Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:11, практическая работа
Цели и задачи работы:
Изучить историю объекта(Китай-город)
Защита и охрана заповедника
Финансирование
Определение недостатков объекта и выявление возможных вариантов данного заповедника
Введение....................................................................3
Исторический паспорт................................................4
Схема расположения................................................15
Правовое обеспечение.............................................16
Финансовое положение............................................22
Заключение...............................................................24
Список литературы...................................................25
архимандритом.
Монастырь мужской, 2-го класса. Находясь на возвышенном, открытом
месте, церковь Василия Блаженного видна издалека и отовсюду заметна своей
необыкновенной архитектурой, так что вид её остается в памяти, и на всяком
рисунке, даже на самом простом, можно узнать собор. Множество раз и во все
возможных размерах был выгравирован вид этого достопамятного храма, который
таким образом стал известен не одним москвичам, но и всем обывателям
страны. Славе его способствовало ещё и народное предание, будто царь Иван
Грозный, при котором построен этот храм, был так восхищен необыкновенной
красотой его, что призвал архитектора и спросил : может ли он построить
другой, подобный , или ещё более прекрасный храм ? «Могу», - ответил
архитектор. «Ты лжешь!» - вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы
он не мог исполнить своего вызова и чтобы храм Василия Блаженного остался
единственным в Русском царстве.
Рассказ этот - выдумка, не основанная ни на каком историческом
свидетельстве ; но она много способствовала архитектурной славе церкви
Василия Блаженного, и простолюдины до сих пор уверены, что Иван Грозный
велел ослепить
строителя достопамятной
Достоверно известно только то, что царь Иван Грозный построил этот
храм в 1554 году в память покорения Казанского, прежнего Татарского,
царства, о чем он дал обет ещё ранее. Казань взята в 1552 году, а в в1554
году, спустя два года, заложена эта (святая) святыня близ Спасских ворот на
месте бывшей тут деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом, при
котором погребено тело святого Василия Блаженного. Так как покорение Казани
совершилось 1 октября, в праздник Покрова, то и новый собор в честь того
дня был наименован Покровским.
Постройка храма была окончена в 1557 году, и в том же году совершилось
его освящение. Это было 29 июля. При освящении находились сам царь и его
брат Юрий, все бояре и множество народа. Освящение совершал митрополит
Макарий.
Нет сомнения, что Покровский собор представляется нам теперь не в
первобытном своем виде, так что мы даже не в состоянии судить по нему о
вкусе наших предков и не можем сказать, что особенно восхищало их в нем. За
30 лет, протекших
от заложения храма до кончины
совершенно окончен.
Царь Федор Иванович по восшествии на престол доканчивал здание своего
родителя, устроил несколько новых приделов, повелел расписать церковь и
покрыть её узорчато железом и черепицей. В царствование Федора Ивановича
были обретены и мощи СВ. Василия Блаженного, который, как уже сказано, был
погребен здесь при Троицкой церкви в (1552 г.). Мощи обретены в 1588 году,
прославились чудесами, и с тех пор Покровский собор получил в народе
наименование Василия Блаженного. Собор не был окончен и царем Федором
Ивановичем. Последующие цари - Михаил Иванович, Алексей Иванович и Федор
Алексеевич - продолжали увеличивать число приделов собора, так что всё
строительство его тянулось с промежутками более 125 лет. Было произведено
много изменений как во внутреннем устройстве, так и снаружи. Важнейшие
переделки и прибавления в соборе окончились около 1679 года, и он остался в
том виде, в каком существует. Тогда имел он 20 приделов, а по некоторым
известиям, впрочем не весьма достоверным , до 70. От этих переделок храм
как снаружи, так и внутри не имеет ни малейшей симметрии, а оригинальная
красота его является чистой случайностью.
Внутренность храма мрачна, а в некоторых приделах так мало света, что
с трудом можно различить предметы. Но именно эта теснота, это сближение
разнородных украшений , напоминающих разные века и разные вкусы, вся эта
тяжесть, громадность, разновидность частей, которые, по-видимому, нельзя
было сблизить, - все это и составляет отличительный характер церкви Василия
Блаженного, все это делает её исторически оригинальной и драгоценной.
