Зарубежный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………….................................2

2. Социальное законодательство зарубежных стран………………………………...3

3. Базовые модели социального обеспечения…………………………………………..10

4. Опыт социальной работы в зарубежных странах

4.1 Социальная работа в США……………………………………………………………………..12

4.2 Социальная работа в Германии…………………………………………………………….15

4.3 Социальная работа в Норвегии…………………………………………………………….20

4.4 Социальная работа в Исландии…………………………………………………………..22

5. Заключение…………………………………………………………………………………………...25

6. Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

1. Введение          ………………………………………………………….................................2

 

2. Социальное законодательство зарубежных стран………………………………...3

 

3. Базовые модели социального обеспечения…………………………………………..10

 

4. Опыт социальной работы в зарубежных странах

 

4.1 Социальная работа в США……………………………………………………………………..12

 

4.2 Социальная работа в Германии…………………………………………………………….15

 

4.3 Социальная работа в Норвегии…………………………………………………………….20

 

4.4 Социальная работа в Исландии…………………………………………………………..22

 

5. Заключение…………………………………………………………………………………………...25

 

6. Список литературы……………………………………………………………………………….27

        

                                                                                                                                     

Введение.

 

Система социального обеспечения  и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать  даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались  подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской  войны являлась единственным фактором прогресса. Трансформация, которую  претерпели развитые страны в Новейшее время, позволила значительно снизить  уровень интенсивности классового конфликта и открыла хотя бы гипотетически  возможность ненасильственной эволюции общества. Снижение уровня классовой  напряженности во многом стало возможным  благодаря развитию системы социальной работы и социального обеспечения, которые наряду с общими тенденциями  общественно-экономического развития способствовали нивелированию контрастов социальной стратификации.

 Предметом исследования в  свете этого выступают события,  характеризующие этапы этого  становления и идеи, которые использовались  как их теоретическое обоснование,  является сам процесс становления  социальной работы в зарубежных  странах. 

 Цель данной работы - это проследить  механизмы становления социальной  работы как особого вида общественной  инициативы и государственной  политики. Выявить те общие принципы, в соответствии с которыми  данный процесс протекал в  зарубежных странах. 

 В данной работе рассматриваются  следующие задачи 

1. Рассмотреть социальное  законодательство  зарубежных стран.

2. Выявить базовые модели социального обеспечения за рубежом и дать краткую характеристику их использования.

3. Описать систему социального обеспечения в некоторых странах зарубежья.

 

                 Социальное законодательство зарубежных  стран.

 

 Социальное законодательство  европейских стран отличается  от американской более высокой  степенью участия государства  в определении направлений, планировании, финансировании и проведении  в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть  значительную роль в предоставлении  социальных услуг местных органов  самоуправления и, наконец, больший  охват населения различными социальными  услугами и видами помощи. Характерен  опыт Финляндии. В прошлом в  этой стране сельская община  и церковный приход выполняли  многие функции, которые сегодня  вошли в сферу деятельности  органов социального обеспечения.

 Социальную политику разрабатывают  и претворяют в жизнь государство  и коммуны. Важнейшее место  отводится муниципальным властям.  Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь на право взимать  местные налоги с населения,  проживающего на территории коммуны,  и с расположенных там предприятий,  сами решают вопрос об организации  на ее территории сферы социальных  услуг и отвечают за их деятельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др.

 Коммуны уделяют внимание  быту населения, созданию благоприятных  условий для воспитания и развития  детей, повышению комфортности  жилья, привлекают общественные  движения к разработке местных  планов, проектированию и организации  услуг.

 В настоящее время социальная  политика Финляндии переживает  третий этап децентрализации.  Если на первом этапе проходила  передача прав на ее осуществление  от государства к регионам  и коммунам, на втором — от  коммун к микрорайонам и общинам,  то на третьем этапе функции  управления передаются коллективам  граждан и даже отдельным лицам.

 Так, например, Государственный  совет разрабатывает пятилетний  план развития здравоохранения,  где указаны основные цели  и направления проводимой работы, а также необходимые для этого  капиталовложения. План ежегодно пересматривается, обновляется и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утверждаются губернским правлением. И, наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здравоохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муниципальными властями.

 Другим характерным примером  европейского традиционализма является  модель социального обслуживания  населения в Швеции. Количество  ежегодно выпускаемых специалистов  социальной сферы с высшим  образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число профессионалов-социономов, занятых в сфере социального обслуживания, насчитывает 18 тысяч человек. Интересно, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники для инвалидов и умственно отсталых — все они имеют только начальную подготовку в теоретических вопросах социальной работы.

 Деятельность социальных служб  Швеции строится в соответствии  с действующим законодательством.  В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей.

 Муниципальные власти обязаны  организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом,  в соответствии с их личными  потребностями и условиями. Основная  обязанность по социальному обслуживанию  граждан возложена на муниципалитет,  на территории которого постоянно  проживает человек. При этом  каждому из них предоставляются  права на социальную помощь  и обслуживание муниципальными  властями даже в местах временного  проживания.

 В каждом муниципалитете  за социальное обслуживание отвечает  комитет социальной помощи, который  действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим  законодательством. Он, в частности,  может организовать районные  комитеты, если посчитает это  целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлениям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т, д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных семейных отношений и т. д.).

 Система социального обеспечения  в Швеции гарантирует каждому  гражданину возможность достойного  существования и уверенность  в социальной защищенности. Если  человек не удовлетворен получаемой  социальной помощью, то по закону  он может обратиться в административный  областной суд. В целом, с  точки зрения законодательного  обеспечения, структуры, организации  и финансирования, сфера социального  обслуживания в Швеции является  хорошо продуманной и представляет  собой важный элемент шведской  модели государства «благоденствия». Основные модели социального обеспечения в странах зарубежья.

 

Системы государственной социальной поддержки за рубежом, в каждой стране, складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и  однотипность решаемых задач, имеют  различия в подходах, методах и  организационном оформлении.

 Эти различия особенно заметны  при сравнении европейской и  американской моделей. Развитие  системы социального обеспечения  на европейском континенте имеет  более длительную историю. Она  формировалась по мере того, как  прерывались общинные (межобщинные) связи и, соответственно, слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние на себя государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения, особенно до периода великого кризиса 1928—1933 гг., была относительно невелика.

 Социальное законодательство  европейских стран отличается  от американского более высокой  степенью участия государства  в определении направлений, планировании, финансировании и проведении  в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть  значительную роль в предоставлении  социальных услуг местных органов  самоуправления, и, наконец, больший  охват населения различными социальными  услугами и видами помощи.

 Европейская модель социальной  защиты в послевоенные годы  и вплоть до наших дней базируется  на теории государства всеобщего  благосостояния. В ее основе лежит  концепция «естественных прав»  человека.

 К этому времени европейские  страны накопили достаточный  экономический потенциал, чтобы  обеспечить прожиточный минимум  населения. Государство, в соответствии  с кейнсианской моделью активного  вмешательства в экономику, проводит  интервенцию и в социальной  сфере, базируясь на идеях государства  всеобщего благосостояния.

 

Основные постулаты данной теории: создать примерно одинаковые стартовые  возможности для реализации жизненных  планов, обеспечить достойный уровень  жизни, стремиться к нарастанию социального  равенства и справедливости. Государство  всеобщего благосостояния формирует  развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность  медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг.

 Понятие «государство всеобщего  благосостояния» вошло в обиход  после второй мировой войны.  Конечно же, модели такого государства  в каждой стране свои и отличаются  как способом, так и результатом  решения проблем достижения всеобщего  благоденствия. Но всеобщим для  данных стран является процесс  перераспределения ответственности  за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства.

 Противники государственной  системы социального обеспечения  аргументируют свои доводы тем,  что государство всеобщего благосостояния  дорого, расточительно, к тому  же услуги социальной поддержки  предоставляются сегодня не только  государственными, но и частными  организациями, при этом у людей  появляется возможность выбирать, кому и за какие услуги платить.  Технология активного государственного  вмешательства в рыночную экономику,  получившая развитие в послевоенные  годы, кажется, больше не срабатывает.

 Система социального обеспечения  в странах Запада в послевоенный  период расширялась и совершенствовалась. К концу 80-х гг. доля расходов  на социальные нужды в ВВП  достигла 25% (в 1960 г. — 12%). Наиболее  быстрые темпы их роста отмечались  в 60-е — первой половине 70-х  гг. Со второй половины 70-х гг. вплоть до настоящего времени  в условиях замедления темпов  экономического роста, увеличения  дефицитов государственных бюджетов  и фондов социального страхования  темпы роста социальных расходов  в реальных ценах уменьшились.

 Не только экономические  трудности, переживаемые западноевропейскими  странами в начале 90-х гг., стали причиной кризиса «государства благосостояния», свертывания ряда государственных социальных программ. Экономический спад, растущий дефицит бюджетов и государственный долг (в 1996 г. дефицит бюджета Германии достигает порядка 90 млрд долл.; государственный долг Бельгии и Италии превышает их ВВП), постарение населения, удорожание медицинской техники и другие факторы способствовали изменениям в государственной социальной политике.

 Однако эти изменения имеют  и более глубокую основу, связанную  с тем, что, по мнению западных  экспертов, идеалы «государства  благосостояния» в определенной  мере устарели, придя в противоречие  с действительностью.

 Как отмечалось в докладе  министерства социальной защиты  Великобритании, система социального  обеспечения, разработанная исходя  из потребностей предыдущих поколений,  не вполне соответствует современным  условиям.

 Экономический кризис 70—80 гг. показал,  что абсолютизация идеи «государства  всеобщего благоденствия» (впрочем,  как и абсолютизация любой  социальной идеи) приводит многие, даже самые развитые страны  Запада, к экономической стагнации  и социальному застою.

 В конце XX века модель «государства  всеобщего благоденствия» подвергается  коренной реконструкции на базе  теории неоконсерватизма, самые  ярые сторонники которой —  Р. Рейган и М. Тетчер, не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономической катастрофе и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В начале 90-х г. правительства многих зарубежных стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы