Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:29, реферат
Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуман-
ного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность,
религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако толь-
ко в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей
специальной подготовки.
Введение
I. Зарубежный опыт социальной работы в США
1.1 Зарубежный опыт социальной работы
1.2 Социальный опыт работы в США
1.3 Американская система социальной работы
1.4 Американский опыт охраны материнства и детства
2. Социальная работа в других странах зарубежья
2.2 Развитие социально-педагогической работы в Германии
2.3 Методы воспитания в социально-педагогической работе Швейцарии
2.4 Социально-педагогическое воспитание в Финляндии
2.5 Социально-педагогическое обучение в Австрии
2.6 Социально-педагогическая работа в Норвегии
Заключение
Список литературы
Актуальной в США остается и проблема бедности.
45 % семей с детьми в возрасте до 6 лет 72 % семей, имеющих не менее трех детей, находятся ниже уровня бедности.
Доля американских семей, оказавшихся за чертой бедности, с двумя супругами, в 1996 году составила 12,2 %.
Социальная работа в США направлена в основном на социальную защиту трудоспособного населения, чей доход выше «черты бедности», но уже сейчас предпринимаются все меры по защите низших слоев населения, которым, в частности, и относятся малообеспеченные семьи.
2. Социальная
работа в других странах
2.1 Развитие
социально-педагогической
XIX век -- это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением.
Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 году было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.
Методы принято
рассматривать как часть
Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника и социального педагога.
В разных странах эти пути развития не могли быть идентичными. Хотя социальная работа и система подготовки кадров для ее проведения в Германии, как и в других странах, претерпели известное влияние США, но все же развитие их безусловно носило в Германии самобытный характер и имело национальные корни.
Социальную работу
и социальную педагогику можно определить
как специфическую форму
В Федеративной Республике Германии получили права оба понятия --“социальная работа“ и “социальная педагогика“, в то время как в большинстве других стран используется лишь одно понятие “социальная работа“ для обозначения профессии.
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.
Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.
Видно, что в работе социального педагога и социального работника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.
Группа педагогов ФРГ, посетив в 1983 году Нью-Йорк, “открыла“ для себя среднюю школу “Город как школа“ и была восхищена очень простой и одновременно действенной формой обучения в ней -- “обучение путем эксперимента“. Инициатором модели “Город как школа“ были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 году государственную “альтернативную школу“, взяв за основу идею программы Парквея “Школа без стен“. По мнению педагогов, эта экспериментальная модель открытой школы или “школы без стен“ является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом школы.
Подростки обучаясь в этой школе, проходят практику по индивидуальным учебным программам, работая в самых различных уголках города.
Модель “Город как школа“ является, с одной стороны, “шансом“ покрыть данный пробел в системе образования, с другой стороны, в стране немало подростков и молодежи, покинувших и постоянно покидающих школу, что влечет за собой многие негативные последствия. Например, по свидетельству немецких специалистов, в школах ФРГ, особенно на старших ступенях обучения, 10-15% учащихся теряют мотивацию к учению и отсеиваются из школы. Только в Берлине ежегодно оставляют школу от трех до четырех тысяч учащихся.
В концепции “Город как школа“ отводится значительное внимание деятельности социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной работой, не требующей особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но кроме того, в школе обязательно должно быть два или три профессионально подготовленных педагога. Последние должны помогать организации социальной групповой работы, проектной работы, в установлении связи с другими институтами, а также с родителями. Используя классические, а также новые методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в решении конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового обеспечения и т.д.).
Социальная педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование -- процессы, сопровождающие всю жизнь человека.
Таким образом,
социальная работа направлена на практическое
решение социальных проблем, на помощь
социально незащищенным или мало
защищенным группам населения. А
социальная педагогика подразумевает
скорее профилактику и внешкольное
образование. Общее же в них то,
что и социальная педагогика, и
социальная работа ориентированы на
изменение социального
2.2 Методы
воспитания в социально-
Усилиями многих педагогов-исследователей и практиков открыты существенные признаки воспитательных методов и приемов. Вот почему можно надеяться, что недалеко то время, когда мы более широко будем пользоваться качественно новой системой методов воспитания и в социально-педагогической работе.
В социальной сфере
Швейцарии значительная часть работы,
совершаемой социальными
Последние тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы -- приемы которые выполняются в определенной последовательности. Педагоги, социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они -- дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов -- воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента -- с другой.
В педагогических исследованиях чаще подчеркивается, что методы воспитания присущи якобы только педагогу. Безусловно, педагог -- это субъект воспитательной работы. Но объект его действий, рассматриваемых в современном духе, -- является не только воспитанник и его установка, взятые в отдельности, но и вся окружающая его среда, непосредственная деятельность и межличностные отношения с ней.
Как и в школьной работе, в социально-педагогической практике конечный результат каждого метода воспитания будет зависеть не только от цели, которую поставил перед собой социальный работник или социальный педагог, но и от намерений клиента, его деятельности и межличностных взаимоотношений.
Социально-педагогическая работа, как и всякая другая педагогическая работа, состоит из ряда последовательно или одновременно применяемых методов социальной работы и методов воспитания, которые взаимно дополняют друг друга, обеспечивают реализацию конкретных задач социальной работы и протекание процесса изменения личности.
В социально-педагогической
работе посредством метода содействия
и творчества социальный работник или
социальный педагог обеспечивает благоприятные
условия и содействует
Оказание со стороны общества социальной помощи индивиду является основной характеристикой социально-педагогичес-кой деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно как “помощь с целью самопомощи“. Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.
2.3 Социально-педагогическое воспитание в Финляндии
Обязательное
обучение в Финляндии состоит
из 9-летней обязательной школы, которая
обеспечивает основы общего образования.
Это дает всем выпускникам одинаковую
возможность для будущей учебы,
независимо от их пола, экономического
положения или места
Цель обязательного школьного обучения -- дать возможность детям вырасти полноправными, ответственными, независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и гражданами, умеющими сотрудничать.
Главный принцип в Финляндии в том, что семья несет основную ответственность за воспитание детей. И школа поддерживает ее в решении этой задачи.
Многие родители в Финляндии сегодня очень образованы. Поэтому в этой стране школа не ставит задачу “просветить“ родителей. Но учителя в обязательных школах за последние 10-20 лет научились устанавливать контакт с семьями, родителями. Это означает, что, по крайней мере, один раз за школьный семестр учитель, который отвечает за определенную группу учащихся, беседует с родителями. Встречи с родителями в школе общие. Родителей вовлекают в разные виды деятельности в школе, например, для работы в лагерях, посещения рабочих мест и т.д. Важно, что связь между школой и семьей выявляет зоны риска до того, как возникает тревожные проблемы.
Среди учителей во всех общеобразовательных школах высшего звена (7-9классы), а также в младшей общеобразовательной школе имеется руководитель студентов-практикантов. Их образование состоит из обычной учительской подготовки и одного года специального обучения. На сегодняшний день в стране разработана университетская пятилетняя программа для обучения социальных педагогов, не имеющих предварительной учительской подготовки.
Цель этого обучения -- подготовить студентов для продолжения образования и трудовой жизни. Ставится также задача обеспечить рост студентов как независимой и равноправной личности.
Одна из основных проблем на сегодня в Финляндии -- как организовать процесс обучения так, чтобы он дал возможность развить мотивацию учащимся с различным потенциалом. Если не сделать что-нибудь сегодня, то рано или поздно школа потеряет конкурентоспособность с другими информационными источниками.
В Финляндии нуждаются в разработке новой концепции информации, новой концепции получения знаний в процессе обучения.
Социальные педагоги думают, что самый лучший способ организовать социальное воспитание в школьной среде -- это привести в порядок саму школу.