Надобно желать, чтобы церковь навсегда сохранила нынешний свой вид и была
памятником веков. У нас так мало народных, старинных памятников, что
надобно дорожить немногим, что ещё остается теперь. А церковь Василия
Блаженного, как мы уже говорили, любима и знаменита во всей России.
Казанский собор. Собор построен в царствование Михаила Федоровича
Пожарского и назван Казанским в честь чудотворной иконы Казанской Божьей
Матери, сопутствовавшей русским воинам во всех их битвах с поляками.
Постройка собора началась в 1630 году и окончена в 1633 году. В том же
году собор торжественно освящен всероссийским патриархом в присутствии царя
и самого князя Пожарского, и с тех пор по царскому указу и с благословения
святейшего патриарха ежегодно совершаются здесь крестные ходы 8 июля и 22
октября.
Наружность храма не представляет ничего замечательного, но
внутренность имеет много величественного трапезная огромна и уставлена
многими старинными образами, но иконостас принадлежит к более поздним
временам. В храме особенно замечательна чудотворная икона Казанской Божьей
Матери, принадлежавшая прежде князю Д.М. Пожарскому и, как мы уже говорили,
сопутствовавшая русским войскам в битвах с поляками.
Икону эту по устроении собора князь Пожарский на своих руках перенес с
Лубянки, где находился его дом против церкви Введения во храм Богородицы.
Икона находится по левую сторону Царских ворот.
Замечательно, что в простом народе есть предание, будто бы чудотворная
икона эта находится не в самом соборе, а посреди креста над колокольней.
Предание уверяет, что святую икону несколько раз вносили в собор, но она
всякий раз снова являлась на кресте колокольни.
Церкви в Китай-городе.
Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. На месте настоящей церкви
существовал прежде Ильинский, что на Торговище, мужской монастырь. Об этом
монастыре упоминается в начале 16 века : некто Клим Мужила построил здесь в
1519 году каменную церковь. Более ничего не известно : ни о времени
основания обители, ни о том, когда она упразднена .
Строение было передано Новгородскому архиерейскому дому, и церковь,
несомненно, осталась от прежнего монастыря и начала именоваться церковью
Св. Ильи Пророка на Новгородском подворье. Во время царствования царя
Михаила Федоровича в 1625 году первоначальная церковь сгорела и была
построена новая, несравненно меньше первой. Церковь возобновлена А.А.
Пороховшиковым при постройке Тёплых рядов в 1864 году. Храм не имеет в
себе ничего замечательного.
Но прежде сюда был, как уже говорилось, крестный ход 20 июля по случаю
двухлетней засухи, бывшей при царе Алексее Михайловиче. Крестный ход этот
завершается и теперь, но уже на Воронцово поле.
В 16 и 17 веках Ильинский монастырь на Ильинке называется также
Ильинским на Дмитровке, потому что часть улицы Ильинки слыла тогда
Дмитровкой-по церкви Дмитрия Солунского, стоявшей на самом Ильинском крестце. Церковь упразднена в конце царствования Алексея Михайловича, и с тех пор именуется Ильинской. СВ.Николая Чудотворца, что у большого Креста.
На Ильинке, близ Ильинских ворот. Главная церковь во имя успения Пресвятой
Богородицы. Храм построен в 1680 году московскими гостями (купцами)
Филатьевыми, называется же в народе церковью СВ. Николая у Большого креста
по приделу Св. Николая и по большому кресту, устроенному теми же
Филатьевыми. Крест этот деревянный в 3 аршина вышины. Он сделан весьма
искусно по подобию креста, построенного патриархом Никоном в Крестном
Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кий . Крест имеет в
верхнем конце 36 частиц мощей, но каких не известно. Вместо имён написаны
12 праздников. В нижнем конце - 46 частиц мощей с надписями над каждой
частицей имени святого. В правом и левом концах по 37 частиц мощей с
означением имён святых. Итого в кресте 156 частиц мощей, кроме мощей Св.
Николая Чудотворца, находящихся в самой середине креста. Крест стоит у
правого Клироса. Церковь примечательна также напрестольным крестом. С
надписью, что он сделан в 1680 году подрячим Андреем Городецким, образом
Святых, написанным в 1700 году Кириллом Улановым.
Св. Николая Чудотворца, что слывет Красный звон.
