Занятость населения и проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы социальной политики в сфере занятости населения…………………………………………………………………………..6

Понятия занятости населения……………………………………………..6

1.2. Понятия, причины и виды безработицы, ее социально- экономическая оценка и последствия……………………………………………………………10
1.3. Меры государства по содействию занятости населения………………17
Вывод по первой главе…………………………………………………….22

Глава 2. Практико ориентированная социальной работы в сфере занятости населения………………………………………………………………………....23

2.1. Активная позиция занятости: зарубежный и отечественный опыт.........................................................................................................................23
2.2. Проблемы безработицы в зарубежных странах и в России…………………………………………………………………………….32
Выводы по второй главе………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....41

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость населения и проблемы безработицы..doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  Высшего профессионального образования                                                                                                                    «Челябинский государственный университет»                                                                                                                               (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Экономический факультет

Кафедра «Социальная работа»

 

 

Курсовая работа

на тему: «Занятость населения  и проблемы безработицы»

 

 

 

                                                                                      Выполнил:

Студент(ка) группы ЭС-301

                                                                          Мухаметьярова Э. Ф.

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                      Д-п. наук профессор

                                                              Соколова Н.А                                 

                                                       

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Теоретические основы социальной политики в сфере занятости населения…………………………………………………………………………..6

 

    1. Понятия занятости населения……………………………………………..6

 

1.2.     Понятия, причины и виды безработицы, ее социально-  экономическая оценка и последствия……………………………………………………………10

1.3.     Меры государства по содействию занятости населения………………17

Вывод по первой главе…………………………………………………….22

 

Глава 2. Практико ориентированная социальной работы в сфере занятости населения………………………………………………………………………....23

 

2.1. Активная позиция занятости: зарубежный и отечественный опыт.........................................................................................................................23                                                                                                                  

2.2. Проблемы безработицы в зарубежных странах и в  России…………………………………………………………………………….32                                                 

Выводы по второй главе………………………………………………………...38                                          

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы……………………………………………………………....41

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность. Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. Рынок труда является частью системы рынков, формирующих новые отношения в современной экономике. На рынке труда происходит согласование интересов работников и работодателей. В основе их рыночных отношений лежит оплата труда.

      Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

       Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.      

       Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Он существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов, появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация труда.

      Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость.

       Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по  состоянию на вторую неделю января 2012 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2012г. составила 74,9 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ(международная организация труда) (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).                                                                                                  

       Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2012г. составил 6,6% (без исключения сезонного фактора).    

       Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2012г. составил 63,1%.

      «Естественное решение проблемы низкой производительности – это создание качественно новых рабочих мест. Стратегическая задача – запустить мотор постоянного обновления рабочих мест и экономики в целом. Рабочие места создаются прямыми инвестициями, прежде всего частными инвестициями. Нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году, а затем и до 30%». (В. В. Путин.На выступлении в Государственной Думе с отчётом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 год, 11 апреля)                                                      

        В 2011 году число официально зарегистрированных безработных в Челябинской области уменьшилось на 10 тысяч 838 человек.Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в главном управлении по труду и занятости, на начало 2012 года в центрах занятости региона было официально зарегистрировано 32380 безработных. Год назад на учете в службе занятости состояло 42876 южноуральцев.Уровень зарегистрированной безработицы сократился с 2,28% до 1,69% от экономически активного населения области.                    Количество вакансий за год выросло на 26,1%, что свидетельствует об оздоровлении ситуации на рынке труда.

 

       Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, составил 45,7 (40,6)%, по безработным – 35,3 (32,3)%.

   За отчетный период 92185 (127189) безработных снято с учета, из них: 43574 (55267) человек или 47,3 (43,5)% – в связи с трудоустройством; 12924 (15575) человек или 14,0 (12,2)% – в связи с направлением на профессиональное обучение; 2545 (3871) человек или 2,8 (3,0)% – в связи с назначением  трудовой пенсии; 33087 (52407) человек или 35,9 (41,3)% – снято по другим причинам.

      

      Интенсивность движения безработных граждан на рынке труда в сравнении с 2010 годом уменьшилась, индекс движения безработных составил 1,14 (1,25).

       

        Как уже сообщало агентство, в текущем году безработица в регионе также имеет устойчивую тенденцию к снижению. «У нас  нет уведомлений от работодателей о массовых сокращениях работников. Поэтому в первом квартале 2011 года, если не будет каких-то кардинальных перемен на макроэкономическом уровне, тенденция к стабилизации сохранится», - сообщил начальник главного управления по труду и занятости населения области Владислав Смирнов. По прогнозам, к сентябрю 2012 года уровень безработицы может достигнуть докризисного показателя.

 

       Теоретическую основу данной работы составляют труды среди зарубежных ученых следует отметить труды Дж.М.Кейнса, Я. Корнаи, А. Оукена. Исследование социально-экономических проблем безработицы занимаются такие отечественные ученые и специалисты, как Б.Д. Бреев, В.С. Буланов,  Н. Т.  Вишневская, А.А.Гордиенко, Р. И.  Капелюшников,  В.А. Павленков и др.

       Цель исследования- проанализировать социальную политику в области занятости и выявить причины приводящие к безработице.  

      Объект исследования - занятость населения.       

      Предмет исследования - безработица, как результат социально-экономической  политики в области занятости.

      Задачи исследования:

1) Изучить социально-экономическую  политику в области занятости.                                                                                   2)    Выявить причины и сущность безработицы.

3) Выявить практический опыт служб занятости по работе   ( отечественной, зарубежной).   

Методы исследования:  анализ литературы и нормативно-правовых документов.

Глава 1.Теоретические  основы социальной политики в сфере занятости населения.

1.1. Понятия занятости населения

 

Занятость населения  является важной социально-экономической  категорией, связанной с реализацией  права человека «свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1). Понятие «занятость населения» при всей, на первый взгляд, очевидности содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения.

Федеральный закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» трактует занятость населения  как «деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст. 1, пункт 1). Однако нужно отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, забастовкой и иными подобными причинами. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. В терминологии необходимы точность и строгость формулировок.

Более точным, с  нашей точки зрения, социально-экономическую  категорию занятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица.

Состояние занятости  напрямую связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г. категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Госкомстат России.

Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым, а другая – к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым? Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.

Относительно  обучающихся очно положение более  понятное. В самом деле, обучающиеся  очно – люди занятые, такими их считает  Федеральный закон. Но следует понимать, что в методике Госкомстата России речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности – дневного обучения – они должны быть экономически не активны, то есть не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.

Информация о работе Занятость населения и проблемы безработицы