Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:11, практическая работа
Цели и задачи работы:
Изучить историю объекта(Китай-город)
Защита и охрана заповедника
Финансирование
Определение недостатков объекта и выявление возможных вариантов данного заповедника
Введение....................................................................3
Исторический паспорт................................................4
Схема расположения................................................15
Правовое обеспечение.............................................16
Финансовое положение............................................22
Заключение...............................................................24
Список литературы...................................................25
Московский государственный университет картографии и геодезии
(МИИГАиК)
Кафедра философии и социально-экономических наук
Практическая работа по истории на тему
« заповедная историко-архитектурная зона Китай-город, как объект недвижимости г.Москвы”
Специальность: Государственное и
муниципальное управление 1- 2б
Руководитель проекта
Москва
2012
Содержание
Введение
Цели и задачи работы:
Организация государственного управления с точки зрения его эффективности ¾ ключевой вопрос для развития любой страны. Дело в том, что государственное управление императивно оказывает организующе-регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения. Будучи направленным на упорядочение совместного существования людей, оно всегда связано с ними, с их нуждами и запросами, устремлениями и интересами. В этом смысле государственное управление имеет опосредованное воздействие на сознание, поведение и деятельность людей. Характер этого воздействия, его эффективность, безусловно, определяются самими людьми, прежде всего теми, кто становится государственными служащими. И совершенно ясно, что без изучения ими основополагающих теоретических знаний невозможны ни оптимальная организация государственного управления, ни его эффективное осуществление.
В музеях-заповедниках, как учреждениях культуры, объективно заложена связь общероссийского и регионального культурного достояния. В настоящее время в России действуют 96 государственных музеев-заповедников, 35 музеев-усадьб, из них 15 имеют статус особо ценных объектов культурного наследия народов России; Государственные музеи-заповедники, музеи-усадьбы находятся как в ведении Российской Федерации, так и ее субъектов. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет управление, научно-методическую помощь и общий контроль за их деятельностью.
История объекта
Китай-город – одна из наиболее исторически интересных центральных частей Москвы. Порой иностранцы полагают, что название Китай-город возникло из особой симпатии России к Китаю. Но московский Китай-город никак не связан с китайцами и Китаем.
В 1394 году в ожидании
нашествия Тамерлана вокруг
посада стали спешно рыть ров по линии
нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-
Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаз при сравнении с кремлевскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2 567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские, Троицкие, Всехсвятские и Космодемьянские. В XIX веке эти ворота именовались соответственно Никольские, Ильинские и Варварские (по выходившим на них улицам); Космодемьянские же были заложены еще при Софье, в конце XVII в. Никольские ворота также приобрели название Владимирских, по стоявшей за ними церкви иконы Владимирской богоматери. На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).
В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько ворот. Наиболее известны среди них Третьяковские.
Наряду с Кремлём Китай-город — древнейший район Москвы (особенно это касается Зарядья), известный изначально как Великий посад. Часть посада находилась на территории нынешнего Кремля, однако после расширения Кремля при Иване Калите и Дмитрии Донском была вытеснена оттуда, в результате чего посад разросся на восток почти на всю территорию нынешнего Китай-города.
Некоторые из историков уверяют, что эта часть Москвы исстари называлась Китаем, и что с этим Словом в простонародье связывался всемирный рынок, и всякая иноземная ткань называлась «Китайком». Всё будто бы произошло оттого, что торговала с Китаем. В Рязанской губернии среди простого народа слово «Китай» и до сех пор составляет насмешливое прозвище всякого барышника и торгаша.
Как бы там ни было, но московский Китай-город действительно был
центром, где сосредоточилась всякого рода торговля и всякого рода
промышленность, имеющая значение не только для Москвы , нот даже и для всей
России. Подобно
Кремлю и Китай-город после
Петербург стал заметно падать и разрушаться. Стены Китай-города в
эти годы стали обваливаться, в башнях были открыты лавки местными чиновниками . К стенам были пристроены погреба, сараи, конюшни.
Атмосфера всё больше накалялась . Много лачужек и плохих построек в этой
части города было на землях, захваченных духовными властями.
Церковное духовенство не только на подворьях, но и в церковных землях завело погреба, харчевни.
Начальник Кремлёвской экспедиции И.С. Валуев ходил к обер-
полицмейстеру Беклешеву в 1806 году с прошением по этому поводу. Беклешев
предлагал митрополиту Платону свести такие заведения с церковных земель.
Платон не согласился, ссылаясь на то, что от того много потерпят как
церковные доходы , так церковнослужители, которых состояние было весьма
близко к бедному. Самым грязным местом в Китай-городе были так называемые
певчие дома , принадлежавшие владению синодальных певчих, которые сами
здесь не жили, а отдавали постройки в наём. Дома эти были деревянные,
разделенные перегородками на маленькие комнаты, углы и чуланы.
Здесь с давних пор были харчевни, трактиры, кофейни и разные
мастерские. В случае пожара эта местность представляла большую опасность. В
1804 году здесь все деревянные строения были сломаны и оставлен один
трактир.
С дозволения бывшего главнокомандующего Китайской стены были построены
204 деревянные лавки, в 1783 году , а в 1786 году по воле графа Брюса лавки
эти заменены каменными. Землю отдали без платы, чтоб только застроили
пустое место и содержали тут мостовую. Другие здания у стен построены до
1780 года по словесному дозволению тогдашнего обер-полицмейстера
Архарова. За стеной от Воскресенских до Никольских ворот стояли постройки
не менее безобразные.
В старину предлагали стену от Никольских до Варварских ворот сломать,
но это намерение не было исполнено. В 1807 году часть стены против
воспитательного дома обрушилась на 2 сажени , а смежные растрескались. На
починку их потребовалось 190 тыс. рублей серебром. Беклешев ещё в 1805
году предлагал сломать стену Китай-города с башнями от ворот Никольских до
Москворецкого моста как ненужную и ветхую , а на ее месте сделать бульвары
для гулянья, но император Александр-1 на это не согласился, желая
сохранить все древние строения в Москве в первобытном виде. Ров возле стены
Китай-городке был везде завален мусором.
Его только расчистили в 1802 году. После 1812 года ров был засыпан и
вся Китайская стена исправлена; оказалось, что площадь строений Китай-
города занимает 45 десятин. Не застроенной земли было в трое меньше , чем
застроенной. Площадей - 5, улиц от 4 до 8 саженей шириной, зданий - 15.
Торговых помещений втрое больше числа квартир. Китай-город есть
наиболее скудная населенная местность всей Москвы. Жителей считается более
30 тысяч, домов более 2 тысяч. Сама стена имеет в окружности 975 саженей.
Стена построена из кирпича красного цвета. Правительница Софья приказала её
выкрасить в белый цвет.Перепись 1701 года показывает в Китай-городе 272 двора, из них 152 принадлежало духовенству, 54 — боярам и дворянам, 24 — дьякам, 6 — дворцовым служащим, 29 — торговцам, 6 — городским служащим и 1 — крепостному человеку. При этом средний размер двора составлял 1100 м². Однако, так как в Китай-городе находился центр московской торговли — Гостиный двор и Торговые ряды, то в XVIII — XIX веках он вновь приобрел характер купеческого района. В XIX веке это был район крупных оптовых торговцев; здесь была построена городская биржа, стали возникать банки и конторы; к началу XX века он приобрел репутацию «московского Сити».
Здесь же в допетровские времена был центр русского книгопечатания (Печатный двор, в дальнейшем Синодальная типография на Никольской) и просвещения (школа Заиконоспасского монастыря, в дальнейшем Славяно-греко-латинская академия, там же); при Елизавете здесь же помещался университет (здание Земского приказа, на месте Исторического музея). В предреволюционные десятилетия на Никольской прославился ресторан «Славянский базар».
Крестцы Китай-Города.
Крестцами в Китай-городе назывались те места, где находились особые
часовни, в которых
приводили к крестному
случаях, а также
объявлялись царские и
трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для
сбора денег на их погребение.
Перед Семиком на эти же крестцы вывозили из убогих домов,
содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные
супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три : Никольский, Ильинский,
Варварский.
Никольский крестец (часовня) находится при церкви Николы Старого
Греческого монастыря. Часовня эта была особенно чтима в народе. Перед
образом Николая Чудотворца теплится неугасимая лампада, а в прежнее время
горела неугасимая поставная свеча. Тогда между обывателями существовал
обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни Св. Николая и им зажигать
свечи и ночники в их домах. Обычай этот наблюдался до 18 столетия.
Ильинский крестец получил своё название от Ильинского монастыря, что
стал церковью Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. Он простирался от
Ильинского моста ( через ров у стены Китай-город) и до Фроловских
(Спасских) ворот или даже до Лобного места. На этом крестце по обычаю
собирались попы и дьяконы, и сюда присылали обыватели нанимать их в свои
церкви для совершения церковных служб. Эти духовные лица вели себя крайне
неприлично, бранились между собой и делали разные бесчинства , вследствие
чего против этого обычая восстали многие из духовных лиц. Обычай был
прекращен только в 18 столетии.
У Ильинского крестца производились также торговые казни, которые
указом в 1685 году переведены отсюда на Красную площадь.
Варварский крестец получил своё название от церкви СВ. Варвары. Тут в
старину продавались знахарями разные целительные травы и заговаривались
разные болезни. С течением времени значение крестцов исчезало , крестное
целование прекратилось, подкидышей со времени Петра Великого туда не
привозили, наемных попов и дьяконов туда не пускали, знахарей и знахарок
прогнали. В начале 18 столетия оставались одни часовни, которые тоже были
уничтожены синодальным указом 1722 года, за исключением одной Никольской, и
крестцы остались в одних только воспоминаниях народа да в исторических
актах.
Соборы в Китай-городе.
Собор Василия Блаженного. Немногие из московских и даже вообще русских
храмов пользуются такой известностью как церковь Василия Блаженного.
Монастырь основан в 1352 году по воле великого князя нижегородского Бориса
Константиновича преподобным Евфимием , который и был здесь первым