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки. Этот вклад был «измерен» в нашей работе путем рассмотрения содержания его основных работ и идей, заложенных в этих работах. С помощью этого мы можем утверждать о значимости его воззрений для социологии.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П. А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названных теоретических направлений.
Раздел 3. Интегральная социология Питирима Сорокина
«Интегральная социология – парадигма в социологии, предложенная П. Сорокиным, основанная на целостном понимании общества на основе трех суперкультурных систем: чувственной, умозрительной и идеалистической»28.
Идеи интегрализма (или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека) присутствовали в мировоззренческих позициях П. Сорокина с самых первых работ. Однако его понимание интеграции со временем изменялось, преобразовавшись в полноценную философию интегрализма в конце его творческого пути.
В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин пытается представить иерархию интеграции по разным уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое. П. Сорокин описывает уровни социальной статики как уровни общего взаимодействия с различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы интеграции этих уровней зависят друг от друга.
Для работ П. Сорокина характерно использование интегрализма для выражения своих позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных или множества различных тенденций, представлений, точек зрения. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.
Однако наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет П. Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия - интегрализм». Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности.
Он предлагает изучать общество
как с точки зрения объективных
изменений социокультурных суперсистем,
так и с точки зрения интегральной сущности
человека. В работе «Интегрализм - моя
философия» (1957)
П. А. Сорокин рассматривает действительность
как бесконечное множество различных
качеств и количеств: духовных и материальных,
меняющихся и неизменных и т.д. Наивысшей
формой действительности П. А. Сорокин
считает активное разумное творческое
начало - Бесконечное Творческое X. С точки
зрения способов познания П. А. Сорокин
различает: эмпирический аспект действительности
(постигаемый опытом); рациональный (постигаемый
разумом, то есть посредством логики и
математики); сверхчувственно-
Сам человек - тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого X всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Этот культурный («суперорганический») мир существенно изменил поверхность земли и уже простирает своё влияние к Космосу (здесь идеи интегрализма суперорганического мира П. А. Сорокина перекликаются с мыслями В.И. Вернадского о ноосфере)29.
Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). Таким образом, интегрализм П. А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно П. А. Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты. В то же время П. А. Сорокин констатирует, что за последние столетия деятельность человечества в области истины (научные открытия) и красоты (произведения искусства) опережала деятельность в области добра (неэгоистической любви). Поэтому ему не удалось открыть пути для морального облагораживания суперорганического мира и контроля над своими животными пристрастиями. В современную эпоху это накладывается на смену фаз социокультурной суперсистемы западной части суперорганического мира. В результате совместного действия двух этих причин встал вопрос о самом выживании человеческой цивилизации. Выход из этого кризиса П. А. Сорокин видит в необходимости увеличения неэгоистической творческой любви и этики солидарности. Отсюда его интерес к теории созидательного альтруизма, которую он разрабатывал в 1940-е - 1950-е годы. Итак, конечная цель интегральной науки – реконструкция личности, общества, культуры30.
Также важное место в творчестве П. Сорокина занимает идея интегральной культуры, сформировавшаяся в контексте православной духовности, она являлась одной из основных философско-исторической концепции П. А. Сорокина.
Сопоставляя теории цивилизаций Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Питирим Сорокин выделил общие черты этих теорий: в безграничном множестве социокультурных явлений существуют крупные культурные схемы, иначе называемые культурными суперсистемами или же цивилизациями, которые функционируют как реальное единство. Они не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой. Цивилизации как большие суперсистемы определяют основную часть изменений, происходящих на поверхности этого социокультурного множества, в том числе исторические события и жизнедеятельность малых социокультурных единиц.
Каждый цивилизация строится на каком-либо философском принципе или конечной ценности, которые реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих компонентах. Каждая цивилизация взаимодействует с внешними группами и их культурами, которые проникают в данную цивилизацию и существуют в ней в качестве скоплений. Жизнь цивилизаций полна многообразия, неравномерности ритмов, взлетов и упадков (флуктуаций).
Сорокин раскрыл закономерность периодической смены идеационального, чувственного и идеалистического (интегрального) типа культуры и показал, что XX в. характеризуется глубоким кризисом, свойственного индустриальной эпохе, чувственного социокультурного строя. Кризис охватывает науку, философию, искусство, этику, политику, экономику, социальную жизнь, но является предвестником будущего расцвета интегральной культуры.
История, по мнению П. Сорокина, напоминает симфонический оркестр, который каждый раз по-новому повторяет одну и ту же тему. Вечно повторяющийся элемент истории составляет цикл «культурного» (духовного) изменения, который характеризует жизнь любой цивилизации: китайской, греческой, римской и западноевропейской31.
Основной принцип
В интегральной философии П. Сорокин сводит воедино религиозные, научные и рациональные аспекты социологии и личного опыта. Культуры меняются вследствие необходимости более адекватного знания, чтобы справляться с серьезными требованиями жизни. Чувственное знание дает науку, технику и физический комфорт, но мало говорит нам о духе. Истины веры обращены к этим проблемам, но оставляют нас в целом бессильными перед лицом природы. По мере того, как каждый тип культуры стремится дать недостающее, они меняются. Интегрализм, однако, связывает истину науки, разума и интуиции в непостижимое целое. В наших силах получить удовлетворительные рамки постижения жизни, космоса и роли человечества в них32.
На основе интегральной методологии
им были выработаны положения, характеризующие
закономерности или тенденции будущего.
С точки зрения мыслителя в
будущем будут преобладать
1. «Чувственные ценности будут становиться более относительными и атомарными... граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии.
2. Нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными… они будут все глубже погружаться в мерзость социокультурной клоаки, обретут не конструктивный, а прогрессирующе-деструктивный характер и предстанут скорее экспонатами музея социокультурной патологии, чем вечными ценностями… чувственная ментальность все в большей степени будет трактовать человека и все его ценности «физико-химически», «биологически», «рефлексологически»… «экономически», «психоаналитически»…
3. Когда все ценности
4. …Построенный западным
5. Грубая сила и циничный обман
окажутся единственными
6. Свобода для большинства
7. …бесчеловечные и тиранические правительства будут… вместо свободы нести смерть, вместо закона - насилие, вместо созидания - разрушение.
8. Распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей продолжится… главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратиться в случайное сожительство…
9. Чувственная суперсистема