Идеал и цель трудового воспитания, выдающиеся и видные классики педагогической мысли народов Северного Кавказа об опыте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:26, реферат

Краткое описание

В государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных форм воспитания подрастающего поколения. Изучение богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания народов России, может способствовать совершенствованию методов современной воспитательной практики.
Исследования ученых показывают, что во все времена проблемам трудового воспитания уделялось достаточно серьезное внимание. Трудовое воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования у детей добросовестного отношения к труду. Формирование добросовестного отношения к труду имеет своей целью воспитание любви и уважения к нему, готовности выполнять любую работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные.

Содержание

Введение
Идеал и цель трудового воспитания, выдающиеся и видные классики педагогической мысли народов Северного Кавказа об опыте
Народная педагогика Северного Кавказа о формах и методах, приемах и средствах трудового воспитания подрастающих поколений
Традиции взаимопомощи - как средство трудового воспитания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этно.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

Эстетический вкус народа формировался и в организации пространственной среды обитания. Достаточно вспомнить великолепные дворики мусульманских мечетей и духовных школ (медресе), украшенные деревьями, цветниками и фонтанами; дворы русских монастырей; главные площади казачьих станиц (майданы). Дворовые территории у большинства славянских и кавказских народов отличаются строгой иерархией построек, обеспечивающих комфорт не только семьи, но и домашних животных.

Трудовое воспитание северо-кавказского народа являлось основой воспитания. Труд закалял физически, развивал нравственно, укреплял волю и стойкость, обогащал ценным опытом старших поколений. Трудовое воспитание начиналось с раннего возраста.

Вообще, на Северном Кавказе трудовое воспитание было вплетено в жизнь и быт семьи и общества. Трудовая деятельность связана с её полезностью и для жизни, и для здоровья. Человек трудолюбивый в народном сознании красив. Труд «рождает чувство собственного достоинства, воспитывает благородные привычки... на которых и произрастают и трудолюбие, и бескорыстность как высшее проявление человеческого в человеке». «Была бы работа!» — говорит герой романа И.Базоркина «Из тьмы веков», и в этой крылатой фразе Л.М-Т.Харсиева видит приоритет эстетического аспекта в трудовой деятельности народа, ибо с ним, в первую очередь, связано духовное удовлетворение, которое само по себе способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы.

На протяжении всей человеческой истории народ создавал и продолжает создавать материальные и духовные ценности. Он передавал производительно-трудовой опыт старших поколений молодым, обрабатывал землю, выращивал скот, строил жилище и, не обрекая себя на застой, воспитывал детей, готовя их к жизни. Подчеркивая эту созидательную миссию народа, А.М.Горький назвал ее неиссякаемым источником не только материальных, но и духовных ценностей, первым по времени и гениальности философом и поэтом, «издавшим историю всемирной культуры». Из народного наследия, творчества черпают свое вдохновение и писатель, и художник, и композитор, и педагог.

Именно народ создал язык, который К.Д.Ушинский назвал «величайшим народным наставником, учившим народ, когда не было еще ни книг, ни школ».

Благодаря языку, народ накапливал знания из области истории, языка, агрономии, медицины, математики, астрономии, ставшие впоследствии основой для формирования специальных наук.

Огромны заслуги народа в накоплении опыта народного воспитания и педагогических идей. Сказки, поговорки, легенды, эпизоды из героического эпоса северокавказских народов из книги «Нарты» заполнены сюжетом воспитательного смысла. В них прослеживаются важные педагогические рекомендации, факторы и закономерности развития личности.

Еще задолго до возникновения школ и письменности у горцев были свои представления о сущности и задачах народного воспитания.

Народная педагогика, на базе накопленного за многовековую историю воспитательного процесса и представляющая совокупность эмпирических знаний в области воспитания и обучения подрастающих поколений, стала заниматься совершенствованием трудового и воспитательного опыта людей, обогащаясь новыми идеями. «У людей, - пишет Г.Н.Волков, — есть духовная потребность в воспитании подрастающего поколения, при этом не исключается наличие и элемента бессознательности и удовлетворения этой потребности».

Он отмечает, что в течение многих веков развитие народной и научной педагогики шло параллельно в сложном взаимодействии. Но при этом «народная педагогика сохранила свои позиции по сей день: бессмертны ее средства — песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки; бессмертны многие черты личности, сформированные народом как требования к воспитанию подрастающего поколения».