В Юшковом переулке, между улицами Ильинкой и Варваркой. Храм построен в
1626 году на месте бывшей тут же, но сгоревшей каменной церкви. Стиль
строения церкви можно отнести к 16 столетию, хотя она впоследствии, в 1691
году, перестроена на средства купца Григория Твердикова. Затем она снова
обновлена в 1858 году. При храме приделы : во имя Зосимы и Савватия
Соловецких устроенный иждивенцем Нарышкиным, и Рождество Пресвятой
Богородицы. Храм замечателен тем, что здесь похоронена голова мятежного
Соковнина, посягающего на жизнь Петра Великого. Труп его был отвезён в
убогий дом, но голову с честью похоронили его родственники при этой церкви.
Название церкви «у Красных колоколов», потом «Красный звон» показывает, что
она славилась своими колоколами, или звоном. Звон красный - значит веселый.
В церковном уставе звон на Святой неделе именуется красным. Из древнейших
колоколов на колокольне церкви уцелел только один - на стенках его отлиты в клеймах три лилии с буквами «Е.Т.» и какая-то сбивчивая латинская надпись.
Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь известна более под именем
Георгия на Псковской горе. Построение её относят к 16 столетию, ко времени
царствования Ивана Васильевича Грозного. С 1812 по 1818 год храм был
приписан к соседней церкви Св. Николая Красный звон, а в 1818 году
иждивенцем московского купца Петра Федоровича Соловьева возобновлен и
освящен. В церкви с самого начала её основания было два престола : во имя
Покрова Богородицы и во имя Св. великомученика Георгия. Но в 1837 году
вдова купчиха Мария Николаевна Соловьева, урожденная Усачева, устроила
третий придел во имя Св. Петра Митрополита.
Варвары Великомученицы. На улице Варварка, получившей название этой
церкви. Храм этот по архитектуре один из лучших в Китай-городе.
Первоначально построен при великом князе Василии - 3 в 1514 году зодчим
Алевизом Фрязиным и иждевенцем знаменитых тогда приезжих гостей Василия
Бобра с братьями Вепрем и Юшкой. В 1731 году церковь обновлена императрицей
Анной Ивановной и затем возобновлена ещё раз в новом стиле в 1796 году .
Внутри также храм возобновлен : иконостас вызолочен, есть образа, богато
украшенными ризами. Кроме того,имеется чудотворный образ Великомученицы,
прославившейся чудотворной силой в 1555 году во время малолетства царя
Ивана Грозного, и при части её мощей.
Максима Блаженного. На Варварке же, близ церкви Варвары
Великомученицы. Тут существовала древняя деревянная церковь во имя с.в
князей Бориса и Глеба, в которой в 1434 году был погребен Блаженный Максим.
В 1676 году она сгорела, на месте её в 1698 году царицей Натальей
Кирилловной построена каменная церковь во имя Св. Максима Блаженного.
Зачатие св. Анны, что в Углу. Церковь и точно находится в углу при
повороте стены Китай-города от Москвы-реки к Варварским воротам, в Кривом
переулке.
Когда вели каменную стену Китай-города, то пришлось сломать храм в
честь св. Николая Чудотворца, который был сооружен за алтарем Храма Зачатия
св. Анны он стоял на черте этой стены. Чтобы сохранить храм, сделан был
выступ стены на 4 сажени. А так как в этом месте восточная и южная стены
Китай-города образовывали угол, то и само урочище обеих церквей стало
именоваться «Углу». Однако в актах 17 и 18 веков оно обозначалось различно
: то «у городовой стены в углу», то «за Соляным рядом, в «зарядье», то «на
Варварском крестце», который, вероятно, простирался до этого угла. О
времени первоначального построения церкви Зачатия св. Анны летописи ничего
не говорят. Но предание выдает её за одну из древнейших церквей после Спаса
на Бору в Кремле. В первый раз летопись упоминает о ней под 1493 годом,
когда она сделалась жертвой пламени. В пожар 1547 года она уже была
каменная, так как во время пожара она была только повреждена и в неё
перенесена святая чтимая икона Одигитрии Божьей Матери, принадлежавшая
Третьяку Теплому, дом которого сгорел, но икона вместе с покоем, где она находилась, осталась невредима. Царь Иван Васильевич поднял к себе
в палаты икону, а храм возобновил и обогатил иконами и утварью. Потом и сам
чудотворный образ поставлен был в храме. В 1611 году церковь много