Зарубежный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:29, реферат

Краткое описание

Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуман-

ного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность,

религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако толь-

ко в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей

специальной подготовки.

Содержание

Введение

I. Зарубежный опыт социальной работы в США

1.1 Зарубежный опыт социальной работы

1.2 Социальный опыт работы в США

1.3 Американская система социальной работы

1.4 Американский опыт охраны материнства и детства

2. Социальная работа в других странах зарубежья

2.2 Развитие социально-педагогической работы в Германии

2.3 Методы воспитания в социально-педагогической работе Швейцарии

2.4 Социально-педагогическое воспитание в Финляндии

2.5 Социально-педагогическое обучение в Австрии

2.6 Социально-педагогическая работа в Норвегии

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный опыт социальной работы.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

Актуальной в  США остается и проблема бедности.

45 % семей с  детьми в возрасте до 6 лет 72 % семей, имеющих не менее трех  детей, находятся ниже уровня  бедности.

Доля американских семей, оказавшихся за чертой бедности, с двумя супругами, в 1996 году составила 12,2 %.

Социальная работа в США направлена в основном на социальную защиту трудоспособного  населения, чей доход выше «черты бедности», но уже сейчас предпринимаются  все меры по защите низших слоев  населения, которым, в частности, и  относятся малообеспеченные семьи.

 

2. Социальная  работа в других странах зарубежья

2.1 Развитие  социально-педагогической работы  в Германии

XIX век -- это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением.

Осознание того, что для социальной работы нужны  свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение  последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где  девушки из буржуазных семей изучали  профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного  прусского министерства народного  обеспечения в 1920 году было введено  государственное регулирование  подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.

Методы принято  рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, “как это  делается?“. Большей частью концепцию  методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на “рабочих полях“.

Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника и социального педагога.

В разных странах  эти пути развития не могли быть идентичными. Хотя социальная работа и  система подготовки кадров для ее проведения в Германии, как и в  других странах, претерпели известное  влияние США, но все же развитие их безусловно носило в Германии самобытный характер и имело национальные корни.

Социальную работу и социальную педагогику можно определить как специфическую форму государственного и внегосоударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения. Но вместе с тем социальная работа и социальная педагогика -- это не синонимы в полном смысле слова.

В Федеративной Республике Германии получили права  оба понятия --“социальная работа“ и “социальная педагогика“, в то время как в большинстве других стран используется лишь одно понятие “социальная работа“ для обозначения профессии.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу  между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана  с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.

Социальный педагог  участвует в повседневной жизни  клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.

Видно, что в  работе социального педагога и социального  работника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.

Группа педагогов  ФРГ, посетив в 1983 году Нью-Йорк, “открыла“  для себя среднюю школу “Город как школа“ и была восхищена очень  простой и одновременно действенной  формой обучения в ней -- “обучение путем эксперимента“. Инициатором модели “Город как школа“ были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 году государственную “альтернативную школу“, взяв за основу идею программы Парквея “Школа без стен“. По мнению педагогов, эта экспериментальная модель открытой школы или “школы без стен“ является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом школы.

Подростки обучаясь в этой школе, проходят практику по индивидуальным учебным программам, работая в самых различных уголках города.

Модель “Город как школа“ является, с одной  стороны, “шансом“ покрыть данный пробел в системе образования, с  другой стороны, в стране немало подростков и молодежи, покинувших и постоянно  покидающих школу, что влечет за собой  многие негативные последствия. Например, по свидетельству немецких специалистов, в школах ФРГ, особенно на старших  ступенях обучения, 10-15% учащихся теряют мотивацию к учению и отсеиваются  из школы. Только в Берлине ежегодно оставляют школу от трех до четырех  тысяч учащихся.

В концепции  “Город как школа“ отводится значительное внимание деятельности социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной работой, не требующей  особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но кроме того, в школе обязательно должно быть два или три профессионально подготовленных педагога. Последние должны помогать организации социальной групповой работы, проектной работы, в установлении связи с другими институтами, а также с родителями. Используя классические, а также новые методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в решении конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового обеспечения и т.д.).