Это указывает и на то, что народная педагогика, обогащенная народным опытом и новыми идеями, стала источником научной педагогики. Отсюда, то внимание, которое уделяли ей великие классики педагогики. Так учение Я.А.Коменского пронизано заботой о детях простого народа, духом народности. В основе выдвинутой им идеи «материнской школы» также лежит народный воспитательный опыт. Вся самоотверженная деятельность Я.А.Коменского определялась желанием помочь своему народу в стремлении к светлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о том, чтобы «народ имел хороших и мудрых правителей».

Именно патриотическая преданность своему народу побуждала Я.А.Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. В качестве эпиграфа к сочинению «Об изгнании из школ косности» взята была поговорка «Дело молодых — работать, дело старых — советовать»», встречающаяся у многих народов в таком же виде или с незначительными коррективами. «В педагогике Я.А.Коменского слились сокровища народной чешской педагогики, в особенности демократические, народно-педагогические традиции протестантских общин, братств, античное наследие, педагогические идеи социальных утопий с их предвосхищением равного для всех, всеобъемлющего и ориентированного на труд, на подготовку к практической жизни воспитания» .

Народная педагогика Северного Кавказа о формах и методах, приемах и средствах трудового воспитания подрастающих поколений

Методика трудового воспитания включала в себя и своеобразные формы трудового воспитания, основными из которых являлись индивидуальное обучение и коллективное обучение.

Индивидуальное обучение труду занимало в трудовом воспитании горских детей особое место. Все народы Северного Кавказа придавали огромное значение воспитанию детей, в равной степени мальчиков и девочек, но «разумеется, в широких народных массах первостепенное значение придавалось развитию трудовых навыков и нравственных качеств».

В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10-12 годам и заметно выявлявшим традиционные половозрастные традиции. Лет до 6-8 дети независимо от пола пользовались практически полной свободой, а их приобщение к труду сводилось к таким незначительным поручениям, как, например, подать какую- нибудь легкую вещь. Все дети бегали, играли, непринужденно общались друг с другом. Запрещалось сравнительно немногое: например, чтобы мальчики и девочки вместе купались в реке. Затем девочек начинали постепенно обособлять от мальчиков и, как правило, раньше привлекать к работе по хозяйству. Их посылали с поручениями, за водой, за хворостом, приучали к уходу за младшими детьми и к обслуживанию старших, их привлекали к уборке дома и приготовлению пищи, работе на огороде и, в особенности - к многочисленным женским домашним промыслам и рукоделию: обработке шерсти и конопли, шитью, вязанию, плетению, вышиванию и т.д.

Лет в 10-12 наступал следующий возрастной рубеж. Сегрегация полов становилась более строгой: из общего помещения дома, где дети спали вместе с родителями, мальчиков переводили в кунацкую, девочек, если была возможность - в отдельную комнату.

С этого же возраста воспитание мальчиков, до сих пор находившихся в руках женщин, становилось главным образом делом мужчин. «В 13-14 лет мальчик становился помощником отца во всех отраслях хозяйства, а к 16 годам свободно управлял сохой, владел топором, серпом и косой. С этих лет он делался «взрослым» с правом голоса...».

Подростка-мальчика начинали серьезно приобщать к мужскому крестьянскому труду. Его учили ухаживать за скотом: пасти и гонять на водопой лошадей и крупный рогатый скот, обрабатывать на горных пастбищах молочные продукты; работать в поле — погонять тягловых животных, а затем и выполнять все другие земледельческие операции; делать мужские работы по дому; заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом, изготовлять и чинить сельскохозяйственный и домашний инвентарь. В семьях ремесленников мальчики начинали овладевать профессиями кузнеца, плотника, и др. «Мальчики ходили в ночную, ухаживали за скотом, участвовали в строительных и ремонтных работах, помогали в полеводстве и заготовке кормов и топлива», - пишет Х.М.Цориева.

В процессе трудовой деятельности подростки получали физическую закалку, но этим дело не ограничивалось. Согласно традициям патриархально-феодального строя большое внимание уделялось и тому, чтобы сделать из подростка выносливого и умелого наездника и воина. Еще ребенком мальчика учили верховой езде и поощряли в нем любовь к физическим играм и состязаниям, а для подростка обязательной составной частью воспитания была джигитовка и стрельба в цель. «При всяком случае и, в особенности на охоте его учили ориентироваться на местности, делать дальние переходы и устраивать засады, переносить трудности и лишения».

Девочка до 13-14 лет должна была пройти всю незамысловатую школу домашнего хозяйства. Подросших девочек иногда также, как и мальчиков, учили верховой езде, но во второй половине XIX века это уже выходило из обыкновения.

 

 

 

 


Информация о работе Идеал и цель трудового воспитания, выдающиеся и видные классики педагогической мысли народов Северного Кавказа об опыте