Социальная педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая  работу со взрослыми, так как воспитание и образование -- процессы, сопровождающие всю жизнь человека.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или мало защищенным группам населения. А  социальная педагогика подразумевает  скорее профилактику и внешкольное  образование. Общее же в них то, что и социальная педагогика, и  социальная работа ориентированы на изменение социального поведения  человека и социальных отношений.

2.2 Методы  воспитания в социально-педагогической  работе Швейцарии

Усилиями многих педагогов-исследователей и практиков  открыты существенные признаки воспитательных методов и приемов. Вот почему можно надеяться, что недалеко то время, когда мы более широко будем пользоваться качественно новой системой методов воспитания и в социально-педагогической работе.

В социальной сфере  Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания.

Последние тесно  переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы -- приемы которые выполняются в определенной последовательности. Педагоги, социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они -- дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов -- воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента -- с другой.

В педагогических исследованиях чаще подчеркивается, что методы воспитания присущи якобы  только педагогу. Безусловно, педагог -- это субъект воспитательной работы. Но объект его действий, рассматриваемых в современном духе, -- является не только воспитанник и его установка, взятые в отдельности, но и вся окружающая его среда, непосредственная деятельность и межличностные отношения с ней.

Как и в школьной работе, в социально-педагогической практике конечный результат каждого  метода воспитания будет зависеть не только от цели, которую поставил перед  собой социальный работник или социальный педагог, но и от намерений клиента, его деятельности и межличностных  взаимоотношений.

Социально-педагогическая работа, как и всякая другая педагогическая работа, состоит из ряда последовательно  или одновременно применяемых методов  социальной работы и методов воспитания, которые взаимно дополняют друг друга, обеспечивают реализацию конкретных задач социальной работы и протекание процесса изменения личности.

В социально-педагогической работе посредством метода содействия и творчества социальный работник или  социальный педагог обеспечивает благоприятные  условия и содействует самостоятельной  деятельности клиента по преодолению  его социальных проблем.

Оказание со стороны общества социальной помощи индивиду является основной характеристикой  социально-педагогичес-кой деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно как “помощь с целью самопомощи“. Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.

2.3 Социально-педагогическое  воспитание в Финляндии

Обязательное  обучение в Финляндии состоит  из 9-летней обязательной школы, которая  обеспечивает основы общего образования. Это дает всем выпускникам одинаковую возможность для будущей учебы, независимо от их пола, экономического положения или места жительства.

Цель обязательного  школьного обучения -- дать возможность детям вырасти полноправными, ответственными, независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и гражданами, умеющими сотрудничать.

Главный принцип  в Финляндии в том, что семья  несет основную ответственность  за воспитание детей. И школа поддерживает ее в решении этой задачи.

Многие родители в Финляндии сегодня очень  образованы. Поэтому в этой стране школа не ставит задачу “просветить“ родителей. Но учителя в обязательных школах за последние 10-20 лет научились устанавливать контакт с семьями, родителями. Это означает, что, по крайней мере, один раз за школьный семестр учитель, который отвечает за определенную группу учащихся, беседует с родителями. Встречи с родителями в школе общие. Родителей вовлекают в разные виды деятельности в школе, например, для работы в лагерях, посещения рабочих мест и т.д. Важно, что связь между школой и семьей выявляет зоны риска до того, как возникает тревожные проблемы.

Среди учителей во всех общеобразовательных школах высшего звена (7-9классы), а также  в младшей общеобразовательной  школе имеется руководитель студентов-практикантов. Их образование состоит из обычной  учительской подготовки и одного года специального обучения. На сегодняшний  день в стране разработана университетская  пятилетняя программа для обучения социальных педагогов, не имеющих предварительной  учительской подготовки.

Цель этого  обучения -- подготовить студентов для продолжения образования и трудовой жизни. Ставится также задача обеспечить рост студентов как независимой и равноправной личности.

Одна из основных проблем на сегодня в Финляндии -- как организовать процесс обучения так, чтобы он дал возможность развить мотивацию учащимся с различным потенциалом. Если не сделать что-нибудь сегодня, то рано или поздно школа потеряет конкурентоспособность с другими информационными источниками.

В Финляндии  нуждаются в разработке новой  концепции информации, новой концепции  получения знаний в процессе обучения.

Социальные педагоги думают, что самый лучший способ организовать социальное воспитание в  школьной среде -- это привести в порядок саму школу.

